Социальная поддержка ветеранов по законодательству Республики Беларусь
МИТСО (Международный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социальная поддержка ветеранов по законодательству Республики Беларусь»
по дисциплине: «Право социального обеспечения»
2021
45.00 BYN
Социальная поддержка ветеранов по законодательству Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Право социального обеспечения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВЕТЕРАНОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Для любого государства социальная сфера является неотъемлемым компонентом государственной политики, особенно это актуально в настоящее время, время мирового экономического кризиса, когда люди как никогда нуждаются в помощи со стороны правительства. Именно в этот момент социальная сфера становиться приоритетным объектом внимания государственного контроля, т.к. наиболее незащищенными и чувствительными к колебаниям экономики становятся уязвимые группы населения – пенсионеры, дети, инвалиды.
Складывающаяся в обществе ситуация, обусловленная вхождением Республики Беларусь в рыночные экономические отношения и возникновением сложного комплекса социальных проблем, свидетельствует о настоятельной потребности дальнейшего развития и совершенствования всех частей и механизмов социальной защиты на основе фундаментальных научных знаний, в том числе правовых. В осуществлении мер социальной защиты определяющая роль принадлежит государству. Воплощение в жизнь конституционных положений об охране труда и здоровья людей, о государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, гарантированном социальном обеспечении и т.п., безусловно, требует эффективного правового регулирования. Несмотря на сложность, объемность и многогранность правового регулирования в сфере социальной защиты, а также непосредственную взаимосвязь этого понятия с такими понятиями, как социальное обеспечение и социальное страхование, в науке права социального обеспечения этой проблеме уделяется недостаточное внимание.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что социальная защита населения является первоочередной задачей для большинства стран мира.
Отметим, что значительную часть в системе социальной защиты любой страны занимает система пенсионного обеспечения.
Продолжительность жизни растет в результате улучшения медицинского обеспечения, создания комфортных условий работы и более внимательного отношения к собственному здоровью самих граждан. Вместе с тем рождаемость зачастую находится на достаточно низком уровне, что не обеспечивает необходимый уровень воспроизводства населения. В результате постепенно доля пожилых людей в общей численности населения возрастает. Рост числа лиц пенсионного возраста означает повышение нагрузки на пенсионную систему любого государства.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Содержание понятия «социальная защита» выходит за рамки содержания понятия «социальное обеспечение», которое всегда связано с определенными формами и видами обеспечения, конкретными социальными рисками. В документах Международной организации труда (далее – МОТ) обозначен довольно широкий спектр государственных и негосударственных, общих и специальных систем социального обеспечения, а также обозначены некоторые организационные формы социального обеспечения, свидетельствующие о том, что социальное обеспечение включает не только социальное страхование и социальное вспомоществование.
Вместе с тем отсутствие единообразия в трактовке обозначенных понятий, как в теоретическом, так и в практическом плане приводит к нечеткости, неоднозначности, а порой и неопределенности их характеристик в конвенциях и рекомендациях МОТ. Произвольное применение терминов, разные значения одних и тех же понятий, отсутствие необходимых дефиниций негативно влияют на качество международных правовых документов [1, с. 67].
Выделяются различные типы и модели систем социальной защиты (скандинавско-англосаксонский и континентальный типы; перераспределительно-институциональная и маргинальная модели; континентальная, англосаксонская, скандинавская и южноевропейская модели). Ни в одном государстве в чистом виде названные модели социальной защиты не существуют, лишь преобладают элементы одной из них.
Социальная защита населения осуществляется из специализированных государственных и негосударственных фондов, количество и назначение которых в каждом государстве соответствует социально-экономической модели его развития, выбранных приоритетов социальной защиты. В Республике Беларусь приоритетным в области социальной защиты является повышение уровня жизни, в силу чего социальная защита населения направлена на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан, создание системы, обеспечивающей все стадии нетрудоспособности.
Формирование и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих подходах и принципах:
1. Праве граждан республики на социальную защиту от объективно установленных рисков (болезни, старости, безработицы и др.);
2. Адресности социальной помощи;
3. Разнообразии форм и видов социальной помощи;
4. Предоставлении трудоспособному населению возможности получения достаточного дохода через зарплату;
5. Реформировании пенсионной системы;
6. Совершенствовании системы программ по поддержке малообеспеченных и многодетных семей, одиноких граждан, детей и т.д.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВЕТЕРАНОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства является социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны, лиц, пострадавших от последствий войн, одиноких и одиноко проживающих пожилых людей и инвалидов. Правовые основы и меры социальной защиты ветеранов и лиц, пострадавших в годы Великой Отечественной войны, установлены законами Республики Беларусь «О ветеранах», «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», другими актами законодательства Республики Беларусь.
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. N 1594-XII «О ветеранах», существует следующие категории ветеранов:
1. Ветераны Великой Отечественной войны, в том числе инвалиды Великой Отечественной войны.
2. Ветераны боевых действий на территории других государств, в том числе инвалиды боевых действий на территории других государств.
3. Ветераны труда.
4. Ветераны Вооруженных Сил.
5. Ветераны органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов прокуратуры, юстиции и судов [12].
Поскольку социальная защита, указанной выше категории граждан, является одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства, в Республике Беларусь создана масштабная система социальной защиты, включающая предоставление различных льгот и социальных гарантий, повышение пенсий, социальное обслуживание и социальную помощь на дому.
Законодательством республики подтверждена преемственность ранее принятых Законов бывшего Союза ССР и БССР, устанавливающих права и льготы ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн.
В Республике Беларусь в полном объеме выполняются Соглашения государств-участников СНГ о взаимном признании льгот и гарантий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, семей погибших военнослужащих, других категорий граждан [13, с. 63].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Социальная защита в самом широком ее понимании осуществляется на государственном и негосударственном уровнях, в разных формах, с предоставлением различных видов материальных и нематериальных благ и преимуществ, посредством установления режимов смягчения, обременении либо установления мер ответственности. Главный критерий – осуществляемые меры должны быть направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств, а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.
Следует отметить, что сущность социальной защиты проявляется в таких ее функциях как экономическая, политическая, демографическая и социально-реабилитационная.
Субъектами социальной защиты являются: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей, а также отдельные личности, именуемые правозащитниками.
В свою очередь, к объектам социальной защиты относятся:
1. Во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни людей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития;
2. Во-вторых, отдельные группы и слои населения. Например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования, здравоохранения и культуры и т.д.;
3. В-третьих, объектом социальной защиты являются социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалиды, неработающие пенсионеры, безработные.
Одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства является социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны, лиц, пострадавших от последствий войн, одиноких и одиноко проживающих пожилых людей и инвалидов.
1. Баранашник, А.В. Право социального обеспечения: ответы на экзаменационные вопросы / А.В. Баранашник. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 192 с.
2. Гущин, И.В. Право социального обеспечения: учебник / И.В. Гущина. – Минск : Амалфея, 2002. – 417 с.
3. О бюджете Республики Беларусь на 2004 год [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 259-З // Министерство Финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/budgetary_legislation/da8d2db88c99a337.html.
4. Киреева, Е.Ф. Система социальной защиты в Республике Беларусь: современное состояние, проблемы администрирования доходов [Электронный ресурс] / Е.Ф. Киреева // Киберленинка : электронная научная библиотека. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-sotsialnoy-zaschity-v-respublike-belarus-sovremennoe-sostoyanie-problemy-administrirovaniya-dohodov/viewer.
5. Кирякова, И.Н. Право социального обеспечения: учебно-методический комплекс для студентов специальности 1-24 01 02 «Правоведение» / И. Н. Кирякова. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 303 с.
6. Савина, И.В. Право социального обеспечения: учебное пособие для обучающихся учреждений высшего образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь по специальности 1-26 01 02 «Государственное управление и право» / И. В. Савина. – Минск: Академия МВД, 2018. – 303 с.
7. Умурзаков, Б.Х. Роль и место пенсионного обеспечения в экономических отношениях людей в условиях углубления рынка / Б. Х. Умурзаков // Трудовое право. – 2006. – № 7. – С. 56-60.
8. О страховой деятельности [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530: с изм. и доп. : в ред Указа През. Респ. Бел. от 10 сентября 2021 г. № 336 // Консультант плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
9. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : 13 января 2011 г. № 243-З 1. : принят Палатой Представителей 2 декабря 2010г.; одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г.: с изм. и доп.: в ред. Закона Респ. Беларусь 23 июля 2019 г. № 231-З // Консультант плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
10. Мороз, Н.В. Право социального обеспечения: методические рекомендации: [для слушателей факультета переподготовки кадров по специальности «Правоведение»] / Н. В. Мороз. – Витебск : ВГУ, 2019. – 47 с.
11. Андрияшко, М.В. Потенциал отдельных направлений социальной политики Республики Беларусь в сфере обеспечения демографических интересов / М.В. Андрияшко // Юстиция Беларуси. – 2018. – № 2. – С. 54-57.
12. О ветеранах [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1594-XII : с изм. и доп. : в ред. Зак. Респ. Бел от 11 мая
2018 г. № 105-З // Консультант плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
13. Орлов, С.Н. Пенсионное обеспечение / С.Н. Орлов, А.П. Шеметов. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. – 106 с.
14. О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 239-З : с изм. и доп. : в ред. Зак. Респ. Бел от 10 июля 2012 г. № 390-З // Консультант плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
15. Северцова, Т.В. Право социального обеспечения: методические указания к семинарским занятиям для студентов, обучающихся по специальности 1-24 01 02 Правоведение / Т. В. Северцова. – Горки: БГСХА, 2019. – 108 с.
16. Смирнова, А. А., Егорова М. С. Основные цели, задачи и функции социальной политики // Молодой ученый. – 2017. – №11.4. – С. 208-210
17. Об оказании материальной помощи отдельным категориям граждан в связи с празднованием 65-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. N 224 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
18. Шевченко, С.В. Социальная защита населения / С. В. Шевченко, Н. Н. Авсеенко // Социальная работа: теория, подготовка кадров, практика : материалы Международной научно-практической конференции, г. Минск, 2-3 ноября 2006 г. / [редколлегия: Э. И. Зборовский и др.]. – Минск, 2007. – С. 20-26.
19. Иваненко, В.А. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты / В.А. Иваненко, B.C. Иваненко. – СПб.: Изд-во «Юрид. центр Пресс», 2003. – 402 с.
20. Снежко, О.А. Защита социальных прав граждан: теория и практика: монография / О. А. Снежко. – Москва: Инфра-М, 2018. – 274 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты