Технологии социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов в подростковой среде
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Технологии социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов в подростковой среде»
по дисциплине: «Технологии социально-педагогической деятельности»
2021
45.00 BYN
Технологии социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов в подростковой среде
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Технологии социально-педагогической деятельности
Организация: Средняя школа №55, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку «8» без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц – 46.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест «Самооценка конфликтности» С.А. Емельянова.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Анкета для учащихся с целью выявления сформированности навыков общения и умения сотрудничать со сверстниками.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица результатов диагностики подростков по тесту «Самооценка конфликтности» С.А. Емельянова.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Анкета для учащихся с целью выявления сформированности навыков общения и умения сотрудничать со сверстниками.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица результатов диагностики подростков по тесту «Самооценка конфликтности» С.А. Емельянова.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
1.1 Конфликты в подростковой среде как социально-педагогическая проблема
1.2 Факторы и причины конфликтов в подростковой среде
1.3 Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов в подростковой среде
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
2.1 Диагностика особенностей поведения подростков в конфликтных ситуациях
2.2 Формы и методы социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов в подростковой среде
2.3 Программа социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов в подростковой среде
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества проблема предупреждения конфликтов является чрезвычайно острой. В подростковом возрасте личность является особенно уязвимой к конфликтному взаимодействию. Конфликты в подростковой среде становятся чрезвычайно распространенным явлением, поскольку в силу своих возрастных особенностей подростки ищут пути, формы и методы самоутверждения и самореализации. Конфликтное поведение в подростковом возрасте выступает способом утверждения своей позиции, и в отношениях со взрослыми, и в отношениях со сверстниками.
Предупреждение конфликтов в подростковой среде является одной из задач социально-педагогической деятельности в учреждении образования, которому для успешного выполнения своих обязанностей необходимо уметь учитывать личностные особенности подростков, уметь предотвращать ситуации возникновения конфликтных ситуаций между подростками и эффективно управлять ими.
Организация профилактической работы, в том числе профилактика конфликтов среди личностей подросткового возраста, является одной из основных задач деятельности социально-педагогической службы учреждения образования.
Проблема конфликта всесторонне исследовалась как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В рамках зарубежной психологии, свое внимание изучению этого явления посвятили такие известные ученые, как А. Адлер, Р. Ассаджиоли, К. Левин, А. Маслоу, Б.Ф. Скиннер, К. Роджерс, Л. Фестингер, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг и др.
Особенности конфликтного поведения личностей подросткового возраста изучали Е.Ю. Волкова, А.А. Ганеева, З.С. Курбанова, Л.В. Лященок, А.М. Мамонова, С.И. Огородник, Н.А. Рождественская, А.А. Ручкина, Н.В. Скиба, Т.С. Смирнова, А.В. Соловьева и др.
Социально-педагогическая деятельность в рамках профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде является необходимой в стенах обучения в школе. Социальный педагог позволяет повысить качество учебного процесса, оказывает положительное влияние на личность учащихся и учит подростков выстраивать конструктивное взаимодействие со сверстниками.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Технологии социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов в подростковой среде».
Объект исследования: профилактика конфликтов в подростковой среде.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов в подростковой среде.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
1.1 Конфликты в подростковой среде как социально-педагогическая проблема
В отечественной психологии выделяются три основных подхода к изучению конфликта: личностный, ситуативный, онтологический подходы. Так например: «в рамках личностного подхода в качестве объекта изучения психологов выступают различные аспекты личности – ее потребности, интересы и мотивы, служащие источником поведении в конфликте. Здесь конфликт рассматривается как взаимодействие, в основе которого лежат противоречия различного характера, несовместимые взгляды и цели сторон, поведение которых направлено друг против друга» [10, с. 58].
В.П. Шейнов рассматривает конфликт как «столкновение, противоборство сторон, при котором хотя бы одна сторона воспринимает действия другой как угрозу ее интересам» [26, с. 4]. Г.И. Козырев определяет «конфликт как качество взаимодействия между субъектами (или аспектами структуры личности), предполагающее противоборство сторон в целях достижения собственной цели» [11, с. 211].
Представители ситуативного подхода рассматривали конфликт как субъективный феномен. По определению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, «конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых аспектов в межличностных взаимодействиях индивидов, которому сопутствуют острые негативные эмоциональные переживания» [3, с. 27].
В рамках онтологического подхода, где человек рассматривается как активный субъект, выстраивающий социальную реальность, изучаются особенности взаимосвязи образа конфликтной ситуации и поведения человека в конфликте (Н.В. Гришина, Н.А. Лобан и др.). По мнению этих авторов: «образ конфликтной ситуации состоит из представлений индивида о себе, об оппоненте и о конфликтной ситуации. Поведение индивида выстраивается с учетом его индивидуальности, социальной перцепции и отношения к предмету конфликта. Так, Н.А. Лобан под конфликтным поведением понимает пространственно-временную организацию активности субъекта, регулирование которой зависит от конфликтной ситуации» [16, с. 69].
Согласно Н.В. Гришиной: «конфликтное поведение – внешняя активность субъекта, направленная на предмет конфликта и меняющая или сохраняющая от изменения существующее противоречие между сторонами. Поведение индивида в конфликтной ситуации направлено на утверждение своих интересов и ограничение интересов другой стороны, обусловленное образом конфликтной ситуации. Внешним выражением конфликтного поведения выступают его стратегии, предполагающие выбор и реализацию определенных тактик и стилей межличностного взаимодействия. Стратегия поведения в конфликте рассматривается основная линия поведения оппонента в процессе разрешения конфликта» [11].
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
2.1 Диагностика особенностей поведения подростков в конфликтных ситуациях
Цель диагностики: установить особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №55 г. Минска».
Выборка исследования: всего в исследовании приняли участие 60 учащихся 7 классов в возрасте 13-14 лет, среди которых 34 девочки и 26 мальчиков.
Методики исследования:
– тест «Самооценка конфликтности» С.А. Емельянова (Приложение А);
– методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (Приложение Б);
– авторская анкета «Анкета для учащихся с целью выявления сформированности навыков общения и умения сотрудничать со сверстниками» (Приложение В).
1. Тест «Самооценка конфликтности» С.А. Емельянова.
Назначение методики: определение уровня конфликтности личности.
С помощью теста можно выявить высокую, выраженную, слабую, невыраженную конфликтность, а также ее отсутствие. Опросник включает 10 утверждений. Испытуемому предлагается оценить 10 противоположных свойств, проявляющихся в конфликтной ситуации по 7-балльной шкале.
2. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
Назначение методики: выявление личностной предрасположенности к конфликтному поведению, определение способов реагирования на конфликтные ситуации. С помощью методики можно выявить следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
3. Авторская анкета «Анкета для учащихся с целью выявления сформированности навыков общения и умения сотрудничать со сверстниками». С целью диагностики особенностей поведения подростков в конфликтных ситуациях нами была разработана специальная анкета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие самосознания, развивается когнитивная и эмоциональная сферы психики, реконструируются отношения с родителями и сверстниками, формируется Эго-идентичность, формируется произвольная регуляция поведении, рефлексия и самооценка. Подростковый возраст относится к категории критических возрастных этапов. В подростковом возрасте в силу противоречивости психологических особенностей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальное личностное развитие, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления конфликтности. Конфликтность личности подростка связана с подростковым кризисом и его проявлениями. Особенность проявления конфликтности в подростковом возрасте заключается в следующем. В младшем школьном возрасте дети преимущественно не являются конфликтными. Если в младшем школьном возрасте детям свойственно проявлять конфликтность в наступательности, настойчивости, упорстве, противодействии давлению среды, то к подростковому возрасту наблюдается повышение оппозиции и негативизма. В юношеском возрасте отмечается сохранение стремления к самоутверждению, проявляющееся в склонности к конфликтному взаимодействию и агрессивным реакциям, присущих подростковому возрасту.
Проведенное исследование мнений современных психологов на причины и факторов возникновения конфликтов в подростковой среде показало, что основные из них – это факторы, которые достаточно хорошо изучены в психологии. Приращением в этом плане являются причины, связанные с изменениями социального пространства подростка. На конфликтное поведение влияет множество факторов: уровень развития личности, ее возможности и ресурсы, степень выраженности мотивации. Подростковый конфликт возникает на основе любого из трех факторов: проблемы, связанные с психическими и физиологическими особенностями развития; собственно психологические причины – личностные особенности; социальные причины, так называемые факторы среды.
Деятельность социального педагога по профилактике конфликтов в подростковой среде заключается в создании условий для психологического комфорта подростка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в школе, в коллективе сверстников. Социально-педагогическая профилактика конфликтного поведения в подростковой среде представляет собой длительный поэтапный процесс и включает: диагностику уровня конфликтности, форм, причин и факторов конфликтного поведения, разработку программы социально-педагогической профилактики, ее внедрение, мониторинг. Формы работы по предупреждению конфликтного поведения в подростковой среде включают: беседы, лекции, групповые дискуссии.
1. Абземельева, И.В. Социально-педагогическая работа по выявлению и профилактики конфликтного поведения школьников подросткового возраста / И.В. Абземельева // Педагогика и психология : перспективы развития. – Чебоксары, 2019. – С. 116–118.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев. – М. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. – 964 с.
3. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2011. – 534 с.
4. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Г.Ф. Бедулина. – Минск : НИО, 2013. – 192 с.
5. Безносик, К.В. Комплексно-целевая программа ранней профилактики девиантного поведения учащихся / Е.В. Безносик // Ваш психолог. – 2012. – № 2. – С. 56–62.
6. Бовть, О.Б. Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте с типом виктимного поведения / О.Б. Бовть // Известия Саратовского университета. – 2015. – Вып. 3 (15). – С. 262–265.
7. Буртовая, Н.Б. Методы коррекции эгоцентризма в подростковом возрасте и решение проблемы социальной дезадаптации / Н.Б. Буртовая // Вестник ТГПУ. – 2012. – Вып. 11. – С. 96–102.
8. Буслаева, Е.Н. Особенности развития личности современных подростков / Е.Н. Буслаева, Ю.Г. Астахова // Европейские исследования. – 2015. – № 10. – С. 107–112.
9. Волкова, Е.Ю. Изучение стратегий поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек в подростковом возрасте / Е.Ю. Волкова. – 2017. – № 1. – С. 11–15.
10. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб. : Питер, 2011. – 504 с.
11. Гур, А.В. Стратегии поведения подростков в конфликтах / А.В. Гур // Аллея науки. – 2017. – № 16. – С. 210–213.
12. Егорова, У.Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков / У.Г. Егорова // Вестник Самарского гос. университета. – 2014. – № 9 (120). – С. 1–5.
13. Епхина, М.К. Психологическая профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков / М.К. Епхина, Л.Н. Журкина, М.В. Газаева // Новая наука : современное состояние и пути развития. – 2016. – № 5. – С. 79–82.
14. Истратова, О.Н. Причины детской конфликтности в периоды возрастных кризисов / О.Н. Истратова // Известия Южного фед. ун-та. – 2014. – № 3. – С. 226–230.
15. Колобова, С.Н. Проявления деструктивных фор поведения в подростковом возрасте / С.Н. Колобова, И.Е. Нестеренко // Актуальные проблемы науки и практики современного общества. – 2016. – № 4. – С. 65–68.
16. Лобан, Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск : Изд-во МИУ, 2018. – 215 с.
17. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики / Ф.А. Мустаева. – М. : Академия, 2011. – 258 с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2017. – 640 с.
19. Новгородцева, А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста / А.П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. – 2016. – № 3. – С. 38-50.
20. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – Москва : Академия, 2014. – 75 с.
21. Салтыкова-Волкович, М.В. Методика работы социального педагога : методические рекомендации / М.В. Салтыкова-Волкович. – Гродно : ГрГУ, 2014. – 63 с.
22. Тетерятникова, Л.Н. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших подростков в общеобразовательных учреждениях : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.Н. Тетерятникова. – Кострома, 2019. – 20 с.
23. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 160 с.
24. Черанева, Е.К. Особенности конфликтного поведения подростков разного социометрического статуса в ученической группе / Е.К. Черанева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2018. – Т.1, № 3. – С. 138–141.
25. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова. – М. : Академия, 2017. – 272 с.
26. Шейнов, В.П. Управление конфликтами / В.П. Шейнов. – СПб. : Питер, 2014. – 770 с.
Работа защищена на оценку «8» без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц – 46.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест «Самооценка конфликтности» С.А. Емельянова.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Анкета для учащихся с целью выявления сформированности навыков общения и умения сотрудничать со сверстниками.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица результатов диагностики подростков по тесту «Самооценка конфликтности» С.А. Емельянова.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Анкета для учащихся с целью выявления сформированности навыков общения и умения сотрудничать со сверстниками.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица результатов диагностики подростков по тесту «Самооценка конфликтности» С.А. Емельянова.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты