Национальная экономика и экономическая безопасность
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Национальная экономика и экономическая безопасность»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Национальная экономика и экономическая безопасность
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Мониторинг показателей экономической безопасности Республики Беларусь.
Поделиться
Введение
1 Экономическая безопасность: понятие, уровни, показатели и индикаторы
2 Особенности и проблемы достижения экономической безопасности в современной экономике
3 Национальная безопасность Республики Беларусь: факторы, угрозы, результаты
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Мир и безопасность по праву занимают ведущее положение в системе основополагающих человеческих ценностей. Ведь в широком смысле – это не просто отсутствие войны. Это отсутствие нищеты, справедливость, соблюдение прав человека, забота о здоровье, надлежащее управление и многое другое, что создает условия для достойной жизни людей.
Экономическая безопасность – это такое состояние экономики, при котором органами государственной власти создаются механизмы, способствующие защищенности национальных интересов в экономической сфере, экономическому росту, поддержанию социально-политической стабильности общественного устройства. Экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности – состояния защищенности национальных интересов от ряда внешних и внутренних угроз.
Экономическая безопасность является одним из основных приоритетов любого государства. Значение и роль экономической безопасности состоят в том, чтобы формировать и укреплять позиции государства в глобальной мировой системе. Интересы государства соблюдаются и принимаются эффективные социально-экономические решения, если достигнута экономическая безопасность страны.
Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.
Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны. Сохранение и улучшение статуса страны напрямую зависят от экономической безопасности, умения противостоять множеству угроз ее финансовой стабильности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что для Республики Беларусь в настоящее время особую значимость приобретают противоречия между проблемами: интегрированием в мировое хозяйство и созданием своей собственной целостной системы хозяйствования, основанной на принципах рыночных отношений.
Также актуальность вопроса обеспечения экономической безопасности обусловлена тем, что в последние годы в стране проходило очень много реформ, которые изменили суть и принципы всей экономики страны.
Актуальны усиление позиций страны и формирование политики обеспечения экономической безопасности, которая будет направлена на минимизацию негативных факторов и усиление экономической независимости.
Цель курсовой работы – исследовать национальную экономику и экономическую безопасность Республики Беларусь.
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, УРОВНИ, ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ
В научной литературе понятие «безопасность» обозначается как «состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала» [6, с. 19].
Актуальность проблемы национальной безопасности вообще и экономической безопасности в частности стала реальной в XVII-XVIII вв. Именно тогда в Европе была сформулирована и развита идея о том, что государство имеет своей главной целью общее благосостояние и безопасность. Ж. – Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» отметил, что забота о cамосохранении и безопасности – самая важная из всех забот государства. Под безопасностью в тот период времени подразумевалось «состояние, ситуация спокойствия, появляющаяся в результате отсутствия реальной опасности, а также наличие материальной организационной структуры, способствующей созданию и поддержанию данной ситуации». Однако вплоть до XX в. четкое осмысление и широкое обсуждение проблемы национальной экономической безопасности было парализовано господством либеральной идеологии. Дискурc о национальной экономической безопасности основан на представлении об обществе как целостном организме, функционирование которого может и должно сознательно регулироваться ради повышения общественного благосостояния [15, с. 38].
Между тем либерализм XVIII-XIX вв. стоял на позиции методологического индивидуaлизма. Считалось, что единственным субъектом является индивид в отдельности, который может при помощи «невидимой руки рынка» эффективно и самостоятельно решать собственные проблемы и не нуждается в государственной опеке [15, с. 38].
Активное развитие дискурса о национальной экономической безопасности началось только в конце 1930-х гг., в то время, когда завершилась эпоха капитализма свободной конкуренции и развернулась так называемая «административная революция» (так английский экономист Джон Хикс назвал процесс нарастающего с конца XIX в. влияния регулирования на рыночное хозяйство) [15, с. 38].
Именно тогда стало превалировать понимание того, что в интересах общества рыночная саморегуляция должна дополняться централизованным регулированием.
За последние полтора столетия сформировались три основных подхода экономистов-теоретиков к тому, что следует считать главной угрозой национальной экономической безопасности и как с ней бороться:
1) камералистская концепция защиты внешнеэкономической безопасности (с середины XIX в.);
2) кейнсианская концепция защиты от внутренних макроэкономических угроз (со второй трети XX в.).
2 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
В научной литературе стран Западной Европы термин «экономическая безопасность страны» не популярен, так как считается понятийно неопределенным. Во многом это объясняется относительной новизной данного понятия и для западноевропейских, и для восточноевропейских стран.
Понятие «национальная экономическая безопасность» так же, как и международная, получило распространение в западной литературе в середине 1980-х годов прошлого столетия. Это было реакцией на окончание «холодной войны» между двумя блоками стран, когда безопасность понималась, как правило, в военно-политическом смысле.
Анализ более 20 определений понятия «национальная экономическая безопасность», сформулированных экономистами бывших советских республик, определений из официальных документов Венгрии, Польши, Литвы, а также более 10 определений, данных учеными развитых стран (США, Канады, Японии, Германии, Франции, Испании), показывает, что по для каждой группы стран характерно использование различных подходов. Так, в постсоветских странах большинство определений «национальная экономическая безопасность» дается через «интересы», в постсоциалистических странах – через измерение «международной безопасности», в развитых странах – через понятие «устойчивость» [9, с. 78].
«Плюрализм в толковании сущности понятия «безопасность» объясняется отсутствием единой методологической базы в подходах к предмету, множественностью исходных позиций и точек зрения.
В странах Западной Европы экономическая безопасность страны понимается не как стремление к самообеспеченности и независимости национальной экономики или политики от остального мира, а как состояние стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны, которое можно обеспечить на основе тесного политического и экономического сотрудничества. Несмотря на то, что Германия является одним из крупнейших потребителей импортного сырья, этот факт не рассматривается в качестве угрозы экономической безопасности.
Формирование европейской модели безопасности происходит через развитие НАТО, ОБСЕ, СЕ.
В основе деятельности Европейского союза по обеспечению безопасности лежат цели и принципы Организации Объединенных Наций, документы Совета Безопасности ООН, ОБСЕ [9, с. 79].
В странах Европейского союза сложился двойственный подход к пониманию экономической безопасности: во-первых, основная задача Евросоюза связана с интеграцией европейских стран для повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Европейские страны решили объединиться исходя из того, что по отдельности страны ЕС владеют меньшим объемом природных и трудовых ресурсов, по сравнению с другими развитыми странами или США. во-вторых, существование Евросоюза подразумевает экономическое равенство и солидарность европейских стран. Для этого Европейский банк развития выделяет значительные средства для ликвидации стихийных бедствий, развитие инфраструктуры в каждой части Европы. Основная цель ЕС связана с объединением европейских стран, имеющих равные возможности и уровень жизни. Однако, отдельные страны по-разному подходят к обеспечению национальной экономической безопасности.
3 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ФАКТОРЫ, УГРОЗЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ
Основы государственного обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь сформулированы в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2001 № 390, в соответствии с которой под национальной безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [12].
Под жизненно важными интересами понимается «совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности развития личности, общества и государства» [12].
Под угрозой национальной безопасности понимаются «действия, явления и процессы (или их совокупность), препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства» [12].
Под обеспечением национальной безопасности понимается «деятельность государственных органов, организаций, в том числе общественных объединений, а также отдельных граждан по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства» [12].
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь является методологическим базисом при разработке основных законодательных и иных нормативно-правовых актов в области экономической составляющей национальной безопасности. В ней заложен механизм обеспечения экономической безопасности, организуемый субъектами безопасности – государственными органами управления. Государственным органам власти отводится главная роль в функционировании всей системы [17, с. 45].
В соответствии с Концепцией общее руководство осуществляется Президентом Республики Беларусь, который реализует свои полномочия через рабочий орган Совета Безопасности Республики Беларусь – Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь, – осуществляющий разработку концептуальных подходов системы обеспечения национальной (а значит и экономической) безопасности, и на их основе формирует конкретные меры и контролирует их реализацию. Свои задачи Совет Министров реализует, делегируя часть полномочий отраслевым подсистемам – министерствам, ведомствам и территориальным подсистемам – областным исполнительным комитетам и Минскому горисполкому [12].
Ключевым понятием Концепции национальной безопасности является понятие «национальные интересы», которое показывает, какая конкретная область жизнедеятельности личности, общества и всего государства защищается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
На данный момент в науке не существует общепринятого понятия «экономическая безопасность страны», есть лишь множество авторских трактовок. При этом, как правило, у каждой страны имеется собственное понятие «экономической безопасности».
Можно выделить три основных подхода к определению понятия «национальная экономическая безопасность»:
через «интересы» (национальные, государственные, общественные);
через «устойчивость» (национальной экономики, социально-экономического развития, экономической системы);
через «независимость» (национальной экономики от внешних рынков, экономической политики от влияния извне).
Несмотря на многообразие подходов к пониманию данного института, предназначение экономической безопасности заключается в успешной реализации функций государства по обеспечению процесса эффективного использования финансовых и материальных ресурсов во всех сферах и звеньях жизнедеятельности общества.
Задачи экономической безопасности включают: развитие человеческого потенциала, обеспечение динамического экономического роста, достижение высокого уровня финансовой стабильности, поддержку национальной валюты, развитие технологий, обеспечивающих укрепление конкурентных позиций.
Если рассматривать разные уровни безопасности, можно говорить о безопасности личности, семьи, организации (предприятия), в которой трудится человек, о безопасности региона (места проживания человека), государства, общества, в международных экономических отношениях.
Пороговые значения показателей экономической безопасности – это предельные величины каких-либо финансово-экономических показателей, превышение которых лишает экономику страны возможности функционировать в устойчивом режиме.
Анализ современного состояния обеспечения экономической безопасности ряда ведущих государств мира позволил выявить ряд тенденций. По характеру своего проявления их можно разделить на две группы, охватывающие тенденции развития форм и способов обеспечения экономической безопасности государства.
К числу основных тенденций развития форм обеспечения экономической безопасности государства следует отнести тенденции, связанные с увеличением приоритетности мероприятии и действии органов государственного управления по обеспечению экономической безопасности по отношению к другим мероприятиям и действиям.
1. Авдийский, В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учеб. пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. –496 c.
2. Богомолов, В.А. Введение в специальность «Экономическая безопасность»: учеб. пособие / В.А. Богомолов. – М.: ЮНИТИ, 2019. – 279 c.
3. Бойко, А. Экономическая безопасность в современных условиях / А. Бойко // Финансы, учет, аудит. – 2017. – № 7. – С. 16-17.
4. Буркальцева, Д. Система обеспечения экономической безопасности государства: необходимость формирования и структурные составляющие / Д. Буркальцева // Наука и инновации. – 2016. – № 5. – С. 29-33.
5. Веруш, А.И. Национальная безопасность Республики Беларусь : курс лекций / А. И. Веруш. – Минск : Амалфея, 2015. – 204 с.
6. Гавриленко, В.Г. Национальная безопасность : энциклопедический словарь–справочник / В. Г. Гавриленко ; под науч. ред. В. Ф. Медведева, Н. И. Ядевич. – Минск : Право и экономика, 2014. – 845 с.
7. Германович, Г.В. Современные угрозы и риски экономической безопасности Республики Беларусь / Г.В. Германович, И.П. Аниськов // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. – 2020. – № 9. – С. 157-170.
8. Демьянкова, А. В. Национальная экономика и некоторые проблемы экономической безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] / А. В. Демьянкова, науч. рук. Л. П. Зенькова // Экономико-правовые перспективы развития общества, государства и потребительской кооперации : сборник научных статей III международной научно-практической интернет-конференции, 31 марта 2021 г. : научное электронное текстовое издание / Белкоопсоюз, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации ; под науч. ред. Т. П. Афонченко, Т. С. Алексеенко ; редкол.: С. Н. Лебедева [и др.]. – Гомель, 2021. – С. 124–127
9. Денисова, М.А. Экономическая безопасность: отечественные и зарубежные подходы к определению понятия, классификации ee уровней и видов / М. А. Денисова // Потребительская кооперация. – 2015. – № 4. – С. 78-83.
10. Зубко, Н.М. Национальная экономика Беларуси : краткий курс лекций / Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур, А.Н. Зубко. – Минск : Тетралит, 2019. – 224 с.
11. Калашников, И. Б. Безопасное функционирование экономики: факторы обеспечения / И.Б. Калашников, Е.А. Оськина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 3. – С. 48-54.
12. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: утв. Указом Президента Республики Беларусь № 575 от 9 ноября 2010 г. // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр-Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
13. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: учеб. пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 351 c.
14. Крижановская, Э. А. Экономическая безопасность Республики Беларусь: современное состояние и перспективы / Э.А. Крижановская, И.А. Савчук. – Гомель, УО БТЭУПК, 2016. – 26 с.
15. Кузнецова, Е. И. Экономическая безопасность : учебник для вузов / Е. И. Кузнецова. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 294 с.
16. Международная безопасность и глобальные вызовы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mfa.gov.by/mulateral/global_issues/.
17. Можейко, А. Экономическая безопасность Республики Беларусь А. Можейко // Банковский вестник. – 2021. – № 7. – С. 44-49.
18. Мясникович, М. В. Макроэкономическая политика Республики Беларусь: теория и практика : курс лекций / М. В. Мясникович ; Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь. – Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2016. – 176 с.
19. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического Республики Беларусь на период до 2030 года // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр-Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20. Национальная экономика Беларуси: учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / [В. Н. Шимов и др.]; под редакцией В. Н. Шимова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2018. – 649 с.
21. Об утверждении Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 29.07.2021 г. № 292 // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр-Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
22. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.belstat.gov.by.
23. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economy.gov.by/ru/.
24. Уразгалиев, В.Ш. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / В. Ш. Уразгалиев. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 374 с.
25. Чернявский, Ф.И. Факторы экономической безопасности / Ф.И. Чернявский // Финансы, учет, аудит. – 2017. –№ 2. – С. 31–34.
26. Швайба, Д.Н. Анализ составляющих социально-экономической безопасности / Д. Н. Швайба // Проблемы управления. – 2017. – № 3. – С. 96-102.
27. Шимов, В. Н. Некоторые аспекты актуализации критериев и показателей экономической безопасности Республики Беларусь / В. Н. Шимов, Л. М. Крюков, А. В. Бондарь // Белорусский экономический журнал. – 2019. – № 1. – С. 4–14.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Мониторинг показателей экономической безопасности Республики Беларусь.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты