ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРТЕПИАННАЯ МИНИАТЮРА КАК ЖАНР
1.1 Становление и развитие жанра фортепианной миниатюры
1.2 Фортепианная миниатюра в творчестве Э. Грига
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМЫ И СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ «ЛИРИЧЕСКИХ ПЬЕС» ОР. 43 Э. ГРИГА
2.1 Анализ пьесы «Бабочка» из цикла «Лирические пьесы» ор. 43
2.2 Анализ пьесы «Эрос» из цикла «Лирические пьесы» ор. 43
2.3 Анализ пьесы «Весной» из цикла «Лирические пьесы» ор. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
Фортепианная миниатюра является одним из самых востребованных жанров музыкального творчества. Почти двухсотлетний период плодотворного развития в рамках различных национальных и индивидуальных стилей выявил ее важнейшие жанровые черты: богатство выразительных возможностей, подвижность и гибкость форм, способность откликаться на многие художественные запросы.
Мною был выбран для анализа цикл «Лирические пьесы» ор.43. Э. Грига. Данный выбор обоснован тем, что жанр фортепианной миниатюры сформировался и получил свое развитие как художественно явление именно в эпоху романтизма.
Цель работы: комплексный анализ формы трех пьес Э. Грига из цикла «Лирические пьесы» ор.43.
Задачи:
- рассмотреть исторический аспект становления и развития жанра фортепианной миниатюры;
- отметить особенности воплощения жанра фортепианной миниатюры в творчестве Э. Грига;
- проанализировать пьесы «Бабочка», «Эрос», «Весной» из цикла «Лирические пьесы» ор.43.
Методы исследования: метод теоретического анализа литературы по теме, метод анализа музыкальной формы, сравнительно-сопоставительный анализ.
ГЛАВА 1. ФОРТЕПИАННАЯ МИНИАТЮРА КАК ЖАНР
1.1 Становление и развитие жанра фортепианной миниатюры
Жанр фортепианной миниатюры сформировался и получил широкое распространение в эпоху романтизма. В качестве художественного явления он откристаллизовался и расцвел именно в это время. Данный жанр является специфичным для романтической и постромантической эпохи, не имеющий аналогов в музыке предыдущих эпох. «Миниатюра – зеркало, отразившее самые существенные черты романтического мироощущения, его концентрированная и кратчайшая «художественная формула» [4, с. 84].
Истоки романтической миниатюры представляют собой ряд достаточно разнородных явлений. Пути ее формирования ведут, с одной стороны, от малых форм, выполнявших в доромантической музыке прикладную функцию. Это – танцы (менуэт, гавот и др.) или пьесы инструктивно-технического назначения (этюды, прелюдии). Другой путь связан с миниатюризацией форм, сложившихся в рамках классического сонатного цикла. Начало развитию фортепианной миниатюры положил еще Л.В. Бетховен в своих багателях. Миниатюра предстает здесь как поле для эксперимента, поиска нового. Завершение становления романтической фортепианной миниатюры связано с именами Ф. Шуберта и Ф. Мендельсона.
Романтическая свобода выражения проявилась в пьесах Ф. Шуберта во всей полноте. «Его вальсы, экспромты и музыкальные моменты демонстрируют свободу и многовариантность взаимодействия характеров интонирования, жанровой природы и индивидуализированной композиции» [12, с. 57]. Творчество Ф. Мендельсона предстает как достижение зрелости романтической фортепианной миниатюры и преддверие ее высшего расцвета. Жанр песни без слов стал средоточием всего художественного мира композитора.
Кульминацией развития романтической миниатюры стало творчество Р. Шумана и Ф. Шопена. Р. Шумана создал такие ярчайшие циклы фортепианных
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМЫ И СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ «ЛИРИЧЕСКИХ ПЬЕС» ОР. 43 Э. ГРИГА
2.1 Анализ пьесы «Бабочка» из цикла «Лирические пьесы» ор. 43
Форма-схема пьесы «Бабочка».
| Тональный ряд | А-Е G-fis-C-h (H-h) (a) (b) | А-Е G-fis-C-h (H-h) (a) (b) | А-Е-А |
| Тематический ряд | a (а+b) | b (развитие a) (а1+b) | а1 (а1) |
| Масштабный ряд | 16 (6+10) | 17 (17+10) | 7 |
| Структурный ряд | Период неповторного строения, модулирующий, неквадратный, с расширением и дополнением во 2-м предложении. | Период неповторного строения, модулирующий, неквадратный, с расширением и дополнением во 2-м предложении. | Предложение замкнутого типа с кадансирующим дополнением. |
| Функциональный ряд | Изложение первой темы. | Развитие первой темы. | Сокращенное повторение первой темы (без 2-го предложения). |
| Итоговое определение формы | Простая трехчастная форма, однотемная, с сокращенной репризой. |
Пьеса №1 «Бабочка» написана в светлой тональности A-dur. Однако стоит отметить, что начинается первый такт с неустойчивого вводного сепаккорда и посредством хроматического движения к концу первого такта появляется A-dur. Тональный план второго такта можно определить как «игру септаккордов», возвращающих нас в A-dur снова через вводный септаккорд. Следующее трехтактовое построение (4-6 т.). Написано в доминантовой тональности Е-dur. Снова композитор начинает фразу с вводного септаккорда (dis7), который при помощи хроматического движения разрешается в Е-dur. Заканчивается первое предложение в Е-dur, доминантовой тональности. Оно состоит из 6-и тактов и представляет собой законченную мысль.
Начало второго предложения отделено знаком репризы и знаменуется неожиданным появлением тональности G-dur. В первом предложении (7-10 т.) композитор искусно модулирует в fis-moll, посредством С7, как доминанты. Вторая фраза начинается с С-dur, который имеет такой же неожиданный
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фортепианная миниатюра эпохи романтизма отличается стилевым богатством и многообразием. Данный жанр остается одним из самых притягательных для композиторского, исполнительского и педагогического творчества. Значительный пласт сочинений включает в себя разнообразное множество форм и видов фортепианной миниатюры: обработки народных мелодий, танцевальные пьесы, прелюдии, листки из альбома, миниатюры, музыкальные моменты, романсы, экспромты, элегии, ноктюрны, и др.
Обзор литературы показал, что фортепианная миниатюра является востребованной в творчестве композиторов различных эпох и музыкальных течений. В современной музыке интерес к этому жанру не ослабел. Одним из композиторов романтиков, обратившихся в своем творчестве к жанру фортепианной миниатюры, является Э. Григ. Мною были проанализированы три пьесы из цикла «Лирические пьесы»: «Бабочка», «Эрос», «Весной».
Анализ показал, что для пьес данного цикла наиболее характерной является простая трехчастная форма с сокращенной репризой, однотемная. Как характерная особенность была отмечена вариационная реприза в пьесе «Весной». Из выбранных пьес для двух из них несвойственна масштабная симметрия внутри периода. Гармонический язык произведений богат и разнообразен, как и мелодическая линия.
В целом пьесы являются яркими образцами романтической фортепианной миниатюры, в которых Э. Григ мастерски сочетал строгость формы и свободу во всем остальном: метроритмической стороне, голосоведении, гармоническом языке, методах и приемах развития музыкального материала.
Таким образом, задачи работы выполнены, цель достигнута.
1. Алексеев, А.Д. Русская фортепианная музыка от истоков до вершин творчества / А.Д. Алексеев. – М.: Академия наук СССР, 1963. – 272 с.
2. Гуревич, Е.Л. История зарубежной музыки. Популярные лекции / Е.Л. Гуревич. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.147.
3. Друскин, М.А. История зарубежной музыки: Учебное пособие / М.А. Друскин. – М.: Музыка, 2008. – С.328.
4. Зенкин, К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма / К.В. Зенкин. – М.:МГК, 1996. – 415 с.
5. Касьянова, И.А. Э. Григ и его творчество как этап развития фортепианной миниатюры / И.А. Касьянова . – Самара: Сам Г П У, 2009. – С.46.
6. Корнева, В.И. Фортепианное творчество Э. Грига. // Музыкальная жизнь. – 2005. – №4. – С.30-32.
7. Лирические пьесы Грига и пути позднего романтизма // Проблемы романтической музыки XIX века. – М.:Московская консерватория, 1992. – С.107-124.
8. Лонг, М. За роялем с Клодом Дебюсси, Габриэлем Форе, Морисом Равелем / М. Лонг. – М.: Композитор, 2000. – 464 с.
9. Мазель, Л.А. Исследования о Шопене / Л.А. Мазель. – М.: Советский композитор, 1971. – 247 с.
10. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке / Е.В. Назайкинский. – М.: Владос, 2003. – 248 с.
11. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. – М.: Классика-ХХ1, 1999. – 232 с.
12. Шуберт и романтизм. О некоторых аспектах свободы выражения в фортепианных пьесах // Шуберт и шубертианство: Материалы научного симпозиума. – Харьков:Институт музыкознания, 1994. – С.55-60.