Технологии социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Технологии социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников»
по дисциплине: «Технологии социально-педагогической деятельности»
2021
45.00 BYN
Технологии социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Технологии социально-педагогической деятельности
Организация: Радошковичская средняя школа, ГУО (Молодечненского района)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Дифференциально-диагностический опросник
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Сущность и структура профессионального самоопределения старшеклассников
1.2 Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей учащихся старших классов
1.3 Сущностные характеристики социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
2.1 Диагностика профессионального самоопределения старшеклассников
2.2 Программа социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
2.3 Методические рекомендации специалистам социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, классным руководителям, родителям по социально-педагогической поддержке профессионального самоопределения старшеклассников
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время роль образования стремительно возрастает, как и его влияние на все сферы общественной жизни. Переход от индустриального к постиндустриальному и информационному обществу означает, что процесс создания и распространения знаний приобрел решающее значение. Возрастающая роль знаний в общественном развитии и постепенное превращение информации в основной капитал коренным образом изменили роль образования в структуре социальной жизни современного мира.
В то же время резко возрастает значение образования как ключевого фактора в формировании нового качества не только экономики, но и общества в целом. Современная система образования пока еще способна конкурировать с системами передовых цивилизаций, но без глубокой и всесторонней модернизации образования, выделения необходимых ресурсов и создания механизмов их эффективного использования, включая профориентацию и их социально-педагогическую поддержку, ее преимущества могут быть быстро утрачены.
Выбор профессии выпускником общеобразовательного учреждения во многом определяет его дальнейший карьерный рост и материальное благополучие. На выбор профессии молодого человека иногда влияет его последующая удовлетворенность процессом работы, ее результатами, возможностью быть максимально творческим и эмоциональным и в полной мере реализовать свои жизненные планы.
Однако зачастую этот выбор делается на интуитивном уровне, под влиянием эмоций и поверхностных впечатлений, без учета таких факторов, как потребности рынка труда, физические и интеллектуальные способности человека, склонность к изучению той или иной профессии. В результате большинство выпускников не имеют четких жизненных перспектив, они оказываются нежелательными для компаний и поэтому вынуждены работать не по специальности, что наиболее тревожно, находясь в состоянии явного стресса и социальной незащищенности.
Общеизвестно, что старшей школе принадлежит особая роль в профессиональной ориентации старшеклассников, которая действует на основе профильного обучения. С одной стороны, рамки профессиональной самореализации старшеклассника сужаются профильным образованием, но, с другой стороны, старшеклассник получает профессиональную ориентацию, которая позволяет ему установить свою перспективу профессионального самоопределения. В этом контексте особое значение приобретает социально-педагогическая поддержка, способствующая профессиональному выбору старшеклассника и активизирующая учебную деятельность для дальнейшей самореализации после окончания школы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Сущность и структура профессионального самоопределения старшеклассников
Исследования карьерного самоопределения проводились в рамках нескольких направлений, включая социологию (И.С. Кон), профориентацию (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников), жизнедеятельность (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург), развитие карьеры (Т.В. Кудрявцев, Э.Ф. Зеер). Отечественные психологи придают большое значение анализу структуры профессионального самоопределения (Е.А. Климов). Активно изучаются различные факторы профессионального самоопределения (Л.И. Анциферова).
А. Маслоу разработал концепцию развития карьеры и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека к совершенствованию, самовыражению и значимому самовыражению. В его концепции такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация» и «самореализация» близки к понятию «самоопределение» [15, с.37].
П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека конструировать себя, свою личную историю, способность переопределять свою сущность [27, с.72].
Подробно анализируя взгляды Е.А. Климова, мы видим, что он понимает самоопределение как важное проявление психологического развития, как активный поиск возможностей для развития и формирования себя в полноценного члена группы «действующих лиц», группы профессионалов, которые чем-то полезны.
Вопрос о профессиональном самоопределении – один из самых важных в жизни человека. Профессиональное самоопределение – это способ, которым человек реализует себя в сфере профессиональной деятельности, и является важнейшей линией личной жизни и личностного самоопределения [10, с. 62].
Формирование профессии – это процесс, включающий определенные стадии, фазы, каждая из которых имеет специфические психофизиологические и психосоциальные характеристики, обеспечивающие успешное осуществление профессиональной деятельности. Основной характеристикой концепции формирования профессии является то, что возникло, но еще не приобрело полную форму, очертания [12, с. 41].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
2.1 Диагностика профессионального самоопределения старшеклассников
База исследования: ГУО «Радошковичская средняя школа Молодечненского района».
С целью формирования представлений о особенностях профессионального самоопределения старшеклассников, нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 60 учащихся старших классов в возрасте 14-15 лет. Выборка составила 20 (35%) мальчиков и 40 (65%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Этапы эмпирического исследования:
1) на первом этапе проводился подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) на втором этапе проводилось исследование особенностей личности учащихся как субъектов общественных отношений с помощью тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялась обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Цель эмпирического исследования: эмпирически обосновать особенности применения технологий социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся.
Задачи исследования:
1. Провести диагностическое исследование.
2. Разработать программу социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся.
3. Разработать методические рекомендации специалистам социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, классным руководителям, родителям по социально-педагогической поддержке профессионального самоопределения старшеклассников.
Методики исследования:
1. Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов, А.А. Азбель) (Приложение А)
Данная методика направлена на формирование представления об особенностях профессиональной направленности на основе различных видов деятельности.
Для данной методики используется классификация профессий, направленная на классификации профессии на группы по предмету труда: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профориентация – очень важное явление не только в сфере преподавания, но и в жизни каждого человека. Существует несколько определений профориентации, но все они сводятся к одному: профориентация – это система научной и практической подготовки к свободному и самостоятельному выбору профессии молодыми людьми. Его цель - подготовить молодых людей к осознанному выбору профессии.
Анализ литературных источников показал, что профессиональное самоопределение представляет собой это способ, которым человек реализует себя в сфере профессиональной деятельности, и является важнейшей линией личной жизни и личностного самоопределения. Основными структурными элементами профессионального самоопределения являются мотивационный, когнитивный и социальный.
В старшем школьном возрасте для детей характерными являются такие особенности как повышение уровня самосознания, повышения уровня требований старшеклассников к окружающему миру, а также формирование определенных направлений в рамках профессионального самоопределения.
Процесс психологического сопровождения представляет собой определенную форму работы по оптимизации взаимодействия родителей и педагогов в рамках повышения уровня профессионального становления у детей старшего школьного возраста.
Изучили доступную информацию по данной работе, и дали следующие краткие определения:
1 Целью профориентации является поддержка учащихся в выборе профессии и формирование осознанного отношения к работе.
2 Основными задачами являются: формирование внутренней подготовки к профессиональной деятельности, положительного отношения к труду, целеустремленности и предприимчивости.
3. профориентация включает в себя: профессиональное образование и обучение, в том числе информирование и продвижение по службе; консультирование по вопросам карьеры, основной целью которого является оказание помощи лицам в выборе профессии специалистами; отбор и найм по вопросам карьеры, целью которого является подбор лица, наиболее способного успешно овладеть профессией и выполнять соответствующие должностные обязанности.
4. основными формами профориентационной работы являются диагностика, рассказ, объяснение, беседа, профессиограммы, экскурсии, анкеты и тесты.
1. Ажнина, О. Психологическая поддержка профессионального самоопределения детей–сирот //Воспитание школьников. – 2005. – № 7. – С. 41–47
2. Александрова, Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре/ Е.А. Александрова. – Саратов, 2007. – 192 с.
3. Боревникова, С.А. Профессиональное самоопределение. //Психологическое обеспечение трудовой деятельностью / С.А. Боревникова. – СПб. – 1991. – С. 6–23
4. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия / Г.Б. Логинова. – М.: Знание, 2011. – 80 с.
5. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века. / О.С. Газман. – М.: Академия, 2015. – 256 с.
6. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. – Киев: универ, 2008. –156 с.
7. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника / А.Е. Голомшток. – М.: Педагогика, 2009. – 160 с.
8. Горностай, Н.Н. Теория и практика психологического консультирования / С.В. Васьковская. – К.: Наукова думка, 2005. – 156 с.
9. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 2011 – 258 с.
10. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. / О.А. Карабанова. – М.: Рос. пед. агентство, 2007. – 191 с.
11. Климов, Е.А. Путь в профессию. / Е.А. Климов. – Л.: Лениздат, 1974. – 187 с.
12. Кодатенко, О.М. Педагогическая поддержка социализации личности подростка. / О.М. Кодатенко. – Саратов, 2008. – 224 с.
13. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. –М.: «Академия», 2008. – 160 с.
14. Колеченко, А.К. Психологическое обеспечение / А.К. Колеченко. – М.: Академия, 2003. – 208 с.
15. Кузьмина, Н.В. Профессиональная деятельность преподавателя/ Н.В. Кузьмина. – М.: Академия, 2004. – 245 с.
16. Куницкая, О.С. Адаптация первокурсников в учреждении высшего образования как социально-педагогическая проблема / О.С. Куницкая // Адукацыя і выхаванне. – 2013. – № 10. – С. 81-84
17. Костюк, Г.С. Роль профессионального самоопределения в формировании личности. //Вопросы профессиональной ориентации учащихся. – М.: Просвещение, 2009. – С. 3–14
18. Кривошеева, Г. Выбери свое будущее! //Тренинг профессионального самоопределения. //Психолог. – 2006. – № 11. (Март) – С. 25–28
19. Кудрявцев, Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. //Вопросы психологии. – 1983. – № 2. – С. 51–59
20. Куницкая, О.С. Социально-педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопределении [Электронный ресурс] / О. С. Куницкая, Д. Н. Романчик // Репозиторий БГПУ. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/39336.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд–во полит. Литер, 2010. – 256 с.
22. Лесовик И.В. Педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопределении /И.В. Лесовик //Ростовский электронный журнал. – №18 – С–22.
23. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М.: Знание, 2006. – 64 с.
24. Лунина, Е.Г. Социально психологическая поддержка как фактор минимизации профессиональной деформации сотрудника правоохранительных органов. / Е.Г. Лунина. – Москва: Академия, 2007. – 22 с.
25. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб: Питер, 2009. – 478 с.
26. Макаренко, Н.В. Основы профессионального психологического отбора/ Б.А. Пухов. – Киев, 2007. – 245 с.
27. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
28. Мозжерина, А.М. Организация работы по профессиональной ориентации подростков [Электронный ресурс] / А. М. Мозжерина // Studylib. – Режим доступа: https://studylib.ru/doc/404156.
29. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Slovar.cc. – Режим доступа: https://slovar.cc/enc/ped.html.
30. Об утверждении программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016–2020 гг. Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление М-ва образования Респ. Беларусь, 22 февр. 2016 г., № 9 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Режим доступа: https://www.etalonline.by/document/?regnum=u216e2351&q_id=1739759.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Дифференциально-диагностический опросник
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты