Способы увеличения продаж в аптеке
ВГМУ (Витебский государственный ордена дружбы народов медицинский университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Способы увеличения продаж в аптеке»
по дисциплине: «Организация и экономика фармации»
2021
45.00 BYN
Способы увеличения продаж в аптеке
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Организация и экономика фармации
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ МЕРЧАНДАЙЗИНГА В АПТЕКЕ
1.1 Категории клиентов, влияющих на продажи в аптеке
1.2 Виды товаров в аптеке
1.3 Мероприятия по стимулированию продаж в аптеке
1.4 Формы стимулирования продаж
1.5 Оформление торгового пространства в аптеке
1.5.1 Правила оформления аптечных витрин
ГЛАВА 2. ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ ФАРМАЦЕВТА ПРИ ПРОДАЖЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
2.2 Этапы продаж лекарственных средств в аптеке
2.2 Влияние работы фармацевта-консультанта на увеличение продаж в аптеке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Не так давно, фармацевтические предприятия и организации нашей страны воспринимались как торговые учреждения в последнюю очередь. Аптеки были, прежде всего, местом, где по символическим ценам распределялся дефицитный продукт. Это положение изменилось с внедрением рыночной экономики [6].
Во-первых, часть фармацевтических предприятий перешла в частную форму собственности, а предприятия, оставшиеся в государственной собственности, были переведены на самоокупаемость.
Во-вторых, бурный рост фармацевтического сектора привел к усилению конкуренции, как между производителями, так и между оптовыми и розничными посредниками на фармацевтическом рынке [13].
Либерализация цен, увеличение ассортимента реализуемых фармацевтическими предприятиями товаров и услуг, привели к необходимости приобретения новых знаний в области увеличения продаж в условиях конкуренции [7].
В настоящее время ведущей в управлении предприятием должна стать стратегия конкурентной рациональности, представляющая целенаправленные действия по поиску устойчивого преимущества перед конкурентами путем удовлетворения нужд потребителей [12].
Цель исследования – изучение способов увеличения продаж в аптеке.
Задачи исследования:
1. Собрать и систематизировать теоретический материал по способам повышения продаж в аптеке.
2. Выявить основные мероприятия, направленные на стимулирование продаж в аптеке.
3. Определить значимость работы фармацевта при продаже товаров аптеки и лекарственных средств.
Объект исследования: продажа аптечных товаров.
Предмет исследования: способы и мероприятия, направленные на увеличение продажи товаров в аптеке.
Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы и Интернет источников по теме курсовой работы; метод анализа, который заключался в выделении и изучении отдельных частей мерчандайзинга в аптеке; метод классификации, заключающийся в группировке способов увеличения продаж в аптеке по определенным признакам.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ МЕРЧАНДАЙЗИНГА В АПТЕКЕ
1.1 Категории клиентов, влияющих на продажи в аптеке
На увеличение продаж в аптеке оказывают влияние два фактора: понимание спроса на предлагаемый товар и знание групп клиентов, влияющих на продажи.
Сегодня в контексте фармацевтического рынка нашей страны можно выделить четыре основных категории клиентов компании-производителя, которые оказывают в той или иной степени влияние на продажи лекарственных препаратов, – это дистрибьюторы, врачи, провизоры и фармацевты (аптечные организации), а также сами пациенты. Крайне важно наладить механизм взаимодействия с каждой из этих групп. Однако та компания-производитель, которой все-таки удалось осуществить эту задачу, имеет реальные шансы увеличить прибыль от продаж минимум на 25% [13].
Рассмотрим кратко каждую категорию клиентов.
1. Врач. Среди всей категории врачу принадлежит почетное место. Более 50 % ЛС в аптеке приобретаются по его рекомендациям, из них на долю препаратов ОТС (безрецептурных) приходится около 40%. Цифры не маленькие, что, безусловно, говорит о весьма значимой доле объема лечения. Исходя из этого, можно говорить о том, что для увеличения продажи продукции компании-производителя медицинскому представителю, в первую очередь, необходимо наладить четкое взаимодействие с врачом, так как именно медицинские работники оказывают прямое влияние на пациента и косвенно влияют на все остальные группы клиентов.
2. Дистрибьютор. В роли дистрибьюторов, как правило, выступают коммерческие учреждения, основная цель которых состоит в увеличении объема продаж товара, что напрямую зависит от отлаженной работы представителя компании-производителя с дистрибьютором.
К товарам, увеличивающим объем продаж, относятся, в большей степени, ОТС-препараты. Благодаря привлекательной цене, отсутствию рецептов на покупку, они могут широко рекламироваться среди населения, что и приводит к их быстрой продаже. Такие препараты для дистрибьютора являются привлекательными, поэтому закупаются им в больших объемах, что, в свою очередь, является особенно выгодным для производителя.
3. Пациент. Практика показывает, что подавляющее число населения избегают приема врача и за консультацией обращаются сразу в аптеку. Без рецепта врача именно препараты ОТС составляют большую часть товара, покупаемого в фармацевтической организации этой группой клиентов.
Ключевую роль в формировании выбора препаратов играет провизор-фармацевт, который имеет возможность посредством внешней рекламы, информируемой непосредственного потребителя напрямую, минуя врачей и провизоров, влиять на выбор приобретаемого в аптеке товара.
Медицинский представитель практически не сталкивается с этой категорией клиентов, однако работая с категорией «Аптеки», может оказывать на нее косвенное влияние.
ГЛАВА 2. ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ ФАРМАЦЕВТА ПРИ ПРОДАЖЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
2.1 Этапы продаж лекарственных средств в аптеке
Психологический аспект процесса покупки можно представить в виде следующей английской аббревиатуры AIDA:
1. А (Attention) – привлечение внимания;
2. I (Interest) – возбуждение интереса;
3. D (Desire) – желание совершить покупку;
4. A (Action) – действие.
Последовательность этапов продажи лекарственных средств в аптеке, которой должен придерживаться фармацевт, следующая:
1 этап – установление личного контакта;
2 этап – выявление потребностей покупателя с помощью вопросов;
3 этап – презентация товара;
4 этап – преодоление возражений;
5 этап – завершение продажи.
Установление личного контакта [6].
Многие работники аптеки ошибочно полагают, что продажа начинается с момента, когда покупатель заводит диалог и спрашивает о лекарстве. Однако продажа начинается еще с самой первой минуты, когда человек только входит в аптеку. В этот момент он «покупает» аптеку: атмосферу в ней, товар, других посетителей и, прежде всего, провизора (фармацевта), от которого он ждет помощи, рекомендаций, совета и участия.
Первое, что должен помнить фармацевт, – это умение произвести благоприятное впечатление на посетителей. Результат любой продажи можно предсказать после 10 секунд взаимодействия с покупателем.
Поэтому крайне важно для работника аптеки произвести положительное впечатление на посетителей с первого взгляда, с первых минут, а то и секунд встречи. Завоевание доверия является важнейшим условием установления продуктивных отношений. Если покупатель доверяет фармацевту, он также верит и в то, что он ему продает [8].
На сегодняшний день существуют следующие способы установления личного контакта:
Зрительный контакт
Установление зрительного контакта, который заключается в обмене взглядов между фармацевтом и покупателем – это один из важнейших способов зрительного контакта. Визуальный контакт способствует сближению людей, создает между ними атмосферу доверия и взаимопонимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Говоря о товарообороте и увеличении объема продаж в аптеке, стоит заострить внимание на категории клиентов, от которых напрямую и зависит увеличение продаж. К данным категориям относятся врачи, дистрибьюторы, пациенты и сама аптека (фармацевты и провизоры). Между данными категориями существует определенная связь, которая благодаря прямому или косвенному влиянию, а также отлаженной работе этих категорий и приводит в конечном счете к увеличению продаж в аптеке.
Знание видов товаров в аптеке и их грамотное распределение по торговому залу также оказывает существенное влияние на увеличение продаж. Так, товары импульсного спроса, будут куплены с большей вероятностью при их размещении в поле зрения покупателя – на витрине около касс.
На повышение продаж в аптеке оказывают влияние и определенные формы стимулирования продаж, таковыми являются:
1) скидки;
2) конкурсы;
3) образцы;
4) подарки.
Эти формы не требуют особых усилий и затрат, а результат имеет положительный эффект – увеличивается объем продаж аптеки, привлекаются дополнительные покупатели.
2. Маркетинговые мероприятия – это такие мероприятия, которые направлены на стимулирование сбыта товара, увеличение продаж в аптеке. Среди наиболее распространенных в настоящее время маркетинговых мероприятий по увеличению продаж выделяют:
1) Мероприятия по увеличению объема продаж.
2) Мероприятия по оптимизации запасов.
3) Мероприятия по оптимизации потоков покупателей.
4) Мероприятия по привлечению дополнительных покупателей.
3. Значимость работы фармацевта для увеличения продаж в аптеке очень велика, ведь продажа начинается не с того момента, когда человек обращается за помощью к фармацевту, а раньше, с той самой минуты, когда он только входит в аптеку. Здесь очень важным являются образовательный уровень и коммуникабельность фармацевтического работника, грамотный индивидуальный подход к каждому клиенту. От того, насколько фармацевт умеет соответствует своим профессиональным качествам и умению работать с клиентами и зависит объем продаж в аптеке.
1. Богданова, Н.Б. Искусство продаж в аптеке // Экономический вестник фармации. – 2001. – №8. – С. 40-42.
2. Голубков, Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Финпресс, 1999. – 656 с.
3. Дремова Н.Б., Соломка С.В., Дзюба В.Ф. Дополнительные услуги в фармацевтических организациях // Экономический вестник фармации. – 2002. – №4. – С. 40-50.
4. Максимкина, Е.А. Планирование сезонного ассортимента // Экономический вестник фармации. – 2001. – №12. – С. 45-47.
5. Мерчандайзинг в аптеке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://leaderteam.ru/merchandizg/merchandajzing-v-apteke.
6. Оленьков, К.Д. Искусство продавать лекарства // Российские аптеки. – 2004. – №3. – С. 48-53.
7. Петрова, Е.Г. Стимулирование продаж в аптеке / Е.Г. Петрова // Фармацевтическое образование. – 2003. – № 11. – С. 64-68.
8. Прохорчук Е.Ю., Сазонова О.П. Мерчандайзинг как элемент продвижения товара // Экономический вестник фармации. – 2001. – №7. – С. 53-54.
9. Сафронов, В.Н. Как увеличить продажу безрецептурных препаратов в аптеке / В.Н. Сафронов // Казахстанский фармацевтический вестник. – 2021. – № 1/2 (601). – С. 37-42.
10. Тельпуховская, Н.М. Горячие точки мерчандайзинга в аптеке / Н.М. Тельпуховская. – М.: Литтерра, 2006. – 156 с.
11. Увеличение продаж в аптеке: 7 полезных подсказок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pharmznanie.ru/article/rabota-v-apteke/uvelichenie-prodaj-v-apteke-7-poleznih-podskazok.
12. Усенко, В.А. Фармацевтический маркетинг // Провизор. – 2003. – №10. – С. 82-85.
13. Ханпира, Е.Л. Мерчандайзинг в аптеке: от теории к практике // Е.Л. Хапура // Фармацевтическое обозрение. – 2004. – №2. – С. 33-37.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты