Взаимосвязь психологического благополучия и самоэффективности юношей и девушек с различным уровнем самооценки
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь психологического благополучия и самоэффективности юношей и девушек с различным уровнем самооценки»
по дисциплине: «Психология личности»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь психологического благополучия и самоэффективности юношей и девушек с различным уровнем самооценки
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология личности
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
1.1 Феномен психологического благополучия и факторы его формирования в юношеском возрасте
1.2 Понятие самоэффективности и особенности ее проявления в юношеском возрасте
1.3 Основные направления изучения самооценки в юношеском возрасте
1.4 Психологические характеристики юношеского возраста
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблемы обусловлена тем, что в последнее время наблюдается рост научного интереса к проблеме самоэффективности и успешности личности в юношеском возрасте, так как самоэффективность является значимой ценностью, как для самой личности, так и для общества. Значимым является изучение вопроса о взаимосвязи психологического благополучия и оценки личностью своей самоэффективности. Вопрос эмоциональных и личностных нарушений в юношеском возрасте приобретает в современном обществе всё большую значимость. С одной стороны, психологическое благополучие – феномен, целиком относящийся к внутренней системе личности, внутренний критерий адаптированности в социуме, с другой – оно основано на объективных социальных установках, влияет на внешнее поведение индивида и таким образом является объективным критерием качества самой жизни. Анализ переживания благополучия или неблагополучия отдельным индивидом в основном связан с оценкой его состояния.
Разработке проблемы психологического благополучия личности в психологии посвящены работы ряда ученых. В частности, Э. Диннер установил, что психологическое благополучие является относительно устойчивой диспозицией [47], М. Линч рассматривает психологическое благополучие с точки зрения теории самодетерминации [19]. А. Маслоу в качестве индикаторов психологического благополучия рассматривает самоактуализацию - меру реализации человеком собственного изначального потенциала [20]. К. Рифф разработана структура психологического благополучия как многомерного конструкта [49]. К. Роджерс связывал психологическое благополучие с устойчивостью функционирования Я-концепции [29]. В. Франкл в качестве показателя психологического благополучия выделяет осмысленность жизни [35]. Э. Эриксон связывает психологическое благополучие с особенностями прохождения возрастных кризисов [43]. Среди отечественных ученых, изучавших проблему психологического благополучия следует отметить работы Л.В. Куликова, Е.Б. Фанталовой, П.П. Фесенко. По определению Л. Куликова, психологическое благополучие как составляющая субъективного благополучия – это слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия [17]. Е.Б. Фанталова связывает структуру идентичности личности с субъективным благополучием [33]. П.П. Фесенко определяет психологическое благополучие как системное качество человека, обретаемое им в процессе жизнедеятельности [34].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
1.1 Феномен психологического благополучия и факторы его формирования в юношеском возрасте
Анализ научной психологической литературы по проблеме психологического благополучия личности показал, что в рамках различных теоретических подходов понятие данного феномена имеет определенные содержательные особенности. Наиболее широкое распространение получили гедонистический и эвдемонистический подходы к определению понятия «психологического благополучия».
Гедонистический подход к определению понятия «психологическое благополучие». Данный подход разрабатывается преимущественно в контексте когнитивной и поведенческой психологии. Психологическое благополучие определяется через достижение удовольствия и избегание неудовольствия, при этом удовольствие трактуется в широком смысле – это не только телесное удовольствие, но и удовлетворение от достижения значимых целей, результатов. Такое понимание природы психологического благополучия соответствует основным теоретическим и методологическим принципам когнитивистской и необихевиористской ориентации [32, с. 106].
В качестве наиболее общего индикатора психологического благополучия принимается «переживание счастья» или «субъективное благополучие» человека. В самом счастье различается три аспекта: удовлетворенность жизнью – оценка человеком качества своей жизни в целом; наличие позитивных аффективных переживаний (по параметрам силы и интенсивности); отсутствие проявлений негативных аффектов: компонентов дистресса, тревожных и депрессивных симптомов [2].
В современных исследованиях в качестве основных индикаторов счастья выступает как каждый из трех обозначенных аспектов в отдельности, так и их совместное проявление. В последнем случае соотношение позитивных и негативных эмоциональных переживаний рассматривается как аффективный компонент счастья, а удовлетворенность жизнью – как его когнитивный компонент [2, с. 76].
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исходя из положений, обозначенных в теоретической части работы, была разработана программа организации исследования с целью изучения взаимосвязи психологического благополучия, самоэффективности юношей и девушек с различным уровнем самооценки.
Исследование предполагается проводить на гетерогенной выборке численностью 100 человек в возрасте от 18 до 19 лет.
Была сформулирована следующая общая гипотеза исследования: существует взаимосвязь между общим показателем психологического благополучия и его компонентами (положительные отношения с другими, автономия, управление окружением, личностный рост, цель в жизни, самопринятие) и уровнем самоэффективности юношей и девушек с различным уровнем самооценки.
Частная гипотеза 1: высокие показатели психологического благополучия и его компонентов (положительные отношения с другими, автономия, управление окружением, личностный рост, цель в жизни, самопринятие) связаны с высоким уровнем самоэффективности юношей и девушек с адекватным уровнем самооценки.
Частная гипотеза 2: низкие показатели психологического благополучия и его компонентов (положительные отношения с другими, автономия, управление окружением, личностный рост, цель в жизни, самопринятие) связаны с низким уровнем самоэффективности юношей и девушек с неадекватным уровнем самооценки (заниженным или завышенным).
Организация эмпирического исследования:
1) на первом этапе осуществлялся отбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) на втором этапе проводится изучение характеристик психологического благополучия, самоэффективности и уровня самооценки;
3) на третьем этапе проводится статистическая обработка данных, интерпретация и количественно-качественный анализ результатов исследования, формулирование выводов по проведенному исследованию.
Теоретические основы исследования проблемы заложены в работах зарубежных и отечественных психологов, изучающих феномен психологического благополучия в рамках экзистенциально-гуманистического направления эвдемонистическая концепция психологического благополучия, отражающая основные аспекты позитивного функционирования личности (К. Рифф). Концепции развития эмоциональной и личностной сферы в юношеском возрасте, описанные в возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, основанной на ведущей деятельности в этом возрасте – учебно-профессиональной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Субъективное благополучие выражается в том, что данный феномен в наиболее общем виде характеризуется общей субъективной удовлетворенностью жизнью, позитивными переживаниями и положительным самоотношением личности. Высокий уровень субъективного благополучия связан с возможностью самореализации, характеризуется наличием жизненных целей и убеждений, жизненного смысла, что позволяет испытывать чувство осмысленности своего прошлого и настоящего, открытости новому опыту, ощущать перспективы личностного и профессионального роста, горизонты самопознания и самоэффективности.
Самоэффективность трактуется как способность людей к осознанию собственных способностей и к применению этих способностей самым лучшим образом. Личностная самоэффективность студента при изучении иностранных языков является целостным, динамическим, многокомпонентным образованием, и включает такие виды самоэффективиости, как самоэффективность в сфере деятельности и в сфере в межличностном общении. Деятельностная самоэффективность содержит следующие компоненты, обеспечивающие его успех в процессе изучения иностранного языка: когнитивный (знания, умения, навыки); мотивационно-ценностный (мотивация изучения иностранного языка); регулятивно-поведенческий (усилия, затрачиваемые на изучение иностранного языка, самоуправление и самоконтроль).
Самооценка» представляет собой оценку личностью самой себя, собственных способностей, черт и характеристик и положения в обществе других людей. Адекватно высокая самооценка свидетельствует о положительном отношении к собственной личности, о высокой оценке собственных способностей. Адекватная самооценка связана с уверенностью в собственных силах и адекватном отношении к оценкам окружающих. Данный показатель является наиболее оптимальным для характеристики психологического благополучия личности. Юноши и девушки с адекватной самооценкой более уверены в своем поведении и мобилизуют волевые усилия на регуляцию собственного эмоционального состояния с уверенностью, что это позволит им достигнуть им более высоких результатов.
1. Андреева, Г. М. Социальная идентичность : временные и средовые компоненты / Г. М. Андреева // Психология личности в трудах отечественных психологов. – Спб. : Питер, 2000. – С. 344-357.
2. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – СПб. : Питер, 2003. – 312 с.
3. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
4. Бернс, Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности / Р.Я. Бернс. – Самара : Бахрах, 2016. – 656 с.
5. Бочарова, Е. Е. Соотношение эмоциональных и когнитивных компонентов субъективного благополучия в разных условиях социализации / Е. Е. Бочарова // Журнал практического психолога. – 2010. - № 1. – С.21-34.
6. Бюдженталь, Д. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Д. Бюдженталь / Пер. с англ. А.Б. Фенько. – М. : Независимая фирма «Класс», 1998. – 336 с.
7. Везетиу, В. В. Гендерная социализация личности: теоретический аспект / В. В. Везетиу, Л. В. Бура // Проблемы соврем. пед. образования. – 2020. – № 67-2. – С. 307–310.
8. Волкова, Е. Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру / Е. Н. Волкова // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С.33-39.
9. Воронина, А. В. Факторы субъективного благополучия / А.В. Воронина // Журнал практического психолога. – 2007. - № 2. – С.43-49.
10. Гончар, С.Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов / С. Н. Гончар // Педагогическое мастерство : материалы I Межд.унар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – Москва : Буки-Веди, 2012. – С. 250-253.
11. Гордеева, Т.О. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков / Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 2006. – № 3. – С. 78 -85.
12. Джеймс, У. Психология самосознания: Хрестоматия / У. Джеймс. – Самара : Издательский Дом «Бахр-М», 2015. – 368 с.
13. Долгова, В.И. Развитие критериальной базы изучения социально-психологической адаптации личности / В.И. Долгова, Е.А. Василенко // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5. – С. 30–34.
14. Коломиец, О.В. Самоэффективность студентов гуманитарных и технических специальностей / О.В. Коломиец. – 2015. – №4. – С. 94-97.
15. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон – М. : Приори, 2013. – 176 с.
16. Кричевский, Р.Л. Самоэффективность и акмеологичсский подход к исследованию личности / Р.Л. Кричевский // Акмеология. – 2001. – № 1. – С. 47-52.
17. Куликов, Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л.В. Куликов // Общество и политика / Под ред. В. Ю. Большакова. – СПб. : Питер, 2009. – С. 476-510.
18. Лепешинский, Н. Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия К. Рифф» / Н. Н. Лепешинский // Психологический журнал (РБ). – 2007. - №3. – С.24-38.
19. Линч, М. Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации / М. Линч // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2004. – № 3. – С. 137-142.
20. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу / Пер. с англ. О.О. Чистяков. – М. : Рефлбук; К. : Ваклер, 1997. - 300 с.
21. Митицина, Е.А. Теоретические основания изучения профессиональной самоэффективности студентов / Е.А. Митицина // Вестник Псковского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 376-379.
22. Мухина, Ю.И. Самооценка как форма проявления самосознания / Ю.И. Мухина // Вопросы науки и образования. – 2018. – №1. – С. 12-17.
23. Новак, Н. Г. Основные подходы к определению психологического благополучия личности в современной психологии / Н.Г. Новак // Психологический журнал (РБ). – 2008. - №2. – С.21-24.
24. Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды / Г. Олпорт. – М. : Смысл, 2002. – 462 с.
25. Пилишвили Т.С. Специфика субъективного благополучия личности у девушек юношеского возраста (на примере удовлетворенности своим телом) / Т.С. Пилишвили, А.Л. Данилова // Казанский педагогический журнал. Психологические науки. – 2018. – № 4. – С.180-183.
26. Попова Л.В. Особенности представления о внешнем облике и уровня субъективного благополучия у молодежи // Лицо человека: познание, общение, деятельность : монография / под ред. К.И. Ананьевой, В.А. Барабанщикова, А.А. Демидова. – Москва, 2019. – С. 473-484.
27. Райгородский, Д. Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия / Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах, 2009. – 448 с.
28. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс// СПб: Питер,2000.
29. Роджерс, К. Становление личности : Взгляд на психотерапию / К. Роджерс / Пер. с англ. - М. : ЭКСМО-пресс, 2001. - 414 с.
30. Селигман, М. Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь / М. Селигман. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 220 с.
31. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2008. – 800 с.
32. Созонтов, А. Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия / А. Е. Созонтов // Вопросы психологии. – 2006. - №4. – С.105-115.
33. Фанталова, Е. Б. Связь структуры идентичности личности студента с субъективным благополучием / Е.Б. Фанталова // Психологический журнал. – 2005. – № 1. – С. 107-117.
34. Фесенко, П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности / П. П. Фесенко // Автореф. дис. канд. психол. наук. – М. : Изд-во МГУ, 2005. – 96 с.
35. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. : Дайджест, 1990. – 322 с.
36. Фромм, Э. Величие и ограниченность теории З. Фрейда / Э.Фромм. - М. : ACT, 2000. - 448 с.
37. Чурило, Н. В. Субъективное благополучие юношей и девушек в контексте реализации индивидуальной жизненной стратегии / Н.В. Чурило // Психологический журнал (РБ). – 2009. - №2. – С.63-70.
38. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия / Р.М. Шамионов // Вопросы социальной психологии личности. – 2010. – № 4. – С. 27-41.
39. Шевеленкова, Т. Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) / Т. Д. Шевеленкова, П.П.Фесенко // Психологическая диагностика. – 2009. – № 3. – С. 95-129.
40. Шепелева, Е. А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Е. А. Шепелева. – М., 2008. – 27 с.
41. Ширяева, О. С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. Автореф.дисс.канд.психол.наук / О. С. Ширяева. – М., 2008. – 24 с.
42. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – № 1. – С. 6–20.
43. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - СПб. : Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.
44. Cherrez N.J. Threading Self-Regulation and Self-Efficacy in a Flipped College Spanish Course // Course Educational Technology Beyond Content / Eds. B. Hokanson [et al.]. Springer, Cham, 2020. – P. 165-175.
45. Code J. Agency for Learning: Intention, Motivation, Self-Efficacy and Self-Regulation // Frontiers in Education. – 2020. – Vol. 5. – № 19.
46. Crespo R. F. Happiness Economics, Eudaimonia and Positive Psychology : From Happiness Economics to Flourishing Economics / R. F. Crespo, B. Mesurado // Journal of Happiness Studies. – 2015. – V. 16. – Is. 4. – Р. 931–946.
47. Diener E., Diener C. Most people are happy // Psychological Science. –1996. – № 7. – P. 181-185.
48. Hammar Ch.E., Rosander M., Forslund F.K. An educational intervention to increase efficacy and interdependence in group work // Education Quarterly Reviews. – 2019. – Vol. 2. – № 2. – P. 435–447.
49. Ryff C. D., Keyes C. L. The Structure of Psychological Well-Being Revisited // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – Vol. 69. – P. 719.
50. Zamfir A.‐M., Mocanu C. Perceived Academic Self‐Efficacy among Romanian Upper Secondary Education Students // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – Vol. 17. – № 13. – 17 p.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты