Совместная деятельность классного руководителя и семьи по воспитанию младших школьников
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Совместная деятельность классного руководителя и семьи по воспитанию младших школьников»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Совместная деятельность классного руководителя и семьи по воспитанию младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект сценария тренингового занятия по развитию навыков диалога между педагогами и родителями «Мы - вместе».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ С ЦЕЛЬЮ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Историко-педагогический анализ взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Формы взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника
2.2 Методические рекомендации начинающему классному руководителю по взаимодействию с семьей в вопросах воспитания младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
В условиях социально-экономических преобразований, которые происходят в обществе, в системе образования, на передний план выступают проблемы взаимодействия семьи и школы, как средство воспитания подрастающего поколения. Во все времена сотрудничество семьи и школы считалось приоритетом в воспитании. Но наиболее актуальным это стало в последнее время. В современной экономической ситуации многих родителей беспокоит, прежде всего, материальное и финансовое благополучие семьи, проблема воспитания детей уходит на второй план. И часто родители перекладывают эту миссию на педагогов школы.
Воспитание ребенка начинается в семье, и если родители не транслируют общечеловеческие, нравственные, культурные ценности, не взаимодействуют со школой в решении задач воспитания, то развитие личности ребенка не может быть всесторонним и эффективным.
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры
Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности классного руководителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего, знания психологии и педагогики. Учитель должен уметь к тому же найти подход не только к своему ученику, но и к его родителям.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Одна из важнейших задач классных руководителей – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка.
Проблема взаимодействия семьи и школы всегда была в центре внимания педагогов и психологов. На необходимость организации сотрудничества семьи и школы с целью воспитания детей указывают многие исследователи: П. П. Блонский, А. Я. Варга, П. Ф. Вирениус, Л. С. Выготский, Т. П. Гаврилова, А. И. Захаров, С. А. Золотарев, П. Ф. Каптерев, Т. В. Кравченко, А. С. Макаренко, В. В. Столин, Е. Т. Соколова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, О. Л. Хромова и др.
При написании работы мы опирались на исследования таких авторов, как: М. П. Осипова, О. С. Газман, Н. К. Катович, С. А. Козлова, В. П. Сергеева, Л. И. Свирская, М. Ю. Хуриева и др.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методические рекомендации классному руководителю по организации взаимодействия с семьей в вопросах воспитания младшего школьника.
Объект исследования: совместная деятельность классного руководителя и семьи как субъектов воспитательного процесса.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ С ЦЕЛЬЮ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Историко-педагогический анализ взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся
Проблема взаимодействия семьи и школы – проблема современного образования и общества в целом. Необходимость и важность взаимодействия семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. До поступления ребенка в школу родители выступают его первыми и основными воспитателями. Результативность деятельности школы по обучению и воспитанию обучающихся во многом зависит от того, насколько плодотворно выстроено сотрудничество педагогов с родителями 13, с. 102.
В настоящее время для эффективного осуществления взаимодействия семьи и школы, семьи и классного руководителя целесообразно обратиться к опыту прошлого, поскольку на протяжении нескольких столетий эта проблема привлекала к себе внимание многих философов, педагогов, психологов (Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Г. Сковорода, К.Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев и др.).
Так в середине ХIХ в. отечественные ученые Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др. в своих трудах акцентировали внимание на необходимость согласования воспитательных воздействий на ребенка со стороны семьи и педагогов, основной целью которого является раскрытие внутреннего потенциала ребенка.
Анализируя труды К.Д. Ушинского, М. Н. Недвецкая соглашается с автором, который видел в школьном воспитании логическое продолжение домашнего. Именно семья должна заложить в ребенке фундамент нравственного самосознания, а школа должна создать оптимальные условия для реализации внутреннего потенциала ребенка, заложенного природой и семьей [14].
А. Н. Шевелёв, считает, что в трудах П. Ф. Лесгафта семье и семейному воспитанию отводится существенная роль в развитии ребенка [28]. По мнению автора, в раннем детстве, в атмосфере семейных отношений закладываются основы физического и психического здоровья ребенка, формируется тип детской личности. С началом обучения равнозначное влияние приобретает школа.
П.Ф. Лесгафт сформулировал основополагающие принципы, на которых должны строиться взаимоотношения с ребенком в семье и в школе:
– организация правильных гигиенических условий развития ребенка, оказывающих влияние на его духовное развитие.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Формы взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника
Формы взаимодействия классного руководителя и семьи учащегося – это способы организации совместной деятельности субъектов взаимодействия по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями [4, с. 44].
Исследователи выделяют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия. Так, В. П. Сергеева называет такие традиционные формы конструктивного взаимодействия классного руководителя и семьи младшего школьника, как посещение семьи, переписка с родителями и родительское собрание.
Посещение семьи, по мнению В. П. Сергеевой, представляет собой эффективную форму индивидуальной работы педагога с семьей. Его можно рассматривать как первый этап взаимодействия, реализующийся с целью взаимопознания. Так, при посещении семьи происходит знакомство классного руководителя с условиями жизни младшего школьника и его семьи 20. Классный руководитель в беседе с родителями о ребенке, его увлечениях, интересах и склонностях, об отношении к родителям и школе (получив при этом важнейшую информацию о ребенке и его семье), может в то же время проинформировать родителей об успехах ребенка, дать советы по организации образовательного процесса дома, воспитательных методах и приемах и т. д.
Грамотно сформулированная цель посещения семьи способствует готовности классного руководителя к встрече с родителями и ребенком, а соответственно повышению результативности рассматриваемой формы взаимодействия. Также во время посещений на дому классный руководитель может выявить, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Более того, он может предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или подготовить информацию для использования в наглядных формах педагогического взаимодействия с другими семьями [8, с. 88].
Для повышения эффективности посещения на дому, необходимо соблюдать следующие условия: предварительная договоренность о посещении семьи с родителями ребёнка, информирование их о первоначальной цели прихода; продолжительность визита не более 15–20 минут, чтобы он стал обременительным для родителей; беседа спокойным, доброжелательным тоном по заранее подготовленным вопросам; хорошее настроение, приветливость и доброжелательность; советы тактичные и ненавязчивые; по возможности общение с родителями при ребёнке, щадящая для него форма и содержание общения [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, курсовая работа была посвящена изучению совместной деятельности классного руководителя и семьи по воспитанию младших школьников.
В 1 главе работы были рассмотрены и обобщены теоретические аспекты проблемы взаимодействия классного руководителя и семьи с целью воспитания учащихся. Мы выяснили:
1. вопросы взаимодействия семьи и школы изучаются педагогикой давно и продолжают быть актуальными на сегодняшний день. Велико наследие по проблеме взаимодействия семьи и школы таких педагогов и общественных деятелей, как П.Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, П. П. Блонский, Н. И. Болдырев и др.
В современной педагогике в основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
2. К психолого - педагогическим особенностям учащихся младшего школьного возраста можно отнести: большой авторитет учителя, желание ему подражать; ярко выраженная эмоциональность восприятия; слабое развитие произвольного внимания; любознательность; наглядно-образная память; наглядно-действенное и наглядно-образное мышление; воссоздающее воображение.
Во 2 главе работы рассмотрено педагогическое обеспечение процесса совместной деятельности классного руководителя и семьи по воспитанию учащихся младшего школьного возраста. Мы можем сделать следующие выводы:
– существуют разнообразные формы организации взаимодействия между классным руководителем и семьей. Наиболее популярными из них являются: посещение семьи, переписка с родителями, родительское собрание, консультации, встреча с администрацией, родительский день, родительский всеобуч, университет педагогических знаний, родительские гостиные, вечера вопросов и ответов и др.
– Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Основной целью работы классного руководителя является обеспечение гармонии взаимоотношений школы и семьи для создания максимально благоприятных условий развития учащегося, реализации им индивидуального потенциала в условиях ученической жизни и дома. Классный руководитель, являясь лицом профессионально компетентным и личностно заинтересованным в решении возникающих проблем воспитания, должен выступать для родителей мудрым советчиком, наставником, единомышленником.
1. Адольф, В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография [Текст] / В. А. Адольф. – Красноярск : Красноярский государственный университет, 2003. – 310 с.
2. Барышникова, Е. В. Психология детей младшего школьного возраста [Текст]: учебное пособие / Е. В. Барышникова. – Челябинск : Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 174 с.
3. Волков, Б. С. Психология младшего школьника : учебное пособие / Б. С. Волков. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 154 с.
4. Каверина, Л. Б. Организация работы классного руководителя / Л. Б. Каверина // Классный руководитель, 2006. – № 7. – С. 43 – 49.
5. Капралова, Р. М. Работа классного руководителя с родителями / Р. М. Капралова. – М. : Просвещение, 2001. – 190 с.
6. Каптерев, П. Ф. История русской педагогии / Предисл. Н. В. Бордовской; Послесл. В. П. Борисенкова. – СПб. : Алетейя, 2004. – 560 с.
7. Катович, Н. К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н. К. Катович, Т. П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с.
8. Козлова, С. А., Богиня, Т. Н. Направления и формы взаимодействия школы и семьи [Текст] / С. А. Козлова, Т. Н. Богиня // SCIARTICLE.RU. – 2014. – № 8 – С. 88 – 92.
9. Мазурчук, Н. И., Мазурчук, Е. О. Психолого-педагогическое сопровождение семьи : теоретическое осмысление и практика реализации / Н. И. Мазарчук, Е. О. Мазарчук // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 3. – С.132 – 137.
10. Маленкова, Л. И. Педагоги, родители, дети : метод. пособие для воспитателей, классных руководителей / Л. И. Маленкова. – М. : Педагогическое общество России. 2000. – 304 с.
11. Методический инструментарий классного руководителя : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Н. К. Катович [и др.] ; под ред. Н. К. Катович. – Минск : Национальный институт образования, 2020. – 192 с.
12. Морозова, В. Е. Единство семьи и школы в воспитании учащихся [Текст] / В. Е. Морозова // Завуч начальной школы. – 2013. – № 1. – С. 22 – 26.
13. Москвина, Н. И. Взаимодействие семьи и школы / Н. И. Москвина // Классный руководитель, 2005. – № 5. – С.102 – 107.
14. Недвецкая, М. Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. Учебно-методическое пособие / М. Н. Недвецкая. – М. : АПКиППРО, 2006. – 148 с.
15. Осипова, М. П. Педагогическое взаимодействие с семьей : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М. П. Осипова, Е. Д. Осипов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
16. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А. С. Обухова. – М. : Юрайт, 2014. – 583 с.
17. Ражина, И. Н. Педагогические условия взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников [Текст] / И. Н. Ражина // Общество : социология, психология, педагогика. – 2016. – № 9. – С. 66 – 69.
18. Рожков, М. И. Классному руководителю : учебно-методическое пособие / Под ред. М. И. Рожкова. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 280 с.
19. Свирская, Л. И. Работа с семьей : необязательные инструкции / Л. И. Свирская. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. – 194 с.
20. Сергеева, В. П. Классный руководитель в современной школе : Практическое пособие / В. П. Сергеева. – М. : ЦГЛ, 2002. – 163 с.
21. Сермяжко, Е. И. Семья и личность / Е. И. Сермяжко. – Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2013. – 101 с.
22. Степанова, И. В. Кризис традиционных форм взаимодействия семьи и школы [Текст] / И. В. Степанова // Вопросы воспитания в современной педагогике. – 2016. – № 5. – С. 53 – 60.
23. Тряпицына, А. П. Новая школа и новый учитель [Текст] / А. П. Тряпицына // Вестник Герценовского университета. – 2016. – № 3. – С. 22 – 25.
24. Формы взаимодействия с родителями : методическое пособие / А. Р. Емельянова, О. В. Плотникова, Т. В. Семакина, Л. В. Тютеева, Е. А. Меркушева. – Ижевск, 2012. – 90 с.
25. Хуриева, М. Ю. Основные направления взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся / М. Ю. Хуриева // Вестник ИрГТУ. – 2013. – № 1. – С. 292 – 297.
26. Чередов, И. М. О работе с родителями учащихся / И. М. Чередов. – Омск : ОмГПИ, 2005. – 112 с.
27. Чечет, В. В. Педагогика семьи : пособие / В. В. Чечет. – Минск : БГПУ, 2015. – 176 с.
28. Шевелёв, А. Н. Образовательная урбанистика : историко-педагогические аспекты изучения петербургской дореволюционной школы : монография / А. Н. Шевелёв. – СПб. : СПбАППО, 2005. – 352 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект сценария тренингового занятия по развитию навыков диалога между педагогами и родителями «Мы - вместе».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты