Мусульманское право
МИТСО (Международный университет) Гомельский филиал
Курсовая работа (проект)
на тему: «Мусульманское право»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Мусульманское право
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И СФЕРА РАСПРОСТРАНЕНИЯ
Раздел 1.1. Общая характеристика источников мусульманского права
Раздел 1.2. История развития мусульманского права и его основные школы
ГЛАВА 2. СИСТЕМА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
Раздел 2.1. Особенности шариатской судебной системы
Раздел 2.2. Правовые системы современных мусульманских стран
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Среди религиозных правовых систем мира мусульманская правовая система представляет, наверное, наибольший интерес. В большой степени это связано с особым статусом ислама в жизни мусульман, которые исходят из того, что ислам является не только религией, но образом жизни в целом.
Актуальность выбранной темы предопределяется тем, что, по признанию религиоведов, в последние десятилетия ХХ века в мусульманском мире наблюдалось значительное усиление роли религии в жизни мусульман, не только сохранилось с вхождением человечества к новому тысячелетию, но и дополнилось призывом к государствам применять единую кодифицированную версию шариата («исламского права») ко всем гражданам-мусульманам. Более того, как и все мировые религии, ислам испытывает влияние многочисленных факторов на свое дальнейшее развитие. Его ответом на вызовы сегодняшнего дня становится поиск своей юридической составляющей.
Для достижения цели работы, были определены следующие задачи:
1. Рассмотрение истории развития мусульманского права
2. Анализ основных источников мусульманского права
3. Изучение основных отраслей мусульманского права
История мусульманского права и анализ отдельных его отраслей получили освещение в трудах видных ученых в области мусульманского права — Артемов В., Бурхануддин М., Хропанюк В.Н., Шарль Р. и др.
Это говорит о том, что изучение мусульманского мира и в частности права носит актуальный характер как сегодня так и в прошлых веках.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И СФЕРА РАСПРОСТРАНЕНИЯ
Раздел 1.1. Общая характеристика источников мусульманского права
В научной юридической литературе не сложилось признанного всеми компаративистами единого определение мусульманского (исламского) права. Ученые, акцентируя внимание на тех или иных характерных его чертах, приводят самые разные определения. Да, Л. Р. Сюкияйнен трактует мусульманское право как систему действующих юридических норм, поддерживаемых государством и выражающих интересы господствующих социально-политических сил [20, С. 5]. К. Цвайгерт и Х. Кетц определяют его иначе: «Исламское право (шариат) является совокупностью норм или правил, добытых из божественного открытия, которыми обязан руководствоваться верующий мусульманин, если он хочет правильно выполнять свой религиозный долг» [25, С. 447].
В энциклопедическом справочнике «Правовые системы стран мира» мусульманское право формулируется как одна из основных правовых систем (правовых семей) современности, как комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними и проникнутые религиозным духом нравственные и юридические нормы [19, С. 831].
В наиболее общем виде мусульманское право можно определить как религиозно-правовую систему, регулирующую общественные отношения внутри общины, исповедующей ислам.
Активное развитие различных направлений и школ в мусульманском праве привело к опасениям, что оно может потерять единые принципы и раствориться во множестве отдельных мыслей. Чтобы противодействовать этому, известный ученый Аш Шафия (умер в 820 г.) сформулировал учение «четырех корней» мусульманского права, благодаря которому юристы получили единую систему источников мусульманского права. Согласно этому учению, выделяются следующие четыре корня (источника) мусульманского права [26, C. 56]:
1) Коран — священная книга мусульман, запись дарованного Аллахом открытия, переданного через Пророка Мухаммеда в 610-632 гг. Это, бесспорно, первый источник мусульманского права.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
Раздел 2.1. Особенности шариатской судебной системы
Как уже говорилось ранее система фикху состоит из двух частей — ибадата и муамалата. Эта структура основана Маджаллою — сводом мусульманско-правовых норм в сфере гражданского и судебного права, изданная в Османской империи в 1869-1876 гг. Впоследствии структура фикху в определенной степени осложнилась, но его разделение на ибадат и муамалат осталось фундаментальным.
Нормы ибадата устанавливают правила поведения правоверного мусульманина в отношениях с Аллахом, то есть регламентируют разнообразные обрядово-культовые действия. Однако нельзя считать, что нормы ибадата играют второстепенную роль в современном мусульманском праве. Да, законодательство Марокко, Иордании и Пакистана предусматривают уголовную ответственность за несоблюдение поста во время священного месяца рамадан. В Пакистане все работники обязаны под страхом административных и дисциплинарных взысканий пять раз в день совершать намаз (молитву) [17, С. 92]. В Иране образованы специальные органы для борьбы с «моральной деградацией», которые имеют право применять разнообразные телесные наказания за нарушение мусульманских обычаев в отношении одежды, запрета алкоголя и других правил поведения в общественных местах.
Нормы муамалата регулируют отношения мусульманина с другими людьми. Маджалла выделяла только три отрасли муамалата — право личного статуса, деликтное и гражданское право. Позже в связи развитием более тесного взаимодействия в правовой сфере мусульманских и западных государств сфера муамалата расширилась и ныне в муамалат традиционно включаются следующие основные его отрасли:
право личного статуса;
деликтное (уголовное) право;
гражданское право;
судебное (процессуальное) право;
международное право;
право, регулирующее властные отношения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воплощение религиозно-этических начал в актах великих законодателей древности являлось отражением условий бытия того времени, естественных стремлений мыслителей к разумной организации отношений между людьми в интересах выживания и общинного сосуществования.
Различные течения христианства, иудаизма, ислама и других религиозных направлений представляют собой важную идеологическую основу отношений между людьми в современном мировом сообществе, находящую отражение в различающихся правовых системах современности.
Значительное место в современном мире занимает мусульманское право, изучение которого представляется особенно важным в интересах взаимопонимания и сотрудничества народов в современных условиях глобализации и связанных с нею потребностей и возможностей мирного сосуществования. Мусульманское право можно определить как религиозно-правовую систему, регулирующую общественные отношения внутри общины, исповедующей ислам.
Выделяются следующие четыре корня (источника) мусульманского права:
1) Коран — священная книга мусульман, запись дарованного Аллахом открытия, переданного через Пророка Мухаммеда в 610-632 гг. Это, бесспорно, первый источник мусульманского права.
2) Суна — это сборник зафиксированных в форме преданий (хадисов) изречений и поступков пророка Мухаммеда, считающиеся образцом, которого должны придерживаться мусульмане.
3) Иджма (доктрина мусульманского права) — единодушные мнения наиболее авторитетных исламских правоведов одной или всех школ по вопросам, не урегулированным в прямой форме Кораном и суной.
4) Кийас — толкование Корана и Суны по аналогии. Его суть заключается в применении соответствующих норм, сформулированных в Коране и Суне, к другим аналогичным случаям.
Мусульманское право как совокупность определенных норм сформировалось за первые два века существования ислама (VII-IX вв.). После смерти Муххамеда в 632 г. и до начала VIII в. его дело продолжали четыре праведные халифы — Абу Бакр, Омар, Осман, Али и другие сподвижники пророка. В целом шиитское течение ислама преобладает в Йемене, Иране, на юге Ирака и в странах Средней Азии — бывших советских республиках. Со временем шиитское течение распалось на два самостоятельных мазхабы (школы) — джафаритскую и зейдитскую. Суннитское течение ислама также распалось на несколько правовых школ — мазхаб, основными среди которых ханифитская, маликитская, шафиитская и ханбалитьская.
1. Абу Хамид аль-Газали Весы деяний / Хамид аль-Газали Абу. — М. : Изд. дом «Ансар», 2007. — 216 с.
2. Абу Хамид аль-Газали. Наставление правителям / Абу Хамид альГазали — М. : Изд. дом "Ансар", 2008. — 336с.
3. Айдын Али-заде Ислам не такой! ... А какой? / Али-заде Айдын. – М.: Изд. дом «Ансар», 2008. — 288 с.
4. Аляутдинов, Ш. Все увидят Ад / Ш. Аляутдинов. — СПб. : Диля, 2008. — 368 с.
5. Артемов, В. Мусульманское право: исторический очерк // Российская юстиция. — 1997. — № 10. — С.21-23.
6. Барковская, Е. Ю. Мусульманское право и правовая культура / Е. Ю. Барковская. — М. : Изд-во РАГС, 2001. — 75 с.
7. Баширов, Л. А. Государство и религиозные организации в регионах традиционного распространения ислама // Мировой опыт государственноцерковных отношений. — М., 1999. — С. 317-344.
8. Беляев, Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье / Е. А. Беляев. – М. : Наука, 1965. — 305 с.
9. Бертельс, Е. А. Шиизм // Философская энциклопедия. – М., 1970. — Т. 5. — С. 508.
10. Боголюбов, А. С. Пресечение и наказание в мусульманском праве VIII-IX вв // Ислама Религия, общество, государство. — М., 1984. — С. 217-222.
11. Бурхануддин, М. Хидоя. Комментарии мусульманского права / М. Бурхануддин. — М. : Волтерс Клувер, 2008. — 656 с.
12. Вайсс, Бернард Дж. Дух мусульманского права / Дж. Вайсс Бернард. — СПб. : Диля, 2008. — 320 с.
13. Ван ден Берг Л. В. С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. (пер. с голланд.) / Л. В. С. Ван ден Берг. — М. : Наталис, 2005. — 308 с.
14. Васильев, Л. С. История религий Востока : в 2 т. / Л. С. Васильев. – М. : Ун-т Ростов н/Д. : Республика, 1999. — 425 с.
15. Грюнебаум, Г. Э. фон. Классический ислам. Очерки истории (600- 1258) / Г. Э. фон Грюнебаум. — М. : Наука, 1988. — 215 с.
16. Грязневич, П. А. Ислам и государство (К истории государственнополитической идеологии раннего ислама) // Ислам: Религия, общество, государство. — М., 1984. — С. 189-203.
17. Дорошенко, Е. А. Шиитское духовенство в современном Иране / Е. А. Дорошенко. — М. : Наука, 1975. — 169 с.
18. Жданов, Н. В. Исламская концепция миропорядка / Н. В. Жданов. — М. : Междунар. отношения, 1991. — 216 с.
19. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. А. Я. Сухарев. — 2-е изд. — М.: Норма-Инфра-М, 2001. — С. 831.
20. Сюкияйнен, Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. — М.: Наука. —1986. — 256 c.
21. Торнау, Н. Е. Особенности мусульманского права / Н. Е. Торнау. — СПб. : Типография Императорской АН, 1892. — 88 с.
22. Хайдарова, М. С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право (структура и основные институты). — М., 1984. — С. 38-48.
23. Хашнми, Мухаммед Али Личность мусульманина согласно Корану и Сунне / Мухаммед Али Хашнми. — М. : ГУП ПИК, 1999. — 414 с.
24. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: хрестоматия / В. Н. Хропанюк; под ред. Т. Н. Радько. — М., 1998. — 944 с.
25. Цмай, В. В. Регулирование семейно-брачных отношений мусульман «правом личного статуса» / В. В. Цмай. — СПб. : СПбГУАП : СПб. ун-т МВД, 2000. — 259 с.
26. Шарль, Р. Мусульманское право / Р. Шарль; под ред. и с передисл. Е. А. Белаева; пер. С. И. Волк.— М. : Иностр. лит., 1959. — 142 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты