Особенности разработки и проведения учебных экскурсий
Лингвогуманитарный колледж при МГЛУ (бывш. МГПК №1)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности разработки и проведения учебных экскурсий»
по дисциплине: «Экскурсоведение»
2021
45.00 BYN
Особенности разработки и проведения учебных экскурсий
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экскурсоведение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЭКСКУРСИЙ
1.1 Понятие экскурсий
1.2 Особенности учебных экскурсий
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ ЭКСКУРСИИ
2.1 Характеристика объектов показа
2.2 Технологическая карта экскурсии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Туризм – это целая индустрия, в которую входят различные фирмы, учреждения и предприятия, которые организуют досуг путешественников, предоставляют потребителям разнообразные туристические услуги, а также являются объектом изучения многих наук: экономики, социологии, психологии, менеджмента. Это связано с тем, что туризм охватывает не только экономики разных стран, но и их культурное наследие, традиции, религию и ремесла.
Индустрия туризма включает в себя гостиницы, предприятия общественного питания, туристические и экскурсионные агентства, туристические агентства, автотранспортные предприятия и другие. Все они участвуют в организации условий для туризма и отдыха. Успешное развитие туризма оказывает большое влияние на такие ключевые сектора экономики, как транспорт и связь, торговля, строительная индустрия, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и т. д.
Создание развитой индустрии туризма важно как одно из эффективных направлений структурной перестройки экономики. Во многих странах, где сектор туризма активно развивается, государство оказывает ему существенную поддержку: от прямых инвестиций, направленных на формирование инфраструктуры, до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма.
Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристических услуг. Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало военный набег, затем – «вылазка, поездка».
Одним из самых распространенных туристских продуктов является экскурсия, она имеет свои особенности проектирования и технологию разработки. Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определенного города или региона, связанный с заранее подобранными объектами в их естественной среде.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЭКСКУРСИЙ
1.1 Понятие экскурсий
В Законе Республики Беларусь «О Туризме» представлено следующее определение экскурсии: это туристическое путешествие физических лиц на период менее 24 часов, посещение физическими лицами, в том числе туристами, в познавательных целях туристических ресурсов, других объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида-переводчика, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий [11].
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русском языке это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «убегание, военный рейд», затем - «вылет, поездка». Позже это слово было изменено по типу имени на «иа» (экскурс + иа).
Само понятие «сущность» представляет собой набор сторон и отношений, которые характеризуются свойствами, взятыми и учтенными в их естественной взаимозависимости. Сущность заключается во внутреннем содержании субъекта, выражающемся в единстве всех разнообразных и противоречивых форм его бытия [2, с. 83].
При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо учитывать обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждый тур представляет собой особый процесс деятельности, суть которого определяется конкретными закономерностями (тематическими, целенаправленными, визуальными, эмоциональными, активными и т. д.) [8, с. 42].
Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г. Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ). Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде (рисунок 1.1) [10, с. 24].
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ ЭКСКУРСИИ
2.1 Характеристика объектов показа
В процессе исследования было принято решение разработать учебную экскурсию на тему «Историко-культурные и архитектурные ценности города Несвижа».
Далее приведем характеристику объектов показа.
Дворцово-парковый ансамбль XVI-XIX вв. в г. Несвиже расположен на северо-востоке города, в окружении прудов реки Уши. Инициатива возведения каменного замка принадлежит первому несвижскому ординату Николаю Христофору Радзивиллу «Сиротке».
Начало строительства относится к 1583 г. К началу XVIІ в. строительные работы были в основном завершены. Вал высотой до 20 метров был укреплён камнем. В ХVII в. по углам бастионов были возведены 4 оборонительные башни. Подход к замку с запада был укреплён треугольным шанцем, к которому вели две подъездные дороги.
Строительство и перестройка дворцово-замкового ансамбля велась в ХVI-ХIХ вв., поэтому в нём сочетаются приёмы средневекового зодчества со стилями позднего ренессанса, барокко, классицизма и самобытное искусство местных мастеров. За время своего существования, замок выдержал осады русских войск в 1655 и 1660 гг., но в 1706 г. был взят шведами, которые разрушили замковые постройки и бастионные укрепления. Во второй половине ХVIII - первой половине ХIХ вв. замок неоднократно осаждали русские войска (1764, 1768, 1772, 1773, 1812 гг.) [1, с. 316].
После событий 1812 г. замок находился в запущенном состоянии до 1875 г. Масштабные реставрационные работы начали проводить только в последней четверти ХIХ – начале ХХ вв. под руководством Марии Дороты де Кастелян Радзивилл.
Под охрану государства дворец был взят в 1939 г. В 2001 г. Дворцовый ансамбль передан на баланс Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж», в 2012 г. завершены реставрационные работы и для посетителей открылись экспозиционные залы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, одним из самых распространенных туристских продуктов является экскурсия, она имеет свои особенности проектирования и технологию разработки. Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определенного города или региона, связанный с заранее подобранными объектами в их естественной среде.
Также, экскурсия - это методично продуманная демонстрация достопримечательностей, исторических и культурных памятников, в основе которой лежит анализ объектов перед глазами экскурсантов, а также умелая история о связанных с ними событиях
Одной из целей экскурсии является формирование у экскурсантов отношения к теме экскурсии, деятельности исторических личностей, событий, фактов и вообще к экскурсионному материалу и его оценка. Экскурсия всегда проходит под руководством специалиста – экскурсовода.
Учебную экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам. Разработка учебной экскурсии процесс последовательный и сложный и включает в себя следующую технологию проектирования: выбор темы, изучение литературы и составление библиографии, отбор и изучение экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, прохождения маршрута, обход маршрута, подготовку контрольного и индивидуального текстов, комплектование «портфеля экскурсовода», составление технологической карты экскурсии, утверждение проекта.
Несвиж - один из основных туристических объектов Беларуси. Основа города - Несвижский - дворцово парковый комплекс, внесенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Дворец Радзивиллов представляет собой музей и является не только достоянием Беларуси, но и всего мира. Отдельного упоминания заслуживает замковый парк, который поделен на несколько секторов по стилистическому принципу и хранит в себе ряд красивейших скульптур и памятников. Среди достопримечательностей города выделяются Несвижская ратуша, Слуцкая брама, Фарный костел (1587 - 1593 гг.) с фамильной усыпальницей Радзивиллов, торговые ряды, дом на рынке, монастырь бенедиктинок (1596 г.).
В процессе исследования была разработана технологическая карта учебной экскурсии «Историко-культурные и архитектурные ценности города Несвижа». Данная экскурсия проходит по маршруту: г. Минск –г. Несвиж – Дворцово-парковый ансамбль в Несвиже – Несвижский парк – Костел Тела Господня – Несвижская ратуша – Слуцкая брама – Дом ремесленника – Комплекс бывшего монастыря Бенедиктинок – г. Минск. Основная цель разработанной экскурсии заключается в закреплении у экскурсантов сведений об истории развития города Несвижа.
1. Архiтэктура Беларусi: нарысы эвалюцыi ва ўсходнеславянскiм i еўрапейскiм кантэксцэ: у 4 т. / А.I. Лакотка [i iнш.]. – Мiнск: Беларус. навука, 2005-2008. – 4 т.
2. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма. Учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 384 c.
3. Беларусь замковая = Belarus - the land of castles : [фотоальбом] / сост. О. Д. Баженова, Т. В. Белова ; гл. ред. Е. С. Аксенова. - Минск : Полиграфкомбинат им. Я. Коласа ; Минск : Беловагрупп, 2015. - 543 с.
4. Ганский В.А., Вовнейко Е.В. Экскурсоведение: учебно-методический комплекс для студентов спец. 1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство» / В.А. Ганский, Е.В. Вовнейко; под общ. ред. В.А. Ганского. – Новополоцк: ПГУ, 2012. – 254 с
5. Дворниченко, В.В. Организация экскурсионной деятельности: учеб. пособие / В.В. Дворниченко, Н.В. Савина. – М.: МЭСИ, 2000. – 170 с.
6. Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Туризм» (квалификация «бакалавр») / Е. А. Джанджугазова. – М. : Академия, 2014. – 270 с.
7. Дзятко А. М. Таямніцы Нясвіжскага касцела // Беларускі час. – 2006. № 67. – С. 8 – 9.
8. Добрина, Н. А. Экскурсоведение: учеб. пособие / Н. А. Добрина; Рос. Акад. образования; Моск. психол.-соц. ин-т. − М.: Флинта, 2012. – 286 с.
9. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. (Серия «Туризм и сервис») – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 272 с.
10. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник.- 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Советский спорт, 2002. – 216с.
11. Закон Республики Беларусь О туризме 326-З от 25.11.1999 г.
12. Квартальнов В.А. Педагогика и туризм: Учебник. – М.: Советский спорт, 2000. – 360 с.
13. Колендо, Е.Т. Типология малых городских поселений Беларуси как центров туризма / Е.Т.Колендо // Вестник БГУ. Серия 2. – 2011. - № 1. – С. 85-90.
14. Кошман, В. Краiна замкаў / В. Кошман // Наука и инновации. - 2013. - № 7. - С12-16.
15. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы: Учеб. пособие. – М.: РИБ «Турист», 2004. – 96с.
16. Локотко, А. И. Архитектурное наследие Беларуси: развитие традиций, охрана и реставрация / А. И. Локотко. — Минск : Право и экономика, 2004. — 303 с.
17. Лукьянчик, А. В. Инновации в экскурсионном обслуживании на современном этапе развития туризма / А. В. Лукьянчик // НИРС БГЭУ : сборник научных статей. Вып. 5 / М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т" ; [редкол.: Г.А. Короленок (пред.) и др.]. - Минск : РИВШ, 2016. - С. 180-182.
18. Потаев, Г. А. Города Беларуси как центры туризма / Г. А. Потаев // Архитектура и строительство. - 2008. - N 10. - С. 27-31.
19. Сабина, П. И. Беларусь живописная = The picturesque Belarus : путеводитель / П. И. Сабина. - Минск : Беларусь, 2007. - 203 с.
20. Федорук, А.Т. Старинные усадьбы Минского края. Памятники природы Белоруссии // В.М. Бельков, Н.В. Козловская, Т.С. Мохнач и [др.] – Минск: Ураджай, 1986. – 176 с.
21. Чантурыя, У. А. Архiтэктурныя помнiкi Несвiжа = Архитектурные памятники Несвижа : гiстарычна-архiтэктурны нарыс / У. А. Чантурыя, Ю. І. Казакоў. - Мiнск : Полымя, 1989. - 47 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты