Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках Человек и мир
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках Человек и мир»
по дисциплине: «Сурдопедагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках Человек и мир
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Сурдопедагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Понятие «учебная мотивация» и особенности её формирования
1.2 Особенности формирования учебной мотивации младших школьников с нарушением слуха на уроках по учебному предмету «Человек и мир»
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИЕМОВ И РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Упражнения и приемы, способствующие повышению учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках по предмету «Человек и мир»
2.2 Методические рекомендации по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках по предмету «Человек и мир»
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Педагог при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов. Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме – с другой. Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика
Формирование мотивации к обучению – это создание условий для возникновения внутренних побуждений к обучению (мотивов, целей, эмоций) в школе; осознание учащимися этих побуждений и дальнейшее саморазвитие их мотивационной сферы. В этом отношении учитель не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и формируется мотивационная сфера ученика, а стимулирует ее развитие технической системой умственного мышления.
Психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. При этом следует учитывать следующие закономерности психического развития, характерные для данного вида нарушений функционирования анализаторов. Во-первых, из-за поражения слуха младшего школьника объем внешних воздействий на его слуховые анализаторы очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Во-вторых, такой ребенок имеет выраженную упрощенность психической деятельности, его реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. В-третьих, необходимо учитывать тот факт, что у глухих детей практически отсутствуют слуховые ощущения. Это не только влечет за собой сужение круга непосредственно отражаемых свойств и качеств окружающих вещей и явлений, но и чрезвычайно ограничивает возможности опосредованного знания.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Понятие «учебная мотивация» и особенности её формирования
Проблема мотивации учебной деятельности появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения, которая стала специально организовываться. На сегодняшний день данная проблема является главной в педагогической и психологической науке.
Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из фундаментальных проблем в психологии и педагогики. Значительный вклад в изучение мотивации учебной деятельности внесли отечественные ученые Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Т.А. Саблина, Л.М. Фридман и др.
То, что побуждает индивида к деятельности, к удовлетворению каких-либо потребностей, называется мотивом. По определению В.Г. Асеева, мотивация представляет собой состояние личности, которое определяет уровень активности и направленность действий индивида в определенной ситуации [2, с. 120].
Педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум», то есть предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению [10].
Важно отметить, что младший школьный возраст – это период наиболее интенсивного развития мотивационной сферы. Учебную мотивацию, по мнению Л. И. Божович [4], А. К. Марковой [12], М. В. Матюхиной [13], Х. Хекхаузен [19], можно рассматривать как новообразование, возникающее в результате кризиса семи лет.
Мотивация младшего школьника является частью мотивационной сферы, которая формируется на определенном возрастном этапе и связана с определенными целями в жизни. По определению А.А. Реана, Н.В. Бардовской, С.И. Розума, мотивационная сфера личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, которые имеют определенную иерархию и выражают направленность личности [16, с. 72].
Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется рядом следующих специфических для этой деятельности факторов: «она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учащимися и т.д.); субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к учащемуся, к делу; спецификой учебного предмета» [7, с. 31].
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИЕМОВ И РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Упражнения и приемы, способствующие повышению учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках по предмету «Человек и мир»
В целях формирования и развития учебной мотивации необходимо создавать учащимся с нарушениями слуха условия, при которых их учебная деятельность будет опираться на следующие потребности:
– быть признанным;
– самостоятельно достигать успеха;
– принадлежать к общности, к коллективу;
– самореализация своего «Я»;
– видеть в учителе друга, союзника и помощника.
Приёмы формирования учебной мотивации:
Прием «Я знаю, что». Создание ситуации успеха позволяет мотивировать учащихся на активную работу во время урока. Предложите учащимся во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: "Я знаю, что...". Данный прием способствует росту уверенности учащихся в своих силах, умениях.
Прием «Линия времени». Начертите на доске, на которой необходимо обозначить этапы изучения темы, формы контроля. Проговорить о самых важных периодах, требующих от учащихся стопроцентной самоотдачи, вместе найдите уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.
Прием «Оценка – не отметка». Отмечаете вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Не забывайте, что детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Прием «Автор». Задаете ученикам следующие вопросы: Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы…
Прием «Образовательная стратегия».
Задаете следующие вопросы:
Что ты делал, чтобы написать эту работу на 10 баллов?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебная мотивация является частным видом мотивации, включенной в учебную деятельность, а также одним из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися учения. Мотив учения является направленностью личности школьника на разные стороны учебной деятельности. Мотивы учения бывают познавательными (внутренними) и социальными (внешними). Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности.
Учебно-познавательные мотивы у детей с нарушением слуха не занимают ведущего места у слышащих детей. У детей с нарушением слуха они занимают промежуточное положение, что можно рассматривать как следствие развивающего влияния предметно-практического обучения, когда дети с самого начала вовлекаются в активную, самостоятельную и доступную им предметно-практическую деятельность. Основные пути совершенствования мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушенным слухом следующие: придание отдельным заданиям занимательного характера; формирование способов выполнения деятельности и способ её контроля; включение словесной речи как средства общения и средства решения мыслительных задач на базе развивающейся словесной речи; поэтапное формирование способов действий с включением материальных (материализованных) действий; применение формирующихся у школьников знаний для решения различного рода задач.
К уроку «Человек и мир» предъявляется ряд требований. На уроке должны решаться основные задачи данного предмета, такие как работа по формированию элементарных знаний о человеке, природе и обществе; развитие речи учащихся (работа над словарем, диалогической и монологической речью, над предложением, произносительными навыками; работа по развитию слухового восприятия); развитие познавательной сферы; развитие логических умений; решение воспитательных задач. В обучении используются устно-дактильная и письменная формы речи. Опережающие функции возложены на жестовую речь. Следует устанавливать межпредметные связи с материалом уроков языка, чтения, математики и занятий по РЖР. Должна осуществляться внутрипредметная связь, так как все темы курса взаимодополняют одна другую: ознакомление с природой осуществляется во взаимосвязи с формированием у детей представлений об общественной жизни и т. д.
1. Апиш, Ф. Н. Психолого – дидактические основы развития учебной мотивации / Ф. Н. Апиш. – М. :МГОУ, 2003. – 180 с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности [Текст] / В.Г. Асеев. – М.: Просвещение, 2006. – 297 с.
3. Бельтюков В. И. Пути исследования механизма речи / В. И. Бельтюков // Дефектология. – 2014. – № 3. – С. 24-30.
4. Бланк, Т. В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников / Т.В. Бланк // Начальное обучение и воспитание: науч. метод. журн. – Харьков: Основа. – 2009. – № 16/18. – 132 с.
5. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации детей и подростков. – М.: Педагогика, 2002. – 352 с.
6. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н. Ю. Борякова. – М.: АСТ; Астрель, 2008. – 222 с.
7. Гликман И. З. Основы мотивации учения [Текст] / И. З. Гликман // Инновации в образовании. – 2007. – № 3. – С. 78.
8. Дроздова, Н. В. Формирование мотивации учения у младших школьников с ТНР на уроках по предмету «Человек и мир» / Н. В.Дроздова //Спецыяльная адукацыя. – 2009. – № 4 – с.29-34
9. Дурейко Л.И. Человек и мир в подготовительном классе: учеб.- метод. пособие для учителей / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко, Т.А. Ковальчук – Минск, 2008. – 98 с.
10. Крылова Д. А. Учебная мотивация младших школьников / Д.А. Крылова // Молодой ученый. – 2016. – №23. – С. 437.
11. Леонова Н. А. Изучение мотивационной сферы младших школьников / Н. А. Леонова // Начальная школа – 2008. – № 2. – С. 6– 7.
12. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя /А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М. : Просвещение, 2010. – 192 с.
13. Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: учеб. пособие / М. В. Матюхина. – Волгоград : ВГПИ, 2013. – 72 с.
14. Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / В.Э. Мильман. – М., 2010. – 43 c.
15. Михайловская Л.В. Методика обучения предмету «Человек и мир» детей с нарушенным слухом : учеб.– метод. пособие / Л.В. Михайловская – Минск: БГПУ, 2004. – 125 с.
16. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. / А. А. Реан; Удм. гос. ун-т, Междунар. акад. акмеол. наук. – Ижевск : Изд-во Удм. ун-та, 2004. – 81
17. Учебная программа по учебному предмету «ЧЕЛОВЕК И МИР» для I – V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://surl.li/vhzj
18. Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для I-IV классов специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи, специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интернатов) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://adu.by/images/2020/10/up-chelovek-i-mir-1-4kl-spec-shk-rus.pdf.
19. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. – 2-е изд. – СПб. : Питер; М. : Смысл, 2003. – 860 с.
20. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. – 2010. – №2. – С. 83-92.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты