Суд как участник судебного разбирательства
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Суд как участник судебного разбирательства»
по дисциплине: «Уголовный процесс»
2021
45.00 BYN
Суд как участник судебного разбирательства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Уголовный процесс
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СУДЕ
1.1 Понятие суда, его место среди других участников уголовного процесса
1.2 Задачи и функции суда
1.3 Судебный контроль на досудебных этапах уголовного судопроизводства
ГЛАВА 2 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС СУДА
2.1 Права и обязанности суда
2.2 Состав суда. Секретарь судебного заседания
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА СУДА КАК УЧАСТНИКА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь – это социальное правовое унитарное государство, которое в своей независимости прошло сравнительно небольшую историю. Судебная власть – это одна из трех ветвей власти, обеспечивающая полноценное функционирование государства и осуществления всех необходимых действий государства.
Судебная власть – это гарантия правового государства, стабильности законодательной системы, ее надежности и независимости от других ветвей власти. Судебная власть – обеспечивает единство применения законодательства, исключая разночтения и вольные трактовки.
Большая и труднейшая проблема для любой демократической судебной власти состоит в том, чтобы не поддаваться политическим влияниям. Нельзя, разумеется, вообще отгородится от политики, поскольку судебная власть является составной частью государства, а государство являет собой форму политической организации общества.
Для Республики Беларусь в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества. Ведь, несмотря на проводимые реформы, судебная власть все еще остается несовершенной.
Актуальность темы. Значение суда в уголовном процессе в современной судебной системе сложно переоценить. Несмотря на то, что институт судебной власти довольно давно существует, в различных формах своего проявления, все равно нуждается в совершенствовании способов осуществления правосудия.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с отправлением правосудия судами в уголовном процессе в Республике Беларусь.
Предметом исследования является нормы права, а также теоретические материалы отражающее вышеуказанный вопрос.
Цель исследования – комплексное изучение сфере, касающейся суда как участник уголовного процесса.
Цель образует задачи, необходимые к рассмотрению в ходе работы:
- дать понятие суда, определить его место среди других участников уголовного процесса;
- рассмотреть задачи и функции суда;
- изучить судебный контроль на досудебных этапах уголовного судопроизводства;
- охарактеризовать права и обязанности суда;
- исследовать состав суда, статус секретаря судебного заседания;
- проанализировать направления совершенствования процессуального статуса суда как участника уголовного процесса.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СУДЕ
1.1 Понятие суда, его место среди других участников уголовного процесса
В теории уголовного процесса при помощи понятий правосудия и судопроизводства раскрывается функционирование суда.
Однако, чтобы раскрыть государственно-властную природу судебного органа, чтобы понять, как изменяется его роль и место в уголовном судопроизводстве, этих понятий оказывается недостаточно.
Эти понятия не раскрывают в полной мере функциональную деятельность суда как государственно-властную структуру. В связи с этим особое теоретическое значение приобретает вопрос, касающийся механизма реализации судебной власти.
Судебная власть — самостоятельная ветвь государственной власти, которая имеет сложную политико-правовую природу. Функционирование этой ветви не сводится только к выполнению судом процессуальных действий в качестве одного из участников уголовного судопроизводства. В силу этого необходимо выделить и провести анализ государственно-властного элемента в функционировании судебного органа, для того чтобы раскрыть содержание и основу тех властеотношений, которые возникают между судом с одной стороны и участниками уголовного судопроизводства — с другой.
Суд, судебную власть принято рассматривать применительно к правам и свободам человека и гражданина преимущественно с позиции их судебной зашиты, обеспеченности и гарантированности. Конституционные права и свободы человека и гражданина занимают особое место в праве. Конституционно выраженный и закрепленный комплекс прав и свобод не единственная, но вместе с тем основная и наиболее значимая форма воплощения права.
Суд - это любой организованный на законных основаниях общий суд Республики Беларусь, рассматривающий дела коллегиально или единолично: суд первой инстанции, суд кассационной (второй) инстанции, суд надзорной инстанции.
В современном белорусском законодательстве термин «судебная власть» впервые употреблен в Декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь» от 27 июля 1990 года. В указанной Декларации было закреплено, что разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом существования Республики Беларусь как правового государства (ст.7).
ГЛАВА 2 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС СУДА
2.1 Права и обязанности суда
Эффективное осуществление судьями функций, связанных с правосудием, невозможно без наделения их соответствующим комплексом прав и возложения обязанностей.
В ст.71 Кодекса о судоустройстве и статусе судей указаны некоторые права и обязанности суда [2].
Так, к правам суда относятся:
- подготовка и назначение судебного разбирательства;
- рассмотрение уголовных дел в первой инстанции;
- рассмотрение уголовных дел в порядке апелляции и надзора, а также в уголовном процессе по вновь открывшимся обстоятельствам;
- обжалование приговора за исполнение и решение вопросов, связанных с исполнением приговора, а также снятие судимости;
- рассмотрение уголовных дел с применением принудительных мер безопасности и лечения.
Помимо вышеназванного суды также имеют право:
- рассматривает жалобы на действия и решения органа уголовного преследования по основаниям и в порядке, предусмотренным УПК;
- выносит постановления о применении мер пресечения при рассмотрении законности и обоснованности применения задержания, заключения под стражу, домашнего ареста или продления срока содержания под стражей, домашнего ареста;
- выносит постановления по уголовным делам, находящимся в его производстве, о помещении лица в судебно-психиатрический экспертный стационар для проведения судебно-психиатрической экспертизы.
Касательно специфики уголовного процесса также рассмотрим некоторые права и обязанности судей.
Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены нарушения прав и свобод граждан, а также нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом, суд может вынести частное определение (постановление), которое подлежит рассмотрению в срок не позднее одного месяца со дня поступления с письменным сообщением суду о мерах, принятых по частному определению (постановлению).
Суд имеет право принять конкретное решение (постановление) в других случаях, если оно сочтет это необходимым.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА СУДА КАК УЧАСТНИКА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
Рассматривая вопрос о соотношении судебной системы и правосудия, стоит отметить, что в литературе довольно часто высказываются мнения об идентичности этих понятий.
Будучи синонимами, эти определения, тем не менее, имеют ряд различий, которые необходимо отличать, поскольку эти понятия не могут заменить друг друга, в связи с тем, что они содержат присущие каждому из них характерные свойства.
Судебная система представляет собой сложную административную структуру, которая включает в себя как судей, непосредственно занимающихся делами по существу, так и сотрудников судебного аппарата (канцелярии, архива и т. д.).
Правосудие, конечно, является частью судебной системы, как механизма ее осуществления через юридически уполномоченных лиц - судей. Существенным отличием правосудия от судебной власти в этом отношении является исключительная роль судьи в отправлении правосудия.
Процессуальная форма, в которой осуществляется правосудие, является самой сложной, разветвленной и тонкой для всех юрисдикционных процедур. Ценность процессуальной формы заключается в неприкосновенности правил отправления правосудия. Уголовно-процессуальная форма строго регламентируется нормами гражданского процессуального права, деятельностью суда по отправлению правосудия по гражданским делам, а также деятельностью других участников процесса, способствующих отправлению правосудия. В этом случае система правил справедливости устанавливается процессуальным законодательством.
Процессуальная форма определяет вектор правосудия, является его единственным юридическим руководством, которое регулирует весь процесс отправления правосудия. Юридическая процедура, установленная законом, создает определенную структуру, в которой функционирует правосудие, в чем заключается ее основа.
Следует отметить, что в научной литературе спор о видах правосудия является спорным. Первоначально определение правосудия, основанное на нормах законодательства о судебной системе, включало только деятельность судов для рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел. Наличие конституционного, правосудия по делам об административных правонарушениях, по-прежнему является предметом продолжающихся обсуждений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования следует сделать следующие выводы:
Судебная система является конституционно установленной формой разрешения социально значимых конфликтов в форме судопроизводства, которая осуществляется в форме правосудия, специально уполномоченными лицами - судьями, для принятия справедливого решения, отражающего объективную истину по конкретному делу.
Правосудие является важной составляющей основного функционального содержания судебной системы и является деятельностью судебных органов в порядке, установленном законом для рассмотрения и разрешения споров и конфликтов. Правосудие в то же время является основой, сутью процесса, тесно связанной с такой концепцией, как истина, реализованная в форме судопроизводства в рамках судебной системы, осуществления судебной власти.
Уголовно-процессуальный закон определяет место суда в осуществлении задач уголовного правосудия и реализации его цели. Суд играет важнейшую роль в отправлении правосудия в уголовном судопроизводстве.
Главенствующую роль судебного контроля в обеспечении прав и интересов участников уголовного процесса на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, который является действенным механизмом предупреждения нарушений законодательства, ущемляющих права человека.
Правосудие по уголовному делу является деятельностью компетентного государственного органа, суда для рассмотрения и разрешения уголовных дел в судебном разбирательстве.
В современный период в контексте гуманизации права и возрастающей роли судов в защите прав и свобод судебная власть как отрасль государственной власти играет более значительную роль, чем в советский период, поэтому появляется значительно больше задач для достижения этой цели. Множество критериев классификации задач, взаимосвязь целей и задач судебной системы с такими категориями, как принципы и функции судебной системы, вынуждают современную юридическую науку развивать исследования в этом направлении.
Суд обладает достаточно широким кругом полномочий, установленных законодательно и позволяющих осуществлять правосудие на самом высоком уровне.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Кодекс о судоустройстве и статусе судей: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г.: текст Кодекса по состоянию на 22 декабря 2016 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. Уголовно-процессуальный кодекс 16 июля 1999 г. № 295-З: принят Палатой представителей 24 июня 1999 года, одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. О конституционном судопроизводстве: Закон Респ. Беларусь, 8 янв. 2014 г., № 124-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2016 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Респ. Беларусь, 27 июл. 1990 г., № 193-XII [Электронный ресурс] / Левоневский Валерий Станиславович. – Минск, 2021.
6. О Концепции судебно-правовой реформы: Постановление Верховного Совета Респ. Беларусь, 23 апр. 1992 г., № 1611-XII [Электронный ресурс] / Левоневский Валерий Станиславович. – Минск, 2021.
7. Бибило, В. Н. Конституционные принципы правосудия и их реализация в стадии исполнения приговора / В. Н. Бибило. – Минск: Изд-во «Университетское», 1986. – 160 с.
8. Бибило, В. Н. Судоустройство: учебник / В. Н. Бибило. – Минск: Право и экономика, 2001. – 328 с.
9. Богданов, Е. В. Правосудие как форма осуществления судебной власти: дис. канд. юрид. наук: 12.00.11 / Е. В. Богданов. – Минск, 2003. – 114 с.
10. Власов, А. Будущее Беларуси в становлении и развитии гражданского общества // Неман. - 2003. - № 5. - С.128-132.
11. Власов, А. Будущее Беларуси в становлении и развитии гражданского общества / А. Власов // Неман. – 2003. – № 5. – С. 128–132.
12. Сенькова, Т.В. Принцип специализации судебной системы и его реализация в административно-деликтном процессе / Т.В. Сенькова.- Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, № 5 (98), -2016 – С.82-88.
13. Дробязко, С. Г. Судебная реформа, судебная власть и суверенитет права в условиях формирования правового государства / С. Г. Дробязко // Судебно-правовая реформа: концепция и пути ее реализации в Республике Беларусь: материалы Респ. науч.-практ. конф., 26–28 фев. 1992 г.) / под ред. И. И. Басецкого. – Минск: Верховный Совет Республики Беларуси, 1992. – С. 115–117.
14. Иванников, И. От Гегеля до наших дней / И. Иванников // Российская юстиция. – 1998. – № 5. – С. 98–106.
15. Изотова, О. В. Проблемы судебного контроля при возбуждении и предварительном расследовании уголовных дел. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва, 1996. –28 с.
16. Колоколов Н. А. Судебный контроль в стадии предварительного расследования: Учебное пособие. М., 2004. – 165 с.
17. Локк, Дж. Сочинения. В 3 томах / Дж. Локк. – М., 1988. – Т. 3. – 402 с.
18. Права человека: учебное пособие / С. А. Балашенко [и др.]. – Минск: Юнипак, 2015. – 200 с.
19. Рытиков, Т. А. Механизм реализации судебной власти посредством уголовного судопроизводства / Т. А. Рытиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 377-380.
20. Цоколова О. И. Применение органами предварительного следствия и дознания мер процессуального принуждения под судебным контролем. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. -Москва, 1995. — 98 с.
21. Черниловский, З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / З.М. Черниловский. – М.: Юридическая литература, 1998. – 472 с.
22. Яблоков В. А. Реализация судебной власти на досудебных стадиях уголовного процесса России. Автореф.дис. … канд. юрид. наук. Самара, 2001. –67 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты