Стили педагогического общения у студентов педагогических специальностей с разными уровнями мотивации достижения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Стили педагогического общения у студентов педагогических специальностей с разными уровнями мотивации достижения»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Стили педагогического общения у студентов педагогических специальностей с разными уровнями мотивации достижения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты мотивации достижения
1.1. Структура и развитие мотивации достижения
1.2 Исследования мотивации достижения
1.3 Диагностика (категории) и формирование мотивации достижения
2 Педагогическое общение
2.1 Стили педагогического общения
2.2 Формирование стиля педагогического общения у студентов педагогических специальностей
Заключение
Библиографический список
Введение
В последнее время внимание общества усиливается к проблеме эффективного развития детей. Приоритет смещается от парадигмы знаний к развитию, которая отражается в государственном образовательном стандарте. Эти тенденции касаются не только цели обучения и воспитания, но и новых требований к личности учителя. Одним из требований является ясность социальной и профессиональной позиции учителя. Эта позиция принципиально отражена в стиле его педагогического общения.
Стиль педагогического общения учителя влияет не только на образовательные результаты его учеников, но и на психологические факторы учебной деятельности учащихся.
Следует отметить, что стиль общения учителя со студентами напрямую влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, что влияет на эффективность учебной деятельности младших школьников. Целью образования является общее культурное, личностное и когнитивное развитие студентов, которое, в свою очередь, обеспечивает такую ключевую компетентность, как способность к обучению. Для того, чтобы ребенок учился в полной силе своих способностей, необходимо вызвать у него желание (интерес) к обучению, к познанию, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Конечно, каждый учитель хочет, чтобы его ученики посещали школу с желанием и интересом. Но бывают случаи, когда учителя и родители замечают, что через некоторое время мотивация студентов уменьшается, и они все меньше и меньше хотят ходить в школу. Это потому, что студенты не заинтересованы в обучении, потому что потребность в знаниях становится меньше.
Учитель способен развивать эту потребность и влиять на мотивацию молодых учеников.
Не секрет, что для решения этой проблемы учитель должен быть профессионалом своего дела. Поэтому сегодня педагоги и психологи уделяют особое внимание проблеме педагогического общения. Важным аспектом является влияние стиля педагогического общения учителя не только на учебную деятельность учащихся, но и на их мотивацию к обучению. Именно вышеуказанные особенности обусловили выбор и актуальность исследования.
1 Теоретические аспекты мотивации достижения
1.1 Структура и развитие мотивации достижения
Мотивация достижения – это стремление к успеху (высоким результатам) в деятельности.
Человек, стремящийся достичь успеха, высоких результатов в деятельности, обладает сильной мотивацией достижения. Для одних достижение успехов в деятельности более важно, для других - менее.
От того, какое значение человек приписывает достижениям в определенной области, зависит выбор той деятельности, которой он стремится заниматься. Чтобы выяснить значимость достижения успеха в определенной деятельности, можно дать следующие вопросы:
1. Насколько важен для Вас успех в данной деятельности?
2. Стремитесь ли вы достигать высоких целей?
3. Склонны ли вы много и настойчиво работать ради достижения поставленных целей?
4. Ожидаете ли вы высоких результатов в деятельности, верите ли в успех? [5].
Факторы, определяющие наличие сильной мотивации достижения
1. Стремление достигать высоких результатов (успехов).
2. Стремление делать все как можно лучше.
3. Выбор сложных заданий и желание их выполнить.
4. Стремление совершенствовать свое мастерство.
Представьте себе двух детей с одинаковыми способностями, но различной мотивацией.
Мальчик А (с сильной мотивацией достижения):
1) увлеченно учит математику;
2) стремится выполнять сложные задания и пытается разобраться в том, что является для него непонятным;
3) все делает для того, чтобы получить наивысшую оценку.
4) не проявляет заинтересованности к математике, не любит решать задачи;
5) при самостоятельном выборе задач выбирает более легкие;
6) наталкиваясь на трудности (сложные задания) либо сразу обращается за помощью, либо прекращает деятельность.
Понятно, что А будет быстрее развиваться и его успехи будут выше, чем у Б.
2 Педагогическое общение
2.1 Стили педагогического общения
Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения обучающихся. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения студентов и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности студента, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.
Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.
Демократический стиль общения
Демократический стиль взаимодействия считается наиболее эффективным и оптимальным. Для него характерен широкий контакт с учениками, проявление доверия и уважения к ним, учитель старается установить эмоциональный контакт с учеником, не подавляет строгостью и наказанием, в общении со студентами преобладают положительные оценки. Демократический учитель испытывает потребность в обратной связи со студентами о том, как они воспринимают определенные формы совместной деятельности, он способен признавать допущенные ошибки. В своей работе такой учитель стимулирует умственную активность и мотивацию к достижениям в познавательной деятельности. В группах, общение которых характеризуется демократическими тенденциями, создаются оптимальные условия для формирования студенческих отношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружеское взаимопонимание между преподавателем и студентом, вызывает положительные эмоции, уверенность в себе у студентов и дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.
Авторитарный стиль общения
Учителя с авторитарной манерой общения, напротив, проявляют жесткое отношение, избирательность по отношению к учащимся, гораздо чаще используют запреты и ограничения в отношении учащихся, злоупотребляют негативными оценками, строгость и наказание являются основными педагогическими средствами. Властный учитель ожидает только послушания; он отличается большим количеством воспитательных воздействий их однообразием. Общение преподавателя с авторитарными тенденциями приводит к конфликту, недоброжелательности в отношениях учащихся, тем самым создавая неблагоприятные условия для воспитания учащихся. Авторитаризм учителя часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремления ускорить темпы развития учащихся, несмотря на их индивидуальные особенности, с другой.
Заключение
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. В психолого-педагогической литературе под понятием «мотивация достижения» понимается стремление к успеху (высоким результатам) в деятельности. Мотивация достижения определяется как устойчивыми атрибутами личности (мотивом достижения), так и ситуативными факторами (шансы на успех, ценность деятельности, сложность задания). Факторы мотивации достижения: представление о своих способностях (субъективная оценка своих способностей), которое формируется на основании успехов и неудач в прошлом; субъективная сложность задания; убеждение в зависимости успеха от затраченных усилий. Исследования мотивации достижении началось в первой половине XX века. Господствовали психоаналитические взгляды относительно мотивации достижения, согласно которым основные мотивы человека формируются в раннем детстве. Дальнейшее исследование данного феномена связано с именами Д. Аткинсона, Д. Мак-Клелланда, Б. Вайнера, Х. Хекхаузена, Э. Скиннера и др. Диагностика (категории) и формирование мотивации достижения: методика ТАТ (тестируемым предлагается составить рассказы по картинкам), тест-опросник А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) предложена М.Ш. Магомед-Эминовым, опросник Т. Элерса.
2. К стилям педагогического общения относятся следующие: авторитарный, демократический и либеральный. Процесс формирования стиля педагогического общения будет реализован в информационно-коммуникативной деятельности в образовательном процессе высшей школы при условии включения студентов в дополнительный курс проектной деятельности на материале психолого-педагогических дисциплин; участия их в коммуникативном тренинге, актуализирующем самопознание и рефлексию поведения, моделирования педагогической индивидуальности будущего учителя, освоения ими методик самовоспитания личности; включения в профессионально значимую творческую деятельность в условиях вузовской библиотеки.
1. Акимова, М.Н. Модели педагогического общения / М.Н. Акимова, А.А. Илькухин // Самопознание – путь профессионального становления учителя. – Самара, 1994. – С.36-41
2. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя / Б.Ц. Бадмаев. – М.: АСТ, 2000. – 267 с.
3. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации / В.К. Вилюнас. – СПб.: Речь, 2016. – 458 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1996. – 340 с.
5. Горбунова, Г.А. Формирование мотивации к учению / Г.А. Горбунова. – Уфа: Восточный университет, 2015. – 117 с.
6. Епифанова, С. Формирование учебной мотивации / С. Епифанова // Высшее образование в России. – 2013. – № 3. – С.106-107.
7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2014. – 384 с.
8. Ильин, Е.Н. Искусство общения / Е.Н. Ильин. – М.: Педагогика, 2011. – 110 с.
9. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 512 с.
10. Ильин, Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения / Е.П. Ильин. – Киев: Высшая школа, 1998. – 292 с.
11. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. – М.: Наука, 1988. – 192 с.
12. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – М.: Нальчик, 2012. – 367 с.
13. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 212 с.
14. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2016. – 352 с.
15. Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В.Э. Мильман // Вопросы психологии. – 2017. – № 5. – С. 42-47.
16. Москвичев, С.Г. Мотивация, деятельность и управление / С.Г. Москвичев. – Киев: КНЭУ, 2003. – 490 с.
17. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен. – М.: Смысл, 2014. – 607 с.
18. Подласый, И.П. Педагогика: новый курс / И.П. Подласый. – М..: ВЛАДОС, 2003. – 576 с.
19. Регуш, Л.А. Педагогическая психология: практикум / Л.А. Регуш, В.И. Долговой, А.В. Орловой. – Челябинск: ЧГПУ, 2016. – 304 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты