Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе: проблемы и перспективы
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе: проблемы и перспективы»
по дисциплине: «Финансы»
2021
45.00 BYN
Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе: проблемы и перспективы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Финансы
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы формирования финансовой политики государства
1.1 Понятие и назначение финансовой политики государства, цель и принципы её формирования
1.2 Критерии классификации и виды финансовой политики государства, структура системы ее формирования
1.3 Методы формирования государственной финансовой политики
2 Оценка финансовой политики Республики Беларусь
2.1 Анализ процесса формирования финансовой политики страны
2.2 Анализ результатов финансовой политики государства на основе системы показателей
3 Проблемы и основные направления совершенствования финансовой политики Республики Беларусь
3.1 Проблемные вопросы формирования и реализации финансовой политики страны
3.2 Основные направления совершенствования финансовой политики Республики Беларусь
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что финансовая политика в Республике Беларусь – это составная часть её экономической политики, а также должна обеспечивать рост экономики и социальное развитие, безопасность финансовой системы Республики Беларусь. Финансовая политика Республики Беларусь является совокупностью методологических принципов, форм организации и инструментов, которые используются в финансовых отношениях или основанную на законах деятельность страны в сфере мобилизации финансов, их распределения для выполнения страны своих функций.
В характеристике финансовой политики делается акцент как на роль страны в мобилизации финансовых ресурсов, так и на формы, а также методы организации финансов.
Значение данной курсовой работы в плане развития экономической теории состоит в том, что экономисты определяют финансовую политику как совокупность мероприятий страны, которые проявляются в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач.
Финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.
Значение курсовой работы в хозяйствовании состоит в том, что под финансовой политикой понимается самостоятельная сфера деятельности страны в плане финансовых отношений, которые направлены на поддержание финансами реализации какой-либо госпрограммы экономического развития.
Проанализировав некоторые определения финансовой политики, можно сказать, что авторы данных определений не связывают финансовую политику и механизм реализации этой политики.
Финансы используются любой страной для выполнения своих стандартных функций, а также для выполнения каких-либо социально-экономических целей. Финансовая политика имеет большое значение для реализации поставленных задач, она является дополнительной частью государственной экономической политики, финансы оказывают влияние на экономический и социальный прогресс общества.
Дискуссионным подходом к изучению данной проблемы является анализ вторичной информации по теоретическим методам исследования, без которых невозможно планировать стратегию развития финансовой политики государства.
Объект исследования – финансовая политика. Предмет исследования – финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе.
1 Теоретические основы формирования финансовой политики государства
1.1 Понятие и назначение финансовой политики государства, цель и принципы её формирования
Финансовая политика является самостоятельной сферой деятельности страны в сфере финансовых отношений [4, с. 37]. Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций.
Важнейшим назначением финансовой политики Республики Беларусь как главенствующей части экономической политики страны является обеспечение финансами, воплощение в жизнь различных госпрограмм социального и экономического развития – необходимо обеспечение выполнения страны своих главных функций.
Сущность финансовой политики страны как основной части экономической политики состоит в отношениях между различными социальными группами, удержании, укреплении, а также реализации государственной власти.
Элита, страна, профсоюзы, партии, различные социальные общности и индивиды являются субъектами финансовой политики Республики Беларусь как основная часть экономической политики.
Финансовая политика бывает:
– внешняя и внутренняя;
– экономическая, социальную, национальную, военную, культурную;
– местная, региональная, государственная, международная, глобальная;
– текущая и долгосрочная.
Придаточной частью финансовой политики является финансовая политика, которая помогает достигать поставленных политических и экономических целей.
Основными целями финансовой политики являются [10, с. 4]:
1. Увеличение количества и эффективности использования финансов. Это имеет большое значение для проверки того, как воздействует финансовая политика на экономическую составляющую государства.
2. В случае отказ от такого учета увеличения эффективности использования финансов при осуществлении финансовой политики, может произойти нецелесообразное вливание денежных средств, а также сокращение источников удовлетворения социальных и экономических и потребностей граждан страны.
2 Оценка финансовой политики Республики Беларусь
2.1 Анализ процесса формирования финансовой политики страны
Современная финансовая политика является составной частью экономической политики государства, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом Республики Беларусь и утверждаются законодательными органами в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней бюджетной системы на очередной финансовый год.
Финансовая политика государства в настоящее время определяется Программой социально-экономического развития Республики Беларусь, прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год, Программой развития банковского сектора экономики Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на соответствующий финансовый год», указами Президента Республики Беларусь, регламентирующими основные направления денежно-кредитной политики на соответствующие годы, и др.
Беларусь, начиная с постсоветского времени начала активно развивать собственную финансовую политику. Уже с самого начала было ясно, что без этого государство не сможет существовать. В период с 1991-2005 гг. в несколько этапов путем жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики было достигнуто относительное макроэкономическое положение. Это выражалось и в невысоких уровнях инфляции, и в невысоких процентных ставках, и в стабильном обменном курсе и др. Следует отметить, что решающую роль в стабилизации ситуации все же сыграла бюджетно-налоговая политика, так как государство нуждалось в огромных ресурсах, в стабильной ситуации во всех сферах [16].
Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики. Достигнуты высокие темпы ее развития. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения увеличится за текущее пятилетие в соответствии с «Программой социально-экономического развития на 2011-2015 гг.» почти на 70%. При этом на результаты выполнения данной Программы существенное влияние оказали изменения условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово-экономического кризиса.
В 2006-2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).
3 Проблемы и основные направления совершенствования финансовой политики Республики Беларусь
3.1 Проблемные вопросы формирования и реализации финансовой политики страны
Невысокие темпы экономического роста, наличие инфляции и государственного долга (внешнего и внутреннего), низкий уровень рентабельности отраслей национальной экономики, необходимость поддержки определенных групп населения, ограниченность финансовых ресурсов на всех уровнях экономики свидетельствуют о необходимости поиска путей совершенствования финансовой политики Республики Беларусь.
Бюджетный дефицит не всегда свидетельствует о тяжелом положении экономики, а отсутствие бюджетного дефицита не означает, что экономика определенной страны не имеет проблем и динамично развивается. Однако все страны стремятся достигнуть сбалансированности бюджета или не превышать предельно допустимую величину дефицита бюджета. Предел бюджетного дефицита целесообразно определять по отношению к валовому внутреннему продукту, национальному доходу или расходам соответствующего бюджета.
Мировая практика показывает, что в условиях стабильной рыночной экономики этот предел следует ограничивать 2-3% к валовому внутреннему продукту, 5% к национальному доходу, 8-10% к расходной части бюджета. Для устранения бюджетного дефицита необходимо его финансирование [6, c. 15].
Чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. в этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.
За шесть месяцев 2021 года доходная часть республиканского бюджета потеряла 1,8 млрд рублей [18].
Потери по ввозным таможенным сборам и пошлинам оценены в 91 млн рублей, налогу на прибыль – в 243,2 млн рублей, вывозным таможенным пошлинам на нефть и нефтепродукты – в 568,2 млн рублей, по дивидендам – в 866,6 млн рублей. Потери образовались под воздействием сразу нескольких неожиданных факторов, которые не могли быть спланированы при составлении бюджета на текущий год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сущность финансовой политики страны как основной части экономической политики состоит в отношениях между различными социальными группами, удержании, укреплении, а также реализации государственной власти. Финансовая политика – это деятельность страны по использованию финансовых средств для достижения конкретных целей государства.
Выделяют следующие цели финансовой политики: увеличение количества и эффективности использования финансов; оздоровление и реорганизация экономики; увеличение доходов и поднятие уровня жизни граждан за счёт развития сельского хозяйства и промышленного производства. Выделяют следующие типы финансовой политики: классический; регулирующее воздействие государства; планово-директивная, неконсервативная. Финансовая политика основывается на трёх составляющих: денежно-кредитная политика, обеспечивающей сохранение стабильности цен и занятость населения; налоговая политика, деятельность которой в основном направлена на выполнение и реализацию регулирующих мероприятий с помощью органов государственной власти; бюджетно-финансовая политика, которая связана с распределением фонда денежных средств государства и дальнейшим использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Управлением финансовой политики в Республики Беларусь занимаются органы управления финансами: Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Комитет государственного контроля.
Финансовую политику Беларуси на современном этапе можно охарактеризовать как стабильную. Это выражается в достижении макроэкономического равновесия, которого власти добивались ещё с распада СССР. Путем различного рода мер государство добилось улучшения финансовой обстановки, и в сегодняшних условиях финансовая политика лишь нуждается в некоторых корректировках и улучшениях, которое правительство планирует реализовывать в последующие годы. ВВП Беларуси в 2020 году составил 131 952 млн. руб., при этом с 2018 года наблюдается его ежегодный рост в сопоставимых ценах. За пятилетие темп роста ВВП прогнозируется правительством в диапазоне 112,1-115%. Этот показатель более чем в два раза выше прошлой пятилетки.
1 Андрюшин, С.А. Научные основы организации финансовой политики [Текст]/ С.А. Андрюшин//Финансы. – 2017. – № 4. – С. 59-70.
2 Балабанов, А.И., Балабанов, Т.И. Финансы [Текст]: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2019. – 190 с.
3 Белотелова, Н.П., Шуляк, П.Н. Финансы [Текст]: учебное пособие.– М.: Дашков и К, 2019. – 608с.
4 Большаков, С.В. Основы управления финансами [Текст]: учебное пособие. – М.: ФБК-Пресс, 2019. – 365 с.
5 Бурцев, В.В. Система финансовой политики [Текст] / В.В. Бурцев//Финансы. – 2019. – № 9. – С. 47-52.
6 Глазьев С. Бюджет 2025: все тот же социально-экономический смысл [Текст]/ Рос. экон. журнал. – 2020. – № 9-10. – С.3-27.
7 Гурвич Е. Бюджетная и монетарная политика в условиях нестабильной внешней конъюнктуры [Текст] / Вопросы экономики. – 2017. - № 3. – С. 37.
8 Задорнов М.М. Финансовая политика государства и возможности ее реализации [Текст] / Финансы. – 2019. – № 1. – С. 6.
9 Колесов, А.С. Финансовая политика: цели и задачи [Текст] / А.С. Колесов//Финансы. – 2020. – № 10. – С. 12-15.
10 Лавров А.М. Бюджетная реформа 2016-2020 гг. [Текст] / Лавров А.М. от управления затратами к управлению результатами // Финансы. – 2016. – № 9. – С.3-12.
11 Любимцев Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики [Текст] / Экономист. – 2017. – №7. – С.55-62.
12 Марцинкевич, В.И. Политика экономического роста [Текст]/ В.И. Марцинкевич//Экономика. – 2017. – № 7. – С. 46-63.
13 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf.
14 Ойхман, Е.Г. Виды финансовой политики [Текст] / Е.Г. Ойхман//Российский экономический журнал. – 2019. – № 4. – С. 97-103.
15 Основные положения проекта программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/files/macro-prognoz/Osnovnye-polozhenija-proekta-PSER-na-2021-2025.pdf.
16 Официальная сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://minfin.gov.by/.
17 Официальный сайт Национального Банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/.
18 Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/.
19 Основы финансов и кредита [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://finedstud.ru.
20 Теоретические основы государственного регулирования экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://regulirovgos.ru.
21 Тренев, Н.Н. Управление финансами [Текст]: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 495 с.
22 Чернов, В.А. Элементы финансовой политики [Текст] /В.А. Чернов // Консультант директора. – 2019. – № 2. – С. 53-55.
23 Шевлоков, В.З. Финансовая политика как функция финансового управления [Текст] / В.З. Шевлоков // Финансы. – 2018. – № 1. – С. 55-61.
24 Щетинин, В. Финансовая политика и неоднозначность ее трактовки [Текст] /В. Щетинин//Экономика и общество. – 2020. – № 12. – С. 42-44.
25 Учебные материалы про микро и макроэкономике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.market-pages.ru.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты