Связь семейной ситуации развития и тревожности у подростков
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Связь семейной ситуации развития и тревожности у подростков»
по дисциплине: «Психология»
2021
23.00 BYN
Связь семейной ситуации развития и тревожности у подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Семья как психическая система
1.2 Особенности родительско-детского взаимодействия в подростковом возрасте
1.3 Тревожность как эмоциональная система
ВВЕДЕНИЕ
Современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и ключевым институтом психологической поддержки и воспитания в подростковом возрасте. Однако педагогическая некомпетентность родителей и выбор неконструктивных стилей семейного воспитания могут оказывать негативное влияние на эмоциональное состояние и личностное развитие подростка. Актуальность исследования взаимосвязи семейной ситуации развития и тревожности у подростков обусловлена тем, что взаимоотношения и общение в семье играют огромную роль в развитии и воспитании развивающейся личности ребенка. Поэтому важно своевременно выявлять подростков с различными эмоциональными и личностными нарушениями. А это в свою очередь станет возможным при условии выявления наиболее значимых аспектов семейного воспитания.
На сегодняшний день целостных, систематизированных представлений о роли и месте стилей семейного воспитания как факторе формирования проявлений характера подростка явно недостаточно. Между тем потребность в научном осмыслении семейных воспитательных практик очевидна и подтверждается современной социальной ситуацией. Помимо этого важность изучения семейного воспитания обусловлена влиянием особенностей отношения родителей на формирование личностных и эмоциональных особенностей подростка.
Изучением проблемы семейного воспитания и детско-родительского общения занимались следующие авторы: М.В. Быкова, В.А. Волчек, В.А. Мудрик, Е.О. Смирнова, и др. Важный вклад в разработку проблемы воспитания подростков внесли Г.С. Абрамова, Т.Н. Курбатова, О.Ю. Михайлова, Л.П. Обухова, Е.В. Ольшанская, Н.Я. Петрусь, Л.И. Строганова и др. В Республике Беларусь изучение различных аспектов семейного воспитания проводится по следующим направлениям: изучение эффективных методов воспитания детей, разработка методов диагностики семейного воспитания, разработка коррекционных и профилактических программ с целью оптимизации семейного воспитания. Что касается проблемы тревожности, то в отечественной психологической литературе можно выделить несколько подходов к пониманию тревожности. Некоторые исследователи [14], [17] рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающих в трудных, угрожающих, необходимых условиях.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Семья как психическая система
Семья представляет собой сложную систему отношений, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
Основная специфика современной семьи заключается в том, что она утратила свои традиционные черты, а это значит, что предыдущее знание о ней не может быть перенесено на современные условия.
К.Н. Поливанова трактует понятие «семьи» как некоей воспроизводящей общественные отношения активной системы социальных отношений. С этой позиции под семьей можно понимать, отдельную мало компонентную социальную группу, которая в большинстве случаев достаточно адекватно может реагировать на определенный социальный опыт и постепенно с течением времени в ходе реализации определенных имеющихся возможностей может стать воспитывающим коллективом, который ориентируется на процессы, которые реализуются в обществе [20, с. 55].
Согласно позиции Э.Г. Эйдемиллера, термин «семья» можно трактовать как взаимозависимую сеть разнообразных межличностных отношений по принципу принятия либо непринятия, проявления либо не проявления симпатии, проявление уважение либо полного пренебрежения, оказания поддержки либо проявления безразличия, проявления чувства любви либо неприязни [24, с. 94].
С позиции А.Я. Варги, семья представляет собой отдельно взятую малую группу в социальном плане. Ее члены оказываются связанными брачными либо же кровными отношениями, совместным ведением быта и оказанием необходимой моральной поддержки. Реализация функций семьи обусловлена социальной необходимостью, которая связана с выраженными потребностями общества в реализации физического, а также духовного воспроизводства людей [3, с. 48].
1.2 Особенности родительско-детского взаимодействия в подростковом возрасте
Детско-родительские взаимодействия оказываются весьма существенной подсистемой в общей структуре отношений в семье и могут трактоваться как динамичные, продолжительные и обусловленные возрастом ребенка. Для описания эмоционального взаимодействия в структуре детско-материнских взаимоотношений, используются следующие понятия: тип родительского отношения, стиль семейного воспитания, родительские установки, эмоционально-ценностное отношение родителей [8, с. 124].
Родительско-детское взаимодействие в подростковом возрасте может быть определено, по мнению О.А. Карабановой, следующими параметрами:
− характер эмоциональной связи: со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны подростка – привязанность и эмоциональное отношение к родителю;
− степень вовлеченности родителя и подростка в детско-родительское общение;
− стиль общения и взаимодействия с подростком, особенности проявления родительского лидерства;
− способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций: поддержка автономии подростка;
− социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
− степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного общения [6, с. 118].
Интегративные показатели детско-родительских отношений, которые оказывают влияние на развитие личности подростка:
– родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;
– тип семейного общения, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации.
1.3 Тревожность как эмоциональная система
Обзор научной литературы последних лет позволяет анализировать тревожность с разных позиций, которые допускают утверждение о том, что ее повышенный показатель формируется и реализуется в процессе сложного взаимодействия когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, которые провоцируются при воздействии на человека самыми разными стрессами. В отечественных психологических исследованиях описаны несколько подходов к изучению феномена тревожности. Отдельные исследователи [14], [17] рассматривают тревожность в основном применительно к стрессовым ситуациям, как временное негативное эмоциональное состояние, которое формируется в сложных, угрожающих, стрессогенных условиях.
А.М. Прихожан отмечает, что тревожность представляет собой переживание эмоционального дискомфорта, который связан с ожиданием какого-то неблагополучия, и предчувствием некоторой опасности [14].
Тревожность трактуется как склонность человека переживать тревогу, которая характеризуется низким уровнем формирования данной реакции. Тревожность выступает как один из базовых параметров при выделении индивидуальных различий. Тревожность представляет собой личностную особенность, заключающуюся в чрезмерно легком формировании состояния тревоги [14, с. 38].
Выделяют тревожность по различным видам ее проявления. В частности, изменяющиеся в отдельных ситуациях проявления тревожности получили название ситуативной. Специфическую особенность личности, которая может проявлять данного вида тревожность, называют «ситуативная тревожность». Описанное состояние включает в себя субъективно переживаемыми эмоции, которые предполагают проявление напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности. Описанное состояние может формироваться как определенная эмоциональная реакция на возникшую стрессовую ситуацию и может различаться по интенсивности и динамичным характеристикам во времени [17, с. 137].
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М. : Просвещение, 2013. – 520 с.
2. Аксенов, А.Н. Белорусская семья в системе государственной идеологии / А.Н. Аксенов // Демографические проблемы Беларуси и духовно-нравственное здоровье нации : материалы Международной научной конференции.- Гомель : УО "ГГУ имени Ф.Скорины", 2010.- С.141-143.
3. Варга, А.Я. Теоретические основы системной семейной психотерапии / А.Я. Варга, Г.Л. Будинайте // Журнал практического психолога. – 2005. - № 2. – С.48-60.
4. Голубев, В.Н. Стили родительского отношения и развитие коммуникативных умений ребенка / В.Н. Голубев // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – № 43. – С. 19-22.
5. Капустин, С.А. Сбалансированный стиль родительского воспитания и его влияние на развитие личности детей / С.А. Капустин // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 119–129.
6. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. — М. : Гардарики, 2006. – 320 с.
7. Леганькова, О.В. Эффективное родительство как важнейшее условие психологического здоровья личности / О.В. Леганькова, А.С. Стежко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сборник научных статей. Минск: БГПУ, 2013. – 230 с.
8. Лущенко, Э.М. К вопросу о понятии родительство и его сущности / Э.М. Лущенко, С.И. Некрасов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – №2. – С.124-128.
9. Межличностное общение / Под общ.ред. Н.В. Казариновой, В.М.Погольши. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
10. Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2015. – 362 с.
11. Пергаменщик, Л.А. Жизненный путь семьи как индивидуальная история / Л.А. Пергаменщик, В.И. Слепкова // Проблемное поле современной семьи : материалы I Международной научно-практической конференции. МГГУ им. М.А. Шолохова 18–19 июня 2015 г. (г. Москва) / Отв. ред. М.И. Розенова, В.В. Ермолаев, Э.В. Лихачёва. – М. : ООО «Диона», 2015. – 250 с.
12. Пергаменщик, Л.А. Семья как социальная сеть поддержки / Л.А. Пергаменщик // Проблемное поле современной семьи : материалы I Международной научно-практической конференции. МГГУ им. М.А. Шолохова 18–19 июня 2015 г. (г. Москва) / Отв. ред. М.И. Розенова, В.В. Ермолаев, Э.В. Лихачёва. – М. : ООО «Диона», 2015. – 250 с.
13. Поливанова, К. Н. Современное родительство как предмет исследования / К. Н. Поливанова // Психологическая наука и образование. – 2015. – № 3. – С. 5–11.
14. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М.Прихожан // Психологическая наука и образование. – 2008. - №2. – С.38-48.
15. Психология развития : учебник / Под ред. Т.Г. Маркоцинской. – М. : Издат. центр «Академия», 2015. – 528 с.
16. Слободич, С.Ю. Дифференцированное родительское отношение: мета-анализ / С.Ю. Слободич // Философия и социальные науки. – 2014. – № 3. – С. 72-75.
17. Степанов, С.С. Тревожность и ее проявления / С.С.Степанов // Семья и школа. – 2014. - №1. – С.136-148.
18. Фалькович, Т.А. Подростки XXI века / Т.А. Фалькович. – М. : ВАКО, 2016. – 256 с.
19. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления. Характеристики процесса развития личности / Д.И. Фельдштейн. – М.: Флинта, 2009. – 670 с.
20. Феномен родительства: социально-психологический аспект. Монография/ С.Ю. Девятых; под общ. Ред. В.А. Сонина.− Витебск: изд. УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. – 104 с.
21. Фрейд, З. «Я» и «Оно». Избранные работы / З. Фрейд; пер. Л. Голлербах. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 165 с.
22. Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 224 с.
23. Шмырева, О.И. Эмоциональное состояние личности в подростковом возрасте: Монография / О.И. Шмырева. – Воронеж: Изд-во «АИСТ», 2007. – 176 с.
24. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 2017. – 384 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты