Заработная плата, её формы и системы Курсовая работа (проект)
БГСХА (Белорусская государственная сельскохозяйственная академия)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Заработная плата, её формы и системы»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2016
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Заработная плата, её формы и системы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 30.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Поделиться
Введение
1 Понятия, функции и причины дифференциации заработной платы
2 Общая характеристика форм и систем заработной платы
3 Дискриминация по заработной плате на рынке труда
4 Государственное регулирование заработной платы в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
В предпринимательской деятельности организаций используются не только средства труда, предметы труда, но и живой труд. Затраты труда являются важнейшим элементом издержек производства и обращения.
Интересы сторон, участвующих в заключении соглашений и коллективных договоров, являются противоречивыми и разнонаправленными. Работники заинтересованы в заработной плате, достаточной для обеспечения достойного уровня жизни, а также отражающей их социальный статус и ценность для предприятия и общества. Работодатель ориентирован на такой уровень зарплаты и издержек и на оплату рабочей силы, при которой обеспечивается норма прибыли на инвестированный капитал.
Затраты по оплате труда в большей части относятся на издержки производства и обращения и занимает значительный удельный вес в структуре себестоимости продукции, а себестоимость выступает в качестве основного показателя эффективности производства. Чем эффективнее используется в производственном процессе рабочая сила, тем ниже себестоимость и выше прибыль, а значит, большая устойчивость в конкуренции.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена социальной и экономической значимостью этого участка учета. Социальный аспект заключается в том, что заработная плата является основным источником дохода работников и ошибки при её расчете отражаются непосредственно на их материальном положении. С экономической точки зрения заработная плата является с одной стороны эффективным инструментом для стимулирования производительности труда, с другой – это элемент затрат, напрямую влияющий на себестоимость реализуемых товаров, а значит, и на экономический результат деятельности организации.
В настоящий момент существует ряд проблем, связанных с несоответствием национальных стандартов нормативно–правового регулирования сферы оплаты труда международным.
Согласно Рекомендациям по теоретико–методологическим основам совершенствования правовой системы Республики Беларусь [22] совершенствование законодательства о труде должно быть направлено на расширение возможностей нанимателя и работника самостоятельно на договорном уровне регулировать возникающие между ними отношения, в особенности при регулировании вопросов оплаты труда, режима рабочего времени и отдыха, предоставления гарантий и компенсаций.
Национальная стратегия устойчивого социально–экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [21] утверждает требуемый рост производительности труда по добавленной стоимости в промышленности до уровня 40–50 тыс. долл. США на одного среднесписочного работника, или не менее 45 процентов от среднего уровня стран ЕС к 2030 году. Данная динамика должна быть достигнута путем поэтапного перехода организаций на применение современных государственных стандартов, адаптированных к
1 Понятия, функции и причины дифференциации заработной платы
Заработная плата – это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала [23, с. 55].
В соответствии со ст. 129 Трудовым Кодексом Республики Беларусь: «заработная плата – вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время» [26].
Необходимо обратить внимание на то, что указанная статья Трудового Кодекса Республики Беларусь рассматривает термины «заработная плата» и «оплата труда» как синонимы, которые обозначают вознаграждение, получаемое работником за выполнение своей трудовой функции, что, в большей степени, чем ранее используемое терминологическое разделение, соответствует теоретическим представлениям науки трудового права и экономики труда.
Отождествление указанных выше понятий представляется необоснованным, поскольку эти термины обозначают разные явления. Оплата труда – понятие более широкое, чем заработная плата. Оно указывает на соответствующую деятельность работодателя, обеспечивающую выполнение им обязанности по своевременной и полной выплате работнику заработной платы. Эта деятельность связана также с установлением систем, форм, размеров оплаты труда и решением иных вопросов, от которых зависит гарантированность права работника на своевременное и полное получение заработной платы [29, с. 118].
Представляется, что рассмотрение понятий «оплата труда» и «заработная плата» как идентичных вполне оправданно в силу сложившейся международной практики и направленности Республики Беларусь к приведению норм своего внутреннего права к международным стандартам. Такого разделения, в частности, нет в Конвенции МОТ N 95 относительно защиты заработной платы, в законодательных актах зарубежных государств. В то же время следует иметь в виду, что подобное применение должно быть ограничено исключительно рамками трудового права и не должна затрагивать экономическую литературу, политику, социологические исследования, где использование этих терминов предопределяется спецификой их предмета.
В экономической теории существует две основных концепции определения природы заработной платы:
а) заработная плата есть цена труда. Ее величина и динамика формируются под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения;
2 Общая характеристика форм и систем заработной платы
С экономической точки зрения, выраженная в денежной форме доля труда работников организации в бухгалтерском учете представляет собой заработную плату. Она поступает в личное потребление работников, поэтому является важнейшим средством повышения заинтересованности работников в результатах своего труда, его производительности, увеличении объемов производства продукции и повышения ее качества [24, с.165].
С социальной точки зрения заработная плата – это вознаграждение, рассчитанное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору владелец или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу [5, с. 440].
Понятие «заработная плата» охватывает все виды начисляемого работникам вознаграждения за выполненную работу или отработанное время, а также премии, доплаты, надбавки и социальные льготы, выплачиваемые в денежной и натуральной формах, включая денежные суммы, начисленные в соответствии с законодательством за непроработанное время (время трудовых и социальных отпусков, свободных от работы дней, повышения квалификации и т.д.). Все указанные выплаты являются источником дохода работника [25, с. 246].
Организация оплаты труда на предприятиях Республики Беларусь состоит из следующих основных элементов:
- формирование фонда оплаты труда;
- нормирование труда;
- установление тарифной системы;
- выбор наиболее рациональных форм и систем заработной платы [4, с. 118].
Фонд заработной платы работников списочного состоит из оплаты за отработанное время, оплаты за неотработанное время, единовременных поощрительных и других выплат, оплаты питания и проживания, имеющий систематический характер [28, с. 314].
В состав фонда оплаты труда включается основная и дополнительная заработная плата. К основной заработной плате относятся выплаты за фактически выполненные работы. Она включает: оплату труда по тарифным ставкам (окладам), сдельным расценкам, премии. К дополнительной заработной плате относятся доплаты, надбавки и иные выплаты, разновидности и размеры которых определяются нанимателем (за работу в ночное время, оплата очередных и дополнительных отпусков, за обучение учеников, стаж и так далее). Фонд оплаты труда определяется на основании штатного расписания работников предприятия за месяц с учетом величины тарифной ставки первого разряда [7, с. 91].
Нормирование труда – это составная часть (функция) управления, включающая определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение
3 Дискриминация по заработной плате на рынке труда
В трудовом законодательстве Республики Беларусь отражены основные принципы международного трудового права. Одним из таких принципов является запрещение дискриминации в сфере труда.
В ст. 22 Конституции Республики Беларусь указано, что все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
В Трудовом Кодексе Республики Беларусь запрету дискриминации отведена ст. 14. Под дискриминацией понимается ограничение в трудовых правах или получение каких–либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей [26].
Нормы Трудового Кодекса согласуются с нормами международного трудового права, но понятие дискриминации определено там несколько иначе. Так, согласно ст. 1 Конвенции Международной организации труда (МОТ) 1958 г. № 111 «О дискриминации в области труда и занятий», под дискриминацией подразумевается всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий. Следует обратить внимание, что ключевые слова Конвенции МОТ в отличие от Трудового Кодекса – различие, недопущение, предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения, т.е. Конвенция МОТ трактует дискриминацию более широко.
Кроме того, в соответствии с международными нормами запрещается печатать объявления о вакансиях, где указана дискриминация по признакам расы, цвета кожи, пола, возраста, религии, политических убеждений, национального происхождения, социального или этнического происхождения, семейного положения или статуса, сексуальных склонностей, членства в какой–либо организации [6].
Исходя из норм ст. 8 Трудового Кодекса, если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Уровень дискриминации в заработной плате является результатом влияния многих причин, отражающих различные характеристики работника, организации и внешней среды.
1. Человеческий капитал работника. При прочих равных условиях более высокий уровень человеческого капитала способен повысить переговорную силу работника и снизить вероятность дискриминации по отношению к нему. Это происходит по двум причинам. Во–первых, с ростом человеческого
4 Государственное регулирование заработной платы в Республике Беларусь
В законодательстве Республики Беларусь регулирование процесса расчетов с персоналом по оплате труда представлено рядом нормативно–правовых документов. Рассмотрим некоторые из них.
1 Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 года № 57–3 «О бухгалтерском учете и отчетности» [8].
Данным нормативно–правовым актом устанавливаются основные положения в рамках ведения бухгалтерского учета на предприятии, использования первичной документации, регистров бухгалтерского учета и отчетности. Также документ устанавливает ключевые положения по расчетам с персоналом по оплате труда.
2 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждения инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь» (в редакции постановлений Минфина от 30 июня 2014 г. № 46) [18].
Постановление содержит информацию о типовом плане счетов, являющимся рабочим образцом для организаций и правил и рекомендаций по его использованию.
Согласно пункту 56 данного документа счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по оплате труда.
Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется по каждому работнику организации.
Корреспонденция счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с другими счетами установлена согласно приложению 46 к настоящей Инструкции.
3 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 года № 296–3, в редакции от 05.01.2013 г. № 16–3 [26].
Данный документ содержит данные, регулирующие отношения, связанные с наиболее часто встречающимися ситуациями, образующимися при исполнении работником служебных обязанностей.
4 Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 60 «Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей» (в редакции постановления от 14 июня 2011 г. № 43) [19].
Постановление содержит информацию о тарифных разрядах и коэффициентов к ним и о правилах их применения.
5 Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138–XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда
Заключение
В соответствии со ст. 129 Трудовым Кодексом Республики Беларусь: «заработная плата – вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время».
Сущность заработной платы состоит в функциях, которые она выполняет в фазах общественного воспроизводства: производстве, распределении, обмене и потребности. В рыночной экономике заработная плата осуществляет 4 основные функции, как воспроизводственная, стимулирующая, регулирующая и социальная
Заработная плата – вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу. Данная категория выполняет ряд экономических и социальных функций главной целью которых с точки зрения макроэкономики является стимулирования продуктивности труда в рамках общественного воспроизводства. В зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника, а также ряда макроэкономических факторов, производится дифференциация заработной платы. Различия в цене простого и сложного труда, а значит, и в заработной плате различных профессий и разной квалификации предопределяются, прежде всего, неодинаковой величиной стоимости и соответственно цены их рабочей силы. Введение дифференциации в оплате труда влечет к росту производительности труда и развитию экономики страны.
Заработная плата формируется на основе данных об использовании труда работника с учетом его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплат компенсирующего и стимулирующего характера. Вопросы регулирования заработной платы установлены законодательно государством, однако в настоящее время субъектам хозяйствования предоставляются широкие полномочия в определении форм, систем оплаты труда, которые они определяют локальными нормативными правовыми актами.
Различия в заработной плате, которые призваны просто компенсировать недостатки тех или иных рабочих мест, называются «выравнивающими различиями». В то же время на работах, которые особенно престижны или привлекательны, находится много желающих, в результате вознаграждение за их труд падает.
Дифференциация заработной платы объясняется также существованием качественных различий среди рабочих. Люди не одинаковы по своей способности увеличивать доход фирмы. Есть высококвалифицированные, быстро и хорошо работающие, есть менее квалифицированные и менее прилежные. Различные категории рабочих конкурируют друг с другом. Однако они не являются на 100% идентичными. Они лишь частично способны замещать друг друга.
1 Вещунова Н.Л. Бухгалтерский учет / Н.Л. Вещунова, Л.Ф. Фомина − М.: Финансы и статистика, 2004. – 360 с.
2 Волков В.П., Ильин А.И. Экономика предприятия: учебное пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин – М.: Новое издание, 2003. – 677с.
3 Кирьянова З.В. Бухгалтерский учет / З.В. Кирьянова − 2–е изд., перераб. и доп. − М.: Финансы и статистика, 2008. – 256с.
4 Левкович О.А. Бухгалтерский учет / .О.А. Левкович, И.Н. Тарасевич – 8–е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2012. – 648 с.
5 Лишиленко А.В. Бухгалтерский учет: Учебник/ А.В. Лишиленко – К.: Центр учебной литературы. – 2011. – 736 с.
6 Лысков А.Ф. Текучесть персонала: причины, последствия, способы оптимизации / А.Ф. Лысков // Кадры предприятия – 2004. – №3 – С. 15–18.
7 Мельников И. Бухгалтерский учет /И. Мельников – М.: ЮНИТИ – 2009. – 304 с.
8 О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь от 12.07.2013 г. № 57 –З: // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013. – № 2/2055.
9 О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29: в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2012 г. № 1// Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1/512.
10 О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569: в редакции постановления от 15 августа 2014 г. № 794// Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013. – № 5/37507.
11 О некоторых вопросах бухгалтерского учета: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 25: в редакции постановления от 31 мая 2013 г. № 35// Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 8/26354.
12 О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда: Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181// Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 1/12519.
13 О принятии Рекомендаций по повышению материальной заинтересованности работников в соблюдении норм и нормативов материальных и трудовых затрат, их экономии: постановление Министерства труда Республики Беларусь от 26.03.2001 № 31: текст по состоянию на 3 дек. 2014 г.
14 О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива №4 Президента Республики Беларусь 31 декабря 2010 г. // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 1/12259.
15 Об аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56–З: в редакции от 4 июня 2015 г. № 268–З// Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013. – № 2/2054.
16 Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138–XІІІ: в редакции Закона Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 186–З// Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1996. – № 2/513.
17 Об оплате труда работников потребительской кооперации области: постановлением Правления Белкоопсоюза и Президиума РК Белорусского профсоюза работников потребкооперации от 26.08.2013 № 297// Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013. – № 9/3268.
18 Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50: в редакции постановления от 30 июня 2014 г. № 46// Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 8/24548.
19 Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 60: в редакции постановления от 14 июня 2011 г. № 43// Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 8/22255.
20 Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115: в редакции постановления от 23 июля 2014 г. № 718 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 5/134.
21 Программа социально – экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг. : Указ Президента Респ. Беларусь от 11 апреля 2011 года № 136 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 1/12462.
22 Рекомендации по теоретико–методологическим основам совершенствования правовой системы Республики Беларусь: одобрено Решением ученого совета Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь от 23.04.2013 № 5 // Национальный правовой интернет–портал Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=11851. – Дата доступа: 15.03.2015.
23 Соколова Е.С. Бухгалтерский учет: Учеб–мет. комплекс / Е.С. Соколова. – М.: Изд. центр ЕАОИ. – 2008. – 200 с.
24 Татур И.К. Бухгалтерский учет для неучетных специальностей : учебник / И.К. Татур. – 2–е изд., перераб. и доп. – Минск : БГЭУ. – 2007. – 413 с.
25 Трофимова А.Н. Бухгалтерский учет в сфере товарного обращения: учеб. пособие / А.Н. Трофимова. – Мн.: Вышэйшая школа, 2014. – 303 с.
26 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 296–З с изм. и доп. // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – №2/70.
27 Фолежинский А. Нормирование труда / А. Фолежинский, Н. Свирид // Заработная плата – 2007. – № 5(17) – С. 13–16.
28 Черемисина С.В. Бухгалтерский и налоговый учет / С.В Черемисина, Н.А. Тюленева, А.А. Земцов – Томск: изд–во «Ветер» – 2010. – 672 с.
29 Чечеткин А.С. Организация учета и аудита: учеб. пособие. / А.С. Чечеткин, Е.Н. Клипперт – Минск: ИВЦ Минфина, 2006. – 254 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 30.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты