Урок истории, его типология
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Урок истории, его типология»
по дисциплине: «Методика преподавания истории и обществоведения»
2021
45.00 BYN
Урок истории, его типология
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания истории и обществоведения
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1.1 Урок в качестве целостной системы
1.2 Типология и структура урока
1.3 Требования к современному уроку
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УРОКА ИСТОРИИ
2.1 Урок истории как учебное занятие
2.2 Общие требования к современному уроку истории. Особенности урока истории
2.3 Профессиональные и личностные качества учителя истории
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Урок является основной формой проведения учебного занятия. Педагогика выделяет множество разных трактовок понятия «урок». В соответствии с мнением А.А. Вагина, урок является такой формой проведения процесса педагогики, во время которой учитель на протяжении определенного времени направляет коллективную, познавательную и другую деятельность постоянной группы учеников (классов), при этом принимая во внимание особенности каждого из них, а также применяя средства, методы, виды работы, которые будут создавать благоприятные условия для усвоения всеми учащимися основ изучаемого предмета непосредственно во время учебы, а кроме того с елью развития и воспитания познавательных способностей и духовных сил учащихся [1, с. 36].
По мнению И.П. Подласного, урок является законченным во временном, организационном и смысловом понятии отрезком (этапом, звеном, элементом) образовательного процесса, основной формой учебы, который обладает тройной целью: обучить, воспитать, развить [14, с. 147].
Требования к уроку являются довольно многогранными. Есть несколько подходов к сущности урока.
Проблемой урока интересовались многие методисты, психологи, педагоги. Такими авторами как ˗ Я.А. Коменский, И.Ф. Гербард, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Я.В. Давид были предложены разные формы урока. Самое больше распространение приобрела классно-урочная система обучения Я.А. Коменского. Позже она была усовершенствована. Суть идеи Я.А. Коменского заключалась в разделении учеников на классы. При этом в состав учебной программы по каждому предмету входили разделы, а они также были разделены на темы, которые прорабатывались на уроках продолжительностью 40-50 минут под учительским руководством. Эту систему обучения используют и в наши дни.
Целью данной курсовой работы является систематизация подходов к современному уроку, в частности, уроку истории.
В ходе курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Проанализировать урок в качестве целостной системы.
2. Изучить типологию и структуру различных типов уроков на основании требований к современному уроку.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1.1 Урок в качестве целостной системы
При современных реалиях нынешних организационных форм обучения используется разнообразный арсенал разных методических инструментов. Те либо иные источники, из которых ученики будут получать знания, будут выбираться во многом в зависимости от форм организованного обучения. По этой причине, одна из самых важных задач методики ˗ это конструирование формы организации обучения, при соблюдении единства раскрытия их методической возможности.
Самую большую популярность, не только у нас на Родине, но и заграницей приобрела классно-урочная система обучения, создателем которой является Я. А Коменский. На протяжении 300 лет данная система была подвергнута последующему улучшению при участии огромного количества учителей, методистов и таких знаменитых педагогических мыслителей, как, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербард, Б. Наврочиньский, Я. В. Давид, К. Д. Ушинский и других. Суть системы Я. А. Коменского заключается в разделении учеников на классы, которые реализуют подходящие программы обучения. Одновременно с этим, в состав учебной программы входили разделы, а они, в свою очередь подразделялись на темы, которые прорабатывались на 40-45-минутных уроках под руководством преподавателя.
Классно-урочная система выдерживала испытания на протяжении нескольких столетий и, несмотря на резкую критику, сохранилась до наших дней практически по всему миру. Но и в это же время данная система в некоторых европейских странах и США на сегодняшний день подвергается значительной эволюции.
Ключевой компонент классно-урочной системы организации обучения – это, конечно, урок.
Что из себя представляет урок? Четкий ответ на данный вопрос является затруднительным. До сих пор в педагогической науке преобладает мнение, что урок является формой организованной деятельности определенных преподавателей и учеников в определенный период времени, которая систематически применяется с целью решения задач обучения, развития, а также воспитания учеников.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УРОКА ИСТОРИИ
2.1 Урок истории как учебное занятие
Учебные занятия рассматривают в русском языке в качестве «учебных упражнений, уроков, лекций. Они представляют основную организационную форму изучения истории в составе класса (группы) в системе общеобразовательных учреждений и высших учебных заведений, проводятся с постоянным составом учащихся (студентов) по определенной программе под руководством педагога (преподавателя).
Целью урока истории является обеспечение освоения учениками исторических знаний, помощь им в овладении эффективными методами обучения, способствование развитию морально-нравственных качеств, выработке навыков анализа исторического опыта применительно к сегодняшнему дню.
Учебные занятия (уроки) классифицируются, различаются по типам, формам и видам. Они все обладают определенным назначением, выполняют конкретную роль, которая выражена в функциях ˗ образовательных, воспитательных, методических и практических. Основной особенностью занятия является обеспечение единства выполнения этих функций для достижения поставленных целей.
В словарях и энциклопедиях содержатся разные определения понятия «урок». Только в Словаре современного русского языка указано пять трактовок. Это:
1. «Работа, заданная на определенный срок»;
2. «Учебная работа, задание, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию»;
3. «То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее; выводы, знания, полезные на будущее»;
4. «Поучение, наставление».
Советским энциклопедическим словарем трактуется термин «урок» следующим образом: «основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 45 минут)» [13, с. 34].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были рассмотрены актуальные проблемы современного урока истории. Работа несет теоретический характер, но ее можно использовать в качестве методического пособия для студентов педагогических факультетов по специальности ˗ «История».
В работе были сделаны следующие выводы:
1. Урок требует постоянного улучшения и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта будет обеспечивать надлежащий уровень преподавания. Поэтому провести качественный урок является непростым делом даже для опытного учителя.
2. Урок истории является частью содержания исторического и обществоведческого образования, которое занимает определенное место в системе школьного по проблемно-хронологическому принципу.
3. Качественный урок должен характеризоваться совместно-активной работой и тесным творческим взаимодействием педагога и учеников, на основе чего может быть достигнута триединая цель: обучить, воспитать, развить.
4. Содержание урока должно соответствовать современным требованиям исторической и психолого-педагогической науки. Урок истории необходимо выстраивать логически четко и ясно, а изложение материала должно быть образно-эмоциональным, характеризоваться убедительностью обобщений и выводов. Каждый этап урока должен планироваться с обязательным указанием его времени. Урок любого типа должен характеризоваться вариативностью методики его проведения.
5. Для каждого урока характерна своя структура. Как правило, в обучении преобладает в комбинированный урок, в частности, в средних классах.
Многообразие форм из условий развития урока является одним из условий развития у учеников интереса к истории в качестве предмета, повышения качества обучения.
Главные признаки урока ˗ это высокий научно-теоретический и методический уровни, сочетание ведущей роли педагога и активной учебной деятельности учеников.
Урок был, есть и в ближайшем будущем останется основной формой организации обучения и воспитания учеников.
Следовательно, цель работы достигнута и задачи, которые были поставлены в работе, решены.
1. Вагин, А. А. Методика обучения истории в школе / А. А. Вагин. – Москва : Просвещение, 1972. – 354 с.
2. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М., 1999. – 176 с.
3. Глазырина Т.Н. Методика преподавания истории : учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 1-21 03 01 «История» / Т. Н. Глазырина. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 356 с.
4. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. ˗ М., 1988. ˗ 208 с.
5. Горелик, Ф. Б. Раскрытие закономерностей общественного развития в курсах истории : пособие для учителей / Ф. Б. Горелик. – Москва : Просвещение, 1969. – 210 с.
6. Дайри Н. Г. Современные требования к уроку истории. М., 1978. ˗ 160 с.
7. Короткова, М.В. Практикум по методике преподавания истории в школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. ˗ 270 с.
8. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982. ˗ 191 с.
9. Матулис Т.Н. Методика преподавания истории. ˗ М., 1978. ˗ 190 с.
10. Методика обучения истории : учеб. для вузов / [В. В. Барабанов и др.] ; под ред. В. В. Барабанова, Н. Н. Лазуковой. – Москва : Академия, 2016. – с. 428
11. Методика преподавания истории : электронный учебно-методический комплекс для студентов ист. фак. специальностей: 1-21 03 01 «История (по направлениям)», 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (по направлениям)», 1-23 01 13 «Историко-архивоведение» / М. С. Довгялло, Л. А. Козик ; БГУ, Исторический фак., Каф. истории южных и западных славян. – Минск : БГУ, 2018. – 150 с.
12. Методика преподавания истории в средней школе : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / С. А. Ежова и др. – Москва : Просвещение, 1986. – с. 270.
13. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. ˗ М., 1989. ˗ 206 с.
14. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 ч. – М.: «Владос», 1998, -ч. 1. ˗ 576 с.
15. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М., 1998. ˗ 208 с.
16. Степанищев А. Т. История Отечества: преподавание в школе:Учебное пособие для вузов. / А. Т.Степанищев - М.: Гардарики, 2001. – 557 с.
17. Степанищев, А. Т. Методика преподавания и изучения истории : учеб. пособие для студ. вузов : в 2 ч. / А. Т. Степанищев. – Москва : ВЛАДОС, 2002. – Ч. 1. – с. 215.
18. Стражев А. И. Методика преподавания истории. М., 1964. ˗ 287 с.
19. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: учебник для вузов. / М. Т. Студеникин; М-во образования РФ - М: ВЛАДОС, 2004. - 239 с.
20. Теория и методика преподавания истории в школе / под ред. Е.Е. Вяземского. – М., 2003.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты