Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста средствами детских танцев
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста средствами детских танцев»
по дисциплине: «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
2021
45.00 BYN
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста средствами детских танцев
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Организация: Ясли-сад №44, ГУО (г. Могилев)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перспективный план и содержание проекта «Танцуют все!».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста средствами детских танцев
1.1 Понятие «эмоциональная отзывчивость»: сущность и содержание
1.2 Психолого-педагогические особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста
1.3 Детские танцы как средство развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. Организация работы по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста средствами детских танцев
2.1 Исследование уровня сформированности эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста
2.2 Разработка и реализация проекта по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста средствами детских танцев
2.3 Выявление эффективности детских танцев как средства развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас, как никогда ранее, существует настоятельная необходимость в гуманном обращении с другими людьми и миром в целом. В.В. Давыдов, В.А. Петровский и другие ученые выдвинули идею гуманизации дошкольного образования, когда приоритет отдавался воспитанию общечеловеческих ценностей: добра, правды, внутренней красоты. В.А. Сухомлинский отметил, что человеческая чувствительность и отзывчивость к другим – это самое ценное личностное качество, которое одно из первых сформировалось у детей дошкольного возраста.
В период дошкольного возраста дети очень быстро взрослеют и развиваются, поэтому важно успеть заложить основы чувственного познания мира дошкольником, научить его эмоционально реагировать на настроение и чувства других людей, уметь им сочувствовать и сопереживать. Поэтому развитие музыкальной культуры человека будет невозможным, если не активно развивать эмоциональную сферу в дошкольном возрасте, формирование которой происходит в музыкальной деятельности. В дошкольной педагогике и психологии все большее внимание уделяется развитию у детей эмоциональной отзывчивости. Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста – как приоритетное направление личностного развития детей – выделено в государственном образовательном стандарте дошкольного образования, поскольку эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии детей дошкольного возраста, а дошкольное детство – это период, когда у ребенка закладываются основы музыкальной культуры, формируется эстетический вкус, духовно-нравственные основы.
Высокую значимость детских танцев в развитии эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста отмечают известные ученые: Е.Л. Агаева, В.И. Ашиков, В.М. Бехтерев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, А.И. Катинене, Е.В. Назайкинский, Я.З. Неверович, В.И. Петрушин, О.П. Радынова, Т.И. Репина, Е.О. Смирнова, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКИХ ТАНЦЕВ
1.1 Понятие «эмоциональная отзывчивость»: сущность и содержание
Большое количество научных работ и исследований посвящено изучению эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Люди общаются друг с другом на языке эмоций. Чувства и эмоции являются неотъемлемой частью жизни души человека. Выражения лица человека дают информацию о его отношении к событиям, явлениям и другим людям. Эмоции сопровождают человека всегда и влияют на его мысли и деятельность, играют коммуникативную роль в его жизни, эмоции являются постоянными спутниками человека. Эмоции (от латинского «emovere» – возбуждать, возбуждать) – это сложный психический процесс, и составляющие его три компонента: психологические (переживания – радость, страх, горе и другие); физиологические (изменения в физиологии человека, происходящие под влиянием эмоций – гормональные изменения, изменения в обмене веществ, пульсе и дыхании); поведенческие (экспрессия – мимика, жесты, различные действия – борьба, бегство и другие) [1, 12].
Эмоции рассматриваются психологами как особая форма отражения свойственной человеку психики и являются неотъемлемой составляющей чувств. А чувства – это свойство личности и эмоционального отношения к реальности. Чувства – это чисто человеческое, социальное явление; по своему содержанию и социальной значимости они могут быть как позитивными, так и негативными. Чувства и эмоциональное отношение выливаются во внутреннее состояние, которое мы называем переживанием. Опыт – это реакция личности на воздействие, которая может выражаться в соответствующих эмоциях – восторге, радости, гневе, сострадании и т.д. Эмоции и чувства являются отражением реальной реальности в виде переживаний, которые вместе образуют эмоциональную сферу человека (эмоции, аффекты, настроения и т.д.) [2, 19].
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКИХ ТАНЦЕВ
2.1 Исследование уровня сформированности эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста
Целью данной работы является проанализировать процесс развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста средствами детских танцев. В связи с этим было проведено экспериментальное исследование уровня развитости эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе проведения экспериментального исследования стояли следующие задачи:
1. Разработать критерии диагностики уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и реализовать проект по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста средствами детских танцев.
3. Выявить эффективность детских танцев как средства развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет.
Для определения уровня развития эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки были разработаны следующие критерии и показатели (автор О.П. Радынова).
Критерий 1. Эмоциональная отзывчивость к музыке. Индикатор: способность вербализировать характер, настроение и содержание музыкального произведения.
Критерий 2. Способность различать тембр музыкальных инструментов. Индикатор: способность идентифицировать и различать звучание музыкальных инструментов.
Критерий 3. Способность определять жанр музыкального произведения. Индикатор: детское понимание жанра музыки; высказывания детей о средствах музыкальной выразительности, характеризующих тот или иной музыкальный жанр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства понимается как способность реагировать на события, явления, произведения разных жанров; как способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом; как способность эмоциональной эмпатии к музыке; как эмоциональная реакция на произведения искусства. Эмоциональная восприимчивость является отправной точкой для развития эстетических чувств, отношений, потребностей, а также эстетических вкусов и интересов личности. Эстетические чувства и эстетические эмоции являются высшей ступенью развития человеческих чувств, являются показателем уровня духовной жизни человека.
Дети дошкольного возраста улавливают эмоциональные проявления близких людей и друзей, откликаются на эмоциональные состояния окружающих, чувствуют оттенки эмоциональных переживаний и способны воспроизвести их значение в развернутой речи, умеют сопереживать. Ребенок может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих. Постепенно детьми осваиваются такие формы выражения эмоций как пантомимика, мимика, интонация. Ребенок дошкольного возраста «открыт» для эмоционального взаимодействия в процессе музыкальных видов искусства, танцев.
Главной целью преподавания детского танца в современной хореографии является развитие творческих способностей и формирование эмоциональной отзывчивости у ребенка дошкольного возраста. Детский танец является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности и в настоящее время оно приобретает все большее значение, так как является массовым, доступным для всех, Детский танец оказывает огромное влияние на процесс развития интеллектуального, творческого, речевого развития детей, в том числе и на формирование эмоциональной отзывчивости. Развитие эмоциональной отзывчивости является сложной педагогической задачей, требующей разнообразной, богатой образовательной среды с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
1. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
2. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.
3. Вербовская, В.С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия / В.С. Вербовская // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2007. – № 3. – С. 32–44.
4. Зацепина, М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности: обзор программ дошкольного образования / М. Б. Зацепина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
5. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
6. Мартынова, Л.Н. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у 5-7 летних воспитанников детских домов: на материале праздников: автореф. дис. д-ра филос. наук / Л.Н. Мартынова. – Елец, 2008. – 17 с.
7. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М.: Просвещение, 2001. – 207 с.
8. Базарова, Н.П. Классический танец / Н.П. Базарова. – М.: Искусство, 2013. – 200 c.
9. Ильина, С.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками : автореф. дис. ... канд. псих. наук / С.В. Ильина. – Курск, 2009. – 32 с.
10. Груздова, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Груздова. – М., 2008. – 28 с.
11. Боякова, Е.В. Особенности развития современного ребенка / Е.В. Боякова // Педагогика искусства. – 2011. – № 1. – С.51–55. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2009. – 208 с.
12. Кирнарская, Д.К. Психология музыкальной деятельности / Д.К. Кирнарская. – М., 2003. – 368 с.
13. Тарасова, К.В. Дети слушают музыку: методич. рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки / К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан. – М.: Мозаика-синтез, 2001. – 128 с.
14. Пасютинская, В. Волшебный мир танца / В. Пасютинская. – М.: Просвещение, 2015. – 223 c.
15. Калугина, О.Г. Методика преподавания хореографических дисциплин: учебно-методическое пособие / О.Г. Калугина. – Киров: КИПК и ПРО, 2010. – 123 с.
16. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала / Г.П. Гусев. – М.: Книга по Требованию, 2016. – 208 c.
17. Довгая, Н.А. Эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации: автореф. дис. ... канд. псих. наук / Н.А. Довгая. – СПб., 2012. – 143 с.
18. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников / А.В. Запорожец // Журнал «Эмоциональное развитие дошкольников». – 2005. – № 3. – С. 162–167.
19. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г. А. Широкова. – М.: Феникс, 2005. – 304 с.
20. Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования Республики Беларусь с русским языком обучения и воспитания, Минск, 2020.
21. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 2006. – 144 с.
22. Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников / Г.П. Новикова. – М.: АРКТИ, 2000. – 203 с.
23. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры / О.П. Радынова. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с.
24. Рояк, А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада / А.А. Рояк // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2. – С.48–52.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перспективный план и содержание проекта «Танцуют все!».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты