Туристический потенциал Музея народной архитектуры и быта
ВК ГрГУ (Волковысский колледж ГрГУ им.Я.Купалы)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Туристический потенциал Музея народной архитектуры и быта»
по дисциплине: «Организация туризма»
2021
45.00 BYN
Туристический потенциал Музея народной архитектуры и быта
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Организация туризма
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Экспозиция музея «Центральная Беларусь»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Экспозиция музея «Поднепровье»
ПРИЛОЖЕНИЕ В Экспозиция «Поозерье»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Схема расположения объектов музейного комплекса «Дудутки»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Музейно-этнографический комплекс «Дудутки»
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. «МУЗЕЙ НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ И БЫТА» И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В БЕЛАРУСИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Краткая характеристика развития музейного дела в Беларуси на современном этапе
1.2 История создания «Музея народной архитектуры и быта»
1.3 Современное состояние и перспективы развития «Музея народной архитектуры и быта»
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
2.1 Сравнительная характеристика «Музея народной архитектуры и быта» и музейного комплекса «Дудутки»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном белорусском обществе музеи являются неотъемлемой частью культурно-исторического познания и изучения истории самой Беларуси. Музеи под открытым небом – наиболее любимый вид музеев у посетителей. Часто гости воспринимают их в большей мере как рекреационную сферу – сферу отдыха. Сегодня подобные музеи являются неотъемлемой частью индустрии туризма. Четко сформулированная политика, правильно выстроенная экспозиция является залогом успеха, и методика организации проведения музейной выставки является востребованной и актуальной.
В мире существует необъятное множество музеев под открытым небом, различных по концепции, экспонируемым предметам, территориям, формам работы.
Цель работы: изучение туристического потенциала «Музея народной архитектуры и быта».
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить краткую характеристику развития музейного дела в Беларуси на современном этапе;
- рассмотреть историю создания «Музея народной архитектуры и быта»;
- выявить современное состояние и перспективы развития «Музея народной архитектуры и быта»;
- провести сравнительную характеристику «Музея народной архитектуры и быта» и музейного комплекта «Дудутки».
Объект исследования: музей как учреждение, занимающееся сбором памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Предмет – туристический потенциал «Музея народной архитектуры и быта».
ГЛАВА 1. «МУЗЕЙ НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ И БЫТА» И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В БЕЛАРУСИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Краткая характеристика развития музейного дела в Беларуси на современном этапе
Частное коллекционерство, начиная со средних веков, определило зарождение музейного дела в Беларуси. Первыми собирателями двигало чувство престижа, стремление укрепить свое могущество и положение. Восточнославянские князья создавали сборы, на составление которых выделялись значительные денежные средства. Полоцкие князья комплектовали атрибуты власти. В Полоцке собирались государственные сокровища, сюда свозили дань, пожертвования, военные трофеи и т.д. Представители феодальной верхушки также создавали свои коллекции художественных и исторических ценностей. Ефросинья Полоцкая собирала ценные книги, создала библиотеку.
Возникновение сокровищницы ВКЛ связывается с именем князя Миндовга. А точнее с его последними десятилетиями жизни (середина 13 в.). В сокровищнице содержались архив ВКЛ, канцелярские книги, важные государственные документы, военные трофеи, подарки, другие ценные предметы. Одновременно она выполняла функцию главного арсенала. Значительно уменьшились сокровища при Ягайле [7, c.43].
В силу своего геополитического положения, Беларусь оказалась под влиянием государств с музейными традициями. Одной из первых и наиболее значимых была коллекция Радзивиллов в Несвиже. Радзивилловские «скарбы» и «кабинеты» формировались прежде всего из семейных реликвий (архив, библиотека, художественные произведения, рыцарские доспехи, оружие, нумизматические и геральдические знаки и т.д.).
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
2.1 Сравнительная характеристика «Музея народной архитектуры и быта» и музейного комплекса «Дудутки»
Для того, что провести сравнительную характеристику необходимо рассмотреть музейный комплекс «Дудутки».
Характеризуя структуру музейного комплекса старинных народных ремесел и технологий, важно отметить, что всего на территории комплекса находится 34 объекта – это ремесленный двор с мини-экспозицией народного быта и кузницей, конюшня и зоосад, гараж с ретро автомобилями, единственная работающая в Беларуси ветряная мельница, деревянная церковь Иоанна Пророка и др[10] (Приложение Г).
Внутреннее устройство музейного определено его главной идеей – возрождение и демонстрация быта старинной белорусской шляхетской усадьбы. Основной формой жизни панского двора на Беларуси на протяжении столетий было натуральное хозяйство в самом высоком смысле этого слова, то есть умение жить в гармонии с окружающим миром, брать из него все необходимое, не нарушая природного баланса. Именно поэтому и имел каждый хозяин на своей усадьбе и собственную пекарню, и сыроварню, и бровар, и мельницу, и кузницу, и конюшню.
Мельница была построена в 1903-1905 гг. братьями Малах и Иваном Ивановичами Поляковыми в д. Березовка, Кормянского района Гомельской области и относится к сооружениям шатрового (голландского типа). Её высота составляет 14 метров, сооружение пятиярусное. При проведении коллективизации мельница стала колхозной, а ее хозяева были сосланы в Сибирь [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие музейного дела в Беларуси зародилась благодаря частному коллекционерству в средних веках. Полоцкие князья комплектовали атрибуты власти. В Полоцке собирались государственные сокровища, сюда свозили дань, пожертвования, военные трофеи и т.д. Представители феодальной верхушки также создавали свои коллекции художественных и исторических ценностей. Ефросинья Полоцкая собирала ценные книги, создала библиотеку. Из-за своего расположения, Беларусь оказалась под влиянием государств с музейными традициями. Одной из первых и наиболее значимых была коллекция Радзивиллов в Несвиже. Радзивилловские «скарбы» и «кабинеты» формировались прежде всего из семейных реликвий.
«Музей народной архитектуры и быта» представляет собой музей под открытым небом или, еще его называют музеем – скансенов. Идея создания музея народной архитектуры и быта под открытым небом впервые была высказана в 1908 году известным художником Фердинандом Рущицом, но мировые войны, которые далее последовали помешали осуществлению этой идее. Сегодня в состав экспозиции музея входит около 40 объектов, часть которых реставрирует.
Белорусский государственный музей архитектуры и быта состоит из шести секций: Поозерье, Поднепровье, Понеманье, Западное и Восточное Полесье, Центральный регион. Каждый имеет свою особую атмосферу и особенности зодчества и культуры. Наряду с реальными образцами архитектуры и зодчества, в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта представлен целый спектр всевозможных атрибутов традиционной жизни селян, всего более 30-ти коллекций. Экспозиционный сектор «Центральная Беларусь» представлен селом с характерной для этого типа поселения планировкой.
1. Бяспалая, М. А. Рэгіянальныя музеі Беларусі: сучасны стан і перспектывы развіцця / М. А. Бяспалая // Весн. Беларус. дзярж. ун-та культуры і мастацтваў. – 2012. – № 1. – С. 134–142.
2. Бяспалая, М. А. Музей як візуальны сімвал нацыянальнага адраджэння / Бяспалая М. А. // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. 2020. № 2 (36). С. 137-151.
3. Воронкова, И. Ю. Формирование исторической памяти о начальном периоде великой отечественной войны в архивном и музейном деле Беларуси / Воронкова, И. Ю. // В сборнике: Начало Второй мировой войны: национальные историографические традиции и историческая память. материалы международной научно-практической конференции. Главный редактор В.Н. Земцов. 2017. С. 10-17.
4. Гужаловский, А. А. Белорусские музеи в период великой отечественной войны / Гужаловский А. А. // Вопросы музеологии. 2018. Т. 9. № 1. С. 27-38.
5. Лесин, А. А. Роль государственного каталога музейного фонда Республики Беларусь в отечественном музейном деле / Лесин, А. А. // В сборнике: Культура Беларуси: реалии современности. IX Международная научно-практическая конференция, посвященная 45-летию учреждения образования "Белорусский государственный университет культуры и искусств" : сборник научных статей. Белорусский государственный университет культуры и искусств. Минск, 2020. С. 238-243.
6. Локотко, С. А. О культурно-образовательной концепции белорусского государственного музея народной архитектуры и быта / Локотко, С. А. // Человек и образование. 2013. № 2 (35). С. 45-50.
7. Мартыненко, И. Э. Музейное дело как направление культурной деятельности: новые подходы в кодексе Республики Беларусь о культуре / Мартыненко, И. Э. // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. 2017. Т. 7. № 4. С. 42-52.
8. Мельниченко, О. Н. Особенности композиций белорусских ландшафтных объектов с экспозиционными зонами / Мельниченко О. Н., Берёзко О. М. // Труды БГТУ. №1. Лесное хозяйство. 2012. № 1. С. 249-252.
9. Официальный сайт «Музея народной архитектуры и быта» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.etna.by/museum/history.html.
10. Официальный сат музейного комплекса «Дудутки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dudutki.by/history/.
11. Почобут, Н. А. Роль музеев в сохранении археологического наследия Беларуси в 1944-1991 гг. / Почобут Н. А. // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 1. История и археология. Философия. Политология. 2015. № 1 (189). С. 40-51.
12. Рябчикова, Ф. Д. Государственный музейный фонд: возникновение и осмысление понятия (1918-1991 гг.) / Рябчикова Ф. Д. // Вопросы музеологии. 2018. Т. 9. № 1. С. 39-54.
13. Сергачев ,С. А. Народное зодчество Беларуси. История и современность / С. А. Сергачев. – Минск: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 2015. – 560 с.
14. Симончик, А. Н. Источники по истории культуры Беларуси конца XVIII – первой половины XIX века / Симончик А. Н. // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Исторические науки и археология, Экономические науки, Юридические науки. 2015. № 3. С. 45-53.
15. Смыкова, Е. Ю. Музейное дело в Республике Беларусь: статистический анализ / Смыкова Е. Ю. // Весці БДПУ. Серыя 2. Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. 2021. № 1 (107). С. 47-53.
16. Современные тенденции в развитии музеев и музееведения // Материалы IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / Отв. редакторы О.Н. Шелегина, Г.М. Запорожченко. 2020.
17. Чаус, С. Э. Специфика хранения и реставрации музыкальных инструментов в музейных собраниях / Чаус, С. Э. // Вестник белорусского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1 (25). С. 236-244.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Экспозиция музея «Центральная Беларусь»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Экспозиция музея «Поднепровье»
ПРИЛОЖЕНИЕ В Экспозиция «Поозерье»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Схема расположения объектов музейного комплекса «Дудутки»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Музейно-этнографический комплекс «Дудутки»
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты