Проблемы развития интеллектуального капитала в национальной экономике
ВГТУ (Витебский государственный технологический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проблемы развития интеллектуального капитала в национальной экономике»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Проблемы развития интеллектуального капитала в национальной экономике
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Поделиться
Введение
1. Теоретические аспекты интеллектуального капитала в экономике
1.1. Понятия концепции «новая экономика»
1.2. Человеческий капитал, интеллектуальный капитал и наукоемкое производство
1.3. Современный тип экономического роста
1.4. Понятия хайтеграции, сервизации и софтизации в XXI веке
1.5. Механизм «ловушки нарастающего технологического отставания»
2. Анализ интеллектуального капитала в экономике Республике Беларусь
2.1. Анализ рынка наукоемкой продукции в Республике Беларусь
2.2. Анализ динамики расходов на НИОКР
2.3. Анализ динамики экспорта высоких технологий в стране
2.4. Выявление проблем инновационного развития Республики Беларусь
3. Система мер, способствующая наращиванию интеллектуального капитала и развитию рынка наукоемкой продукции в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества обеспечить устойчивый экономический рост, конкурентоспособность страны в мировом экономическом хозяйстве может только переход на инновационный путь развития, основанный на применении достижений науки и новых технологий в производстве. Это обосновывает необходимость дальнейшего исследования сущности и содержание инновационной экономики, разработки её концептуальной модели, определения институциональной среды, факторов её формирования и развития в целях создания более целостного представления об этом явлении. Кроме того, в течение нескольких десятилетий развитые страны и ряд развивающихся государств предпринимают разнообразные комплексы по переходу на инновационный тип экономического развития и созданию экономических механизмов формирования инновационной экономики, что привело к появлению разнообразных моделей построения инновационной экономики и возникновению проблемы выбора наиболее эффективной их них в других странах, в том числе и в Беларуси. Необходимость практического решения этой проблемы поднимает вопрос формирования инновационной политики.
В настоящее время инновационное развитие отечественной экономики не приобрело экономически значимого характера, в нем трудно выделить какие-либо сформировавшиеся закономерности, формирование национальной инновационной системы остается медленным и противоречивым процессом.
Объектом изучения является интеллектуальный капитал.
Предметом изучения является исследование проблем интеллектуального капитала в экономике Республики Беларусь.
Целью курсовой работы является анализ интеллектуального капитала в Республике Беларусь.
1. Теоретические аспекты интеллектуального капитала в экономике
1.1. Понятия концепции «новая экономика»
Термин «новая экономика» вводился западными экономистами, характеризует ситуацию, сложившуюся в странах «большой семерки» в 90-е годы прошлого века. Это период бурного роста и развития бизнес-компаний, связанных с разработкой и внедрением информационных технологий, компьютерной техники, программного обеспечения, интернет-проектов и т.д. [2, c. 180]
Впоследствии для обозначения изменений, происходящих в обществе последние десятилетия, в научной литературе используются два термина: «экономика знаний», или «новая экономика», и «информационная экономика».
Выделяются четыре подхода к определению понятия «новой экономики»:
При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Согласно данному подходу под «новой экономикой» понимается комплекс наукоемких отраслей, занятых производством и обслуживанием информационно-коммуникационного оборудования, созданием и распространением программных продуктов, развитием коммуникационных сетей, а также вся система формирования, хранения, распространения и получения информации, в значительной мере построенная в сети Интернет.
Второй подход включает в понятие «новой экономики» организационные и институциональные новации в деятельности различных (в том числе и традиционных) отраслей экономики ряда развитых стран. Такое определение «новой экономики» представлено в концепции Совета экономических консультантов при Президенте США.
2. Анализ интеллектуального капитала в экономике Республике Беларусь
2.1. Анализ рынка наукоемкой продукции в Республике Беларусь
Основным документом, регулирующим содержание инновационной политики Республики Беларусь, является Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 г. Стратегической целью данной программы является достижение Республикой Беларусь уровня инновационного развития стран-лидеров в регионе Восточной Европы на основе реализации интеллектуального потенциала белорусской нации [10].
Для достижения поставленной цели в рамках ГПИР 2021–2025 предусматривается решение следующих основных задач:
- формирование лучших в регионе Восточной Европы условий осуществления и стимулирования научно-технической и инновационной деятельности на основе имплементации передовых мировых практик;
- обеспечение инновационного развития традиционных отраслей национальной экономики на уровне ЕС на основе повышения наукоемкости производств;
- расширение присутствия и закрепление позиций Республики Беларусь на мировых рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
3. Система мер, способствующая наращиванию интеллектуального капитала и развитию рынка наукоемкой продукции в Республике Беларусь
В последние годы в республике проводилась целенаправленная работа по сохранению и развитию научно-технического и инновационного потенциалов. Совершенствовалась система управления наукой, расширялась и укреплялась законодательная и нормативно-правовая база научно-инновационной деятельности, реорганизовывалась академическая и вузовская наука, принимались меры повышения уровня инновационности производства, развитие информационной и инновационной инфраструктуры, комплекса высоких технологий.
Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Основными задачами государственной инновационной политики являются:
- обеспечение социально-экономического развития Республики Беларусь за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
- обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное и научно-техническое развитие национальной экономики;
- формирование и комплексное развитие национальной инновационной системы, обеспечение ее интеграции в мировую инновационную систему с учетом всех национальных интересов;
- создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, в том числе для вложения инвестиций в данную сферу;
- стимулирование создания и развития юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность;
- содействие созданию и развитию рынка инноваций;
- содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры;
- прогнозирование технологического развития;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;
- развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности;
- обеспечение государственных интересов (обороны и национальной безопасности) в сфере инновационной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НТП – это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний. НТП включает в себя ряд стадий, на каждой из которой происходит его проявление и создание новых или усовершенствованных изобретений и технологий. Нельзя однозначно выявить его сущность, обобщена, но говоря сущностью научно-технического прогресса является изменение места и роли человека в трудовом процессе, передача функций человека машине.
Существует четыре эффекта НТП: информационный, экономический, ресурсный и социальный. При сравнении вариантов и оценке экономической эффективности нововведений учитываются влияние на затраты и результаты фактора времени.
Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.
Составной частью государственной инновационной политики является механизм ее формирования и реализации, включающий четыре взаимосвязанных блока: нормативно-правовой, организационно-управленческий, экономический и рыночный.
Анализ показателей инновационной деятельности субъектов хозяйствования национальной экономики показал, что в 2019 году по сравнению с 2018 годом число организаций, выполнявших научные исследования и разработки выросло на 5 единиц или 1,10 %, а в 2020 году их количество снизилось на 9 ед. или на 2 %. Списочная численность увеличилась в 2019 году на 324 человека или 1,20 %, а в 2020 году показатель сократился на 2 113 человек или на 7,60 %.
1. Агарков, А.П. Управление инновационной деятельностью: учебник / Агарков А.П., Голов Р.С. – М.: Дашков и К, 2017. – 208 с.
2. Барышева, А.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / А.В. Барышева. – М.: Дашков и К, 2017. – 380 с.
3. Богдан, Н. И. Инновационная политика и поиск новых источников экономического роста: мировые тенденции и вызовы для Беларуси / Н. И. Богдан // Белорусский экономический журнал. – 2017. – № 1. – С. 4–23.
4. Вашко, И.М., Вашко, О.А. Формирование приоритетов инновационного развития Республики Беларусь / И. М. Вашко, О. А. Вашко // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2021. – № 16. – С. 470-472.
5. Герасимчик, Н.В. Инновационное развитие Республики Беларусь в условиях экономического роста. – Гомель, Центр исследования институтов рынка, 2017. – С. 127.
6. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы . – Минск: ГУ «БелИСА», 2020. – 56 с.
7. Давыденко, Е.Л. Направления инновационного развития Республики Беларусь / Е. Л. Давыденко // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. – 2020. – № 3. – С. 673-677.
8. Дичковский, А. А. Инновационный путь и перспективы его развития в Республике Беларусь / А. А. Дичковский // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2017. – № 3. – С. 6–11.
9. Инновации для устойчивого развития: обзор по Республике Беларусь: резюме и рекомендуемые меры политики: неофициальный перевод. – ООН: Нью-Йорк, Женева, 2017. – 34 с.
10. Инновационная инфраструктура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gknt.gov.by/ opencms/opencms/ru/innovation/inn3.
11. Кондрашов, О., Лапко, Б. Инновационная среда в системе экономического развития / О. Кондрашов, Б. Лапко // Наука и инновации. – 2020. – № 12. – С. 38-44.
12. Косенко, А. А. Тенденции развития малого инновационного предпринимательства как одного из основных институтов национальной инновационной системы Республики Беларусь / А. А. Косенко // Цифровая трансформация. – 2018. – № 1 (2). – С. 43–47.
13. Косовский, А.А., Мальчевский, Е.С. Субъекты инновационной инфраструктуры Республики Беларусь / под ред. А. Г. Шумилина. – Минск: ГУ «БелИСА», 2018. – 98 с.
14. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учеб.-метод. комплекс / И.М. Лемешевский, В.И. Донцова. – Минск: Изд-во МИУ, 2014. – 266 с
15. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск. – 2019.
16. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск. – 2020.
17. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
18. Орлова, Л. Н. Инновационная экономика: факторы и противоречия развития, уровни формирования / Л. Н. Орлова [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». – 2015. – № 3. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/83EVN315.pdf.
19. Прохоренков, П. А., Регер, Т. В. Инновации как главный фактор конкурентоспособности / П. А. Прохоренков // Фундаментальные исследования. – 2020. – №. 7. – С. 96-101.
20. Рейтинг развития инноваций в странах мира [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index.
21. Савельева, И. Н. Особенности инноваций в промышленности ФРГ / И. Н. Савельева // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 264-266.
22. Сакович, В. А. Основы теории инноваций и инновационной экономики / В. А. Сакович // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2016. – № 2. – С. 32–37.
23. Стратегия «Наука и технологии: 2018-2040» [Электронный ресурс]: Постановление Президиума Национальной академии наук, 26 фев. 2018 г., № 17. – Режим доступа: /https://pravo.hse.ru/intprilaw/doc/042801.
24. Туча, Т. В. Источники финансирования инновационной деятельности в Республике Беларусь / Т. В. Туча // Научно-практические исследования. – 2020. – №. 5-1. – С. 124-126.
25. Тышлек, В. Беларусь на мировой карте инноваций // Наука и инновации. – 2020. – №2 (204). – С.32-37.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты