Медиа национальных диаспор за рубежом: основная тематика и проблематика
Институт журналистики БГУ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Медиа национальных диаспор за рубежом: основная тематика и проблематика»
по дисциплине: «Журналистика»
2021
45.00 BYN
Медиа национальных диаспор за рубежом: основная тематика и проблематика
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Журналистика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СМИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДИАСПОРЫ
1.1 Школа межэтнической журналистики как отражение национального характера в условиях современных СМИ
1.2 Основные параметры контактной среды этничности и средств массовой информации в современном информационно-коммуникативном пространстве диаспоры
ГЛАВА 2 МЕДИА НАЦИОНАЛЬНЫХ ДИАСПОР ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Испанские СМИ о латиноамериканских мигрантах: между страхом и жалостью
2.2 Медиа-коммуникационная интеграция арабского мира: феномен AL JAZEERA
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В теоретической литературе вопросы коммуникации рассматривались в различных гуманитарных науках – философии, социологии, теории коммуникации, лингвистике, менеджменте и маркетинге, теории журналистики и других смежных дисциплинах.
Изучение концепта «коммуникативные стратегии прессы» в последнее время выдвинулось в число актуальных журналистиковедческих исследований. Анализ дискуссии на эту тему показывает, что речь идёт не только об уточнении терминологического аппарата, но и о путях развития современной прессы.
Трансформационные процессы, результатом которых стали изменения в современном медиапространстве, оказали существенное влияние на функционирование института прессы, а также внесли динамику в теоретическое осмысление современной медиасистемы. Объективно коммуникативные стратегии прессы находятся в зависимости от многих внешних социальных факторов.
Например, в советский период пресса рассматривалась как «приводной ремень партии», поэтому при формировании её коммуникативной стратегии идеологический вектор был приоритетным.
Итак, объектом исследования выступает этническая журналистика.
Предмет исследования – медиа национальных диаспор за рубежом.
Цель работы заключается в необходимости выявить специфику медиа национальных диаспор за рубежом.
Исходя из указанной цели можно выделить следующие задачи работы:
– определить СМИ и национальные диаспоры;
– изучить медиа национальных диаспор за рубежом.
Теоретическую базу для развития коммуникационных концепций ещё в XIX веке заложили О. Конт, Э. Дюркгейм, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Позднее особое внимание к этой проблеме наметилось со стороны ведущих социологов М. Вебера, В. Парето. В XX веке данное направление стало господствующим у американских исследователей – Г. Лассуэла, К. Шэннона, П. Лазарфельда. Вопросы коммуникации являются центральными для фундаментальной лингвистической науки.
Вклад в развитие теории коммуникации в разное время внесли М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман. В работах по менеджменту и маркетингу также уделяется внимание вопросам коммуникативных стратегий, но уже применительно к теории управления.
Методы исследования: описание, анализ, обобщение.
Структура работы предопределена ее целями и задачами и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных в работе источников.
ГЛАВА 1 СМИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДИАСПОРЫ
1.1 Школа межэтнической журналистики как отражение национального характера в условиях современных СМИ
В условиях современных конвергентных процессов в массмедиа межэтническая журналистика играет свою важную роль. Развитие национальных средств массовой информации — это главный инструмент сохранения самобытности народов и укрепления согласия в обществе. В настоящее время цифровые медиа стали частью повседневной жизни людей.
Поданные в новом формате пресса, радио, телевидение через мировую платформу Интернета во многом влияют на формирование норм и ценностей молодого поколения, которое не знает «нецифровой» реальности. Актуальность исследования связана с тем, что c развитием СМИ и с частичным выходом их на огромные просторы Cети у многих медиа появилось больше возможностей взаимодействия с обществом, в том числе и на национальном уровне.
Целью исследования является выявление национального характера журналистики в условиях современных средств массовой информации. Объектом исследования является современная журналистика, предметом — межэтнический характер контента, который можно наблюдать в новых медиа, связанных с цифровыми технологиями.
Национальные газеты, радио, телепередачи и медиапроекты сохраняют и развивают язык народа, пропагандируя ценности и достижения культуры. По мнению Р. Л. Исхакова, преподавателя кафедры периодической печати Уральского государственного университета им. А. М. Горького, этническая журналистика остается малоизученной областью российской журналистики. При этом этническая характеристика лучше воспринимается и улавливается в больших массах, нежели в единичных случаях. Как одна ласточка не делает весны, так и содержание одной газеты не даст полного представления об этнической журналистике [1, с. 93].
В свою очередь, такой исследователь, как Н. В. Яблоновская, обратила внимание на то, что проблема продвижения контента на национальных языках — это и проблема обеспеченности кадрами, в совершенстве владеющими этими языками, и проблема наличия потенциальной аудитории, владеющей литературным языком своего народа [5, с. 70].
ГЛАВА 2 МЕДИА НАЦИОНАЛЬНЫХ ДИАСПОР ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Испанские СМИ о латиноамериканских мигрантах: между страхом и жалостью
В миграционных процессах Испании можно выделить три основных периода, в каждом из которых преобладали разные иностранные группы. Первый период – с 1980-х и вплоть до начала 1990-х гг., когда преимущественное большинство всех иммигрантов в Испанию составляли переселенцы из Европы. В десятилетие 1990-х гг. рост миграционных потоков пришёлся на уроженцев Африки, особенно Марокко. В начале XXI в. стала выделяться уже новая фаза: рост миграции из стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В этом контексте ввиду практически непрекращающегося роста оттока населения из этого региона латиноамериканским переселенцам даже был присвоен ярлык «фаворитов XXI в.» [4, с. 79].
Между тем менялся и национальный состав латиноамериканских иммигрантов, переезжавших в Испанию. В течение 1980-х и до начала 1990-х гг. большинство мигрантов составляли жители Аргентины, которые были представителями среднего класса, а также высококвалифицированными специалистами.
Примерно в середине десятилетия 1990-х гг. большая часть переселенцев из Латинской Америки стала приходиться на перуанцев и жительниц Доминиканкой Республики. Любопытно, что доминиканки называли главной причиной своего переезда в Испанию преследование по политическим мотивам и формирование новых взглядов на роль и место женщины в обществе.
Первые годы XXI века ознаменовались ещё одним временным ростом иммиграции аргентинцев. Ввиду аргентинского экономического кризиса, произошедшего в экономике страны в период 1998–2002 гг., число аргентинцев, уехавших в Испанию, в течение первых двух лет нового века резко увеличилось.
Немаловажную роль в этом процессе также сыграла и преференциальная на тот момент политика страныреципиента. Однако уже начиная с 2003 г. эту эстафету перехватили беженцы из Эквадора и Колумбии, удерживавшие её до конца 2015 г.
И вплоть до сегодняшнего дня именно общины эквадорцев и колумбийцев продолжают оставаться самыми многочисленными из всех латиноамериканцев, проживающих в Испании. В конце XX в. традиционным местом назначения для латиноамериканских иммигрантов были именно Соединенные Штаты Америки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире СМИ уже играют роль главного субъекта формирования общественно-политической и духовной реальности. Человек оценивает и истолковывает реальность сквозь комбинацию сконструированных образов, являющихся лишь интерпретациями явлений, умело «подобранных» главными толкователями событий – средствами массовой информации.
Политика идёт рука об руку с медиа, найдя для себя «гарантированное подспорье» в одном из ключевых законов коммуникативного процесса: любые эпизоды после упоминания в прессе начинают «жить» в сознании общества, с каждым днём всё более укрепляясь и в итоге трансформируясь в укоренившиеся стереотипы. Деятельность современных медиа, превратившихся в орудие властных структур, всё чаще способствует ещё большему разжиганию социально-политических конфликтов, а не поиску компромиссов и совместных решений. Среди прочего это проявляется в непрекращающемся «подсвечивании» горячих сюжетов для удержания аудитории.
А с учётом того, что СМИ вынуждены поддерживать ежедневный интерес к преподносимой ими информации, миграционный вопрос является для них нескончаемым источником желанных сюжетов, открывающих простор для манипуляций общественным мнением. Анализ массмедийного дискурса о неевропейской миграции в Испании позволил нам выявить основные тенденции, доминирующие в публичном пространстве этой страны в отношении миграционной проблемы: это устойчиво первенствующий дискурс страха и стабильно остающийся на втором плане дискурс сострадания.
Вместе с тем из подобных медийных дискурсов сами иммигранты собирают составные элементы своей коллективной идентичности, постепенно выстраивая собственные стратегии межкультурных отношений.
Трактовку отношений между принимающим испанским обществом и мигрантами-латиноамериканцами в СМИ можно назвать «зеркалом наоборот», так как отражающиеся в нём искажённые образы не позволяют разглядеть реальность.
Такое намеренное акцентирование именно «различий», напрямую связанных с социальными конфликтами, будет и дальше порождать в принимающем обществе отрицание и недоверчивость к новоприбывшим другим.
1. Венидиктов, С. В. Медиакоммуникация в развитии евразийского пространства: стратегический ресурс интеграции: монография / С. В. Венидиктов. – Минск: БГУ, 2018. – 263 с.
2. Виниченко, В. М. Феномен «Аль-Джазиры» на ближневосточном и глобальном информационных рынках / В. М. Виниченко // Науч. ведом. Белгород. гос. ун-та. Сер.: Гуманитар. науки. – 2014. – № 13(184). – С. 156–166.
3. Волковский, Н. Л. Информационные бомбы «Аль-Джазиры» / Н. Л. Волковский // Век информации. – 2018. – № 2, т. 2. – С. 210–211.
4. Гайнуллина, А. Ф. Глокализация медиапространства: коммуникативные стратегии взаимодействия глобальных и локальных трендов / А. Ф. Гайнуллина // Российская школа связей с общественностью. – 2011. – № 2, т. 2. – С. 169–173.
5. Гудков, Л. Д. Негативная идентичность. Статьи 1997–2002 годов / Л. Д. Гудков. – М.: Новое лит. обозрение, 2004. – 816 с.
6. К вопросу о запрете вещания «Аль-Джазиры» в Ираке [Электронный ресурс] // Военно-политическая аналитика: интернет-журнал. – Режим доступа: http://vpoanalytics. com/2013/05/15/k-voprosu-o-zaprete-veshhaniya-al-dzhaziry-v-irake/.
7. Маан, А. Информационная война в условиях политического кризиса на Ближнем Востоке (на примере спутникового канала «Аль-Джазира») / А. Маан // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Литературоведение, журналистика. – 2013. – № 1. – С. 113–118.
8. Пую, А. С. Арабское телевидение: от регионализации к глобализации / А. С. Пую, А. А. Садыхова // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 10: Журналистика. – 2012. – № 6. – С. 8–23.
9. Савельева, Е. А. Медиатексты «Аль-Джазиры»: факторы консолидации или конфронтации? / Е. А. Савельева, А. В. Чернов // Вестн. Черепов. гос. ун-та. – 2015. – № 5(66). – С. 76–80.
10. Школы межэтнической журналистики // Вконтакте. — URL: https://vk.com/ethnoschool_marsu.
11. Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике: Учебное пособие / Ф.И. Шарков. - М.: Дашков и К, 2016. - 336 c.
12. Шереля, А.А. Радиожурналистика: Учебник / А.А. Шереля. - М.: МГУ, 2005. - 480 c.
13. Шестеркина, Л.П. Методика телевизионной журналистики / Л.П. Шестеркина, Т.Д. Николаева. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 224 c.
14. Шестеркина, Л.П. Методика телевизионной журналистики: Учебное пособие для студентов вузов / Л.П. Шестеркина, Т.Д. Николаева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 224 c.
15. Шипман, М. Научная коммуникация.Руководство для научных пресс-секретарей и журналистов / М. Шипман. - М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. - 186 c.
16. Яблоновская Н. В. Современная этножурналистика Крыма: основные тенденции развития // Этническая журналистика: история и современность : ежегодник. — Москва : Фак. журн. МГУ, 2017. — № 10. — С. 70.
17. Arab States Broadcasting Union [Electronic source] // WorldDAB: online global forum. – Mode of access: http://www.worlddab.org/membership/worlddmb-members/781/arabstates-broadcasting-union.
18. Rinnawi, K. Instant Nationalism; McArabism, Al Jazeera and Transnational Media in the Arab World / K. Rinnawi. – Oxford: University Press of America Inc., 2006. – 216 р.
19. Stepanova, E. The Role of Information Communication Technologies in the «Arab Spring» [Electronic source] / E. Stepanova // Implications Beyond The Region. PONARS Eurasia Policy Memo. – 2011. – № 159. – Mode of access: http://pircenter.org/kosdata/page_ doc/p2594_2.pdf
20. Aparicio R., Giménez C. 2003. Migración colombiana en España. Bruselas: International Organization for Migrations. 267 p.
21. Aznar H. 2005. Ética de la comunicación y nuevos retos sociales. Códigos y recomendaciones para los medios. Barcelona: Paidós. 319 p.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты