Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность страны
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность страны»
по дисциплине: «Международная инвестиционная деятельность»
2021
45.00 BYN
Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность страны
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Международная инвестиционная деятельность
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы формирования инвестиционного климата страны и инвестиционной привлекательности страны
1.1 Понятие инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности страны
1.2 Критерии оценки инвестиционного климата
2 Особенности инвестиционного климата и привлечения иностранных инвестиций в странах с рыночным механизмом хозяйствования
3 Инвестиционный климат Республики Беларусь
3.1 Оценка инвестиционного климата Республики Беларусь
3.2 Привлечение иностранных инвестиций
3.3 Участие Беларуси в интеграционных процессах (на примере: Россия и Беларусь)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономическое развитие Республики Беларусь, повышение её конкурентоспособности на мировой арене невозможно без проведения эффективной государственной инвестиционной политики, направленной на повышение уровня инвестиционной привлекательности самой страны, экономических видов деятельности, регионов и отдельных организаций. Существующие различия в уровне социально-экономического развития белорусских областей и городов диктуют необходимость проведения теоретических и практических исследований в этой области с целью формирования эффективной государственной инвестиционной политики.
Иностранные инвестиции играют роль сильного катализатора в стимулировании инвестиционного процесса в стране. Инвесторы охотнее будут вкладывать свой капитал в экономику того государства, где минимальны риски инвестирования и сложился достаточно высокий инвестиционный потенциал. Принимая во внимание этот факт, необходимо исследовать процесс формирования и оценки инвестиционного климата, что возможно при эффективном управлении инвестиционным процессом.
Согласно Программе деятельности правительства Республики Беларусь на 2016–2020 гг., белорусское правительство несколько изменило уже привычные стратегические приоритеты – экспорт, жилье, продовольствие, на новые драйверы экономического роста – занятость, экспорт и инвестиции.
Несмотря на повышенный интерес к вопросам формирования эффективного инвестиционного климата, существуют проблемы, которые требуют тщательного изучения. В силу быстрого, постоянного мирового экономического развития необходимо создание и совершенствование методик оценки инвестиционной привлекательности регионов Республики Беларусь. К малоизученным вопросам формирования инвестиционного климата можно отнести следующие: отсутствие действующей методики оценки и обоснования выбора факторов, определяющих инвестиционную привлекательность.
Все вышеперечисленное обуславливает актуальность темы работы, которая заключается в формировании модели оценки инвестиционной привлекательности Республики Беларусь. Работа выполнялась на основе результатов предшествующих исследований отечественных и зарубежных ученых в этой области.
Объектом работы является инвестиционный климат и привлекательность страны, предметом – инвестиционная политика Республики Беларусь.
Целью исследования является комплексное исследование инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности страны.
1 Теоретические основы формирования инвестиционного климата страны и инвестиционной привлекательности страны
1.1 Понятие инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности страны
Понятие «инвестиционный климат» традиционно используется в экономике для анализа условий использования инвестиций. Так, инвестиционный климат показывает степень привлекательности страны (региона) для инвестора. Для того, чтобы обеспечить приток инвестиций в страну, необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, который является одним из основных факторов общеэкономической ситуации государства. Формирование благоприятного инвестиционного климата тесно связано с конкурентоспособностью государства на мировой арене. Все процессы в мире держатся на таком понятии, как «конкуренция», без которой не бывает прогресса [13, с. 165].
Существуют различные трактовки термина «инвестиционный климат».
Так, А.Г. Грязнова определяет инвестиционный климат как совокупность сложившихся в стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала [6, c. 223].
В.Ф. Максимова определяет инвестиционный климат как совокупность политических и экономических условий, которые формируются в стране для вложений временно свободных денежных средств в целях получения дохода в будущем [18, c. 160].
Т.В. Теплова указывает, что инвестиционный климат – комплекс факторов, характерных для данной страны и определяющих возможности и стимулы хозяйствующих субъектов к активизации и расширению масштабов деятельности путем осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активному участию в глобальной конкуренции [25, c. 91].
Инвестиционный климат – совокупность нормативно-правовых, социальных, экономических и экологических условий, определяющих тип и динамику воспроизводственного процесса в регионе, обеспечивающих надежность возврата и эффективность вкладываемых средств, как указывает в своем исследовании Л.В. Ковалева [13, c. 114].
Ю.К. Зайцев отмечает, что инвестиционный климат – это особая подсистема в институциональной системе национальной экономики, призванная создать предпосылки для наилучшего использования общественно-экономических отношений в развитии и научно-техническом обновлении производительных сил общества через активную инвестиционную деятельность [8, c. 73].
2 Особенности инвестиционного климата и привлечения иностранных инвестиций в странах с рыночным механизмом хозяйствования
Одним из основных ожидаемых эффектов от членства в ЕС является рост взаимных инвестиций. Общий рынок — это основной канал, по которому реализуются преимущества от членства для экономики. Общие правила инвестиционной деятельности, падение барьеров и ограничений являются факторами, которые благоприятствуют инвестиционным потокам между странами. Либерализация движения товаров, капитала и рабочей силы должна дать в результате больше прямых инвестиций, как инвестирование новых сфер деятельности, так и посредством приобретения, объединения и реинвестирования прибыли.
Одними из важных аспектов функционирования Евросоюза являются вопросы, связанные с инвестиционной деятельностью, как в странах ЕС, так и у их соседей и экономических партнеров. С одной стороны, странами Еврозоны накоплен большой позитивный опыт инвестиционной деятельности, который однозначно следует перенять (т.е. осуществить benchmarking). С другой стороны, основы инвестиционной деятельности в Евросоюзе очень важно изучать и анализировать по причине того, что странам — соседям и экономическим партнерам ЕС крайне важно привлечь зарубежные инвестиции (как прямые, так и финансовые) для развития своих экономик.
Сущностью прямых зарубежных инвестиций является передача «неосязаемых активов», характерных для какого-нибудь производства или фирмы, как технологии и менеджмент. По этой причине ПЗИ должны быть рассматриваемы скорее как микроэкономическое явление, чем макроэкономическое.
Как показывает опыт новых членов Евросоюза (Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чешская Республика, Эстония, Хорватия), конечными получателями средств структурных фондов ЕС являются как государственные учреждения, так и предприниматели.
Ведущими стратегиями прямого иностранного инвестирования (ПИИ) в мире являются: слияния и поглощения (М&А) уже существующих компаний (brownfield) и строительство новых предприятий (greenfield). Соотношение объемов инвестирования между двумя этими стратегиями меняется в зависимости от фазы экономического цикла. В периоды экономических подъемов возрастает доля слияний и поглощений, а в периоды спадов – растет доля вложений в новые проекты. Поступления инвестиций в государства G20 увеличились на 21%, но внутри группы наблюдались существенные расхождения: развитые страны (члены ОЭСР) зафиксировали увеличение на 48%, а развивающиеся — сокращение на 21% из-за снижения потока инвестиций в Китай.
3 Инвестиционный климат Республики Беларусь
3.1 Оценка инвестиционного климата Республики Беларусь
Государственная инвестиционная политика в стране направлена на поэтапное формирование благоприятного инвестиционного климата в целях привлечения иностранных инвестиций.
Республика Беларусь согласно данным Всемирного банка на протяжении последних лет сохраняет лидирующие позиции по общему количеству проведенных реформ, направленных на улучшение делового климата. В рейтинге Doing Business 2019 республика находится на 37-й позиции среди 190 стран. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в январе 2018 года улучшила позицию Беларуси в классификации страновых рисков и перевела страну из 7-й в 6-ю категорию.
Рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Беларуси по обязательствам в иностранной валюте до уровня «B» (прогноз стабильный), Moody's Investors Service повысило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Беларуси до уровня «B3» (прогноз стабильный), Fitch Ratings повысило долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Беларуси по обязательствам в иностранной и национальной валюте до уровня «B» (прогноз стабильный). Оценки международных рейтинговых агентств свидетельствуют об укреплении финансовой репутации Республики Беларусь. В индексе восприятия коррупции Transparency International за 2018 год Беларусь заняла 70-е место среди 180 стран. С учетом лучшего мирового опыта в республике сформирована база нормативных правовых актов, регулирующих осуществление инвестиций.
Базовыми законами, определяющими инвестиционную политику Республики Беларусь, являются Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях», Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 63-З «О концессиях», Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 345-З «О государственно-частном партнерстве», Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З «О свободных экономических зонах».
Сформирован ряд специальных преференциальных режимов, соответствующих передовой мировой практике и включающих в себя освобождение либо существенное снижение ставок налогов и пошлин, ускорение и упрощение различных административных процедур. Предусмотренные национальным законодательством ограничительные меры при осуществлении хозяйственной деятельности не являются барьером для осуществления инвестиций и представляют лишь недискриминационные меры реагирования, направленные на обеспечение национальной безопасности, сохранение и приумножение историко- культурного наследия страны, предотвращение отрицательного влияния на окружающую среду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвестиционный климат – понятие емкое и сложное. Рассматривать его нужно на многоуровневой основе. Проведенный анализ трактовок показал, что единое понятие инвестиционного климата отсутствует. Но, вместе с тем, можно вывести общее и более полное определение, опираясь на определения ученых. Таким образом, инвестиционный климат – это совокупность социальных, организационных, культурных, экономических, политических, нормативно-правовых, экологических и географических факторов (условий, предпосылок), определяющих возможность зарубежных или отечественных инвесторов вкладывать средства в экономику страны (региона), минуя возможные риски.
Инвестиционный климат базируется на инвестиционной активности региона (интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал) и на инвестиционной привлекательности (совокупность различных объективных признаков, средств, возможностей и ограничений, обусловливающих интенсивность инвестиций в основной капитал региона). Инвестиционная привлекательность в свою очередь определяется совокупностью групп факторов, которые формируют инвестиционный потенциал и инвестиционные риски.
Инвестиционная сфера требует создания определенных условий для успешного осуществления инвестиционного процесса. Поэтому особое внимание стоит уделять факторам, которые образуют инвестиционный климат государства (региона). Все факторы, влияющие на формирование инвестиционного климата, можно разделить на следующие группы: экономические, политические, социальные, экологические и географические.
Выделяют следующие подходы к оценке инвестиционного климата государства: «суженный», рисковый, многофакторный и подход, основанный на определении интенсивности инвестиционной деятельности.
«Суженный» подход базируется на оценке совокупности макроэкономических показателей. Данный подход используется при составлении кредитных рейтингов.
Рисковый подход основывается на том, что его сторонники рассматривают инвестиционный климат как инвестиционный потенциал региона и состояние возможных инвестиционных рисков. Многофакторный («расширенный») подход основывается на оценке совокупности факторов, влияющих на инвестиционный климат.
Также в последнее время выделяют еще один подход к оценке инвестиционного климата страны, который основывается на определении интенсивности инвестиционной деятельности, которая реализуется через инвестиционную активность.
Существует несколько различных подходов (методик), которые показывают, что в одном и том же регионе могут быть разные оценки инвестиционной среды. Этот факт существенно влияет на инвестиционные решения потенциальных инвесторов. Поэтому важно совершенствовать и унифицировать методы оценки инвестиционной среды с учетом всех обстоятельств, которые так или иначе влияют на активную инвестиционную привлекательность страны.
1 Бочаров, В. В. Инвестиционный менеджмент: учебное пособие / В.В. Бочаров. – СПб: Питер, 2015. – 310 с.
2 Розенберг, Д. М. Бизнес и менеджмент: Терминолог. слов. / Д.М. Розенберг М.: Инфра-М, 2017. – 211 с.
3 Бусыгин, Ю.Н. Финансирование и кредитование инвестиций / Ю.Н. Бусыгин. – Минск: Изд-во МИУ, 2016. – 184 с.
4 Ведение Бизнеса в Беларуси 2019 (by Revera) / Национальное агентство инвестиций и приватизации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://investinbelarus.by/docs/Revera%20DB%202015.pdf.
5 Государственное регулирование инвестиционной деятельности [Электронный ресурс] // Инвестиции и инвестиционный процесс / nedvigovka.ru: все о недвижимости. – Режим доступа: http://nedvigovka.ru/biblioteka/is8/4_5.htm.
6 Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л. и др.. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, М.Л. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2012. – 496 с.
7 Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» – Режим доступа: https://etalonline.by.
8 Зайцев, Ю. К. Инвестиционный климат : учебное пособие для вузов / Ю. К. Зайцев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 123 с.
9 Инвестиции, вопросы и ответы / UFADENGI.RU. Уфимская аналитика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ufadengi.ru/ru/economics/123-invest.html.
10 Инвестиционный климат Республики Беларусь / Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/investors.
11 Инвестиционный климат Республики Беларусь и стратегия привлечения иностранных инвестиций: пособие / 41 Г.А. Шмарловская, Е.Н. Петрушкевич. – Минск: Дикта, Минсанта, 2012. – 159с.
12 Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 22 июня 2001 г., № 37–3: Принят Палатой представителей Респ. Беларусь 30 мая 2001 г.: Одобр. Советом Респ. Беларусь 8 июня2001 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://etalonline.by.
13 Ковалева, Л. В. Инвестиционная региональная политика : учебное пособие для вузов / Л. В. Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 317 с.
14 Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (заключена в г. Сеуле 11 октября 1985 г.; вступила в силу для Республики Беларусь 3 декабря 1992 г.) – ред. от 30 июля 2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Версия 4000.00.30 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://etalonline.by.
15 Корбут, Н.П. Бюджетная политика: преемственность сохраняется. / Н.П. Корбут // Экономика Беларуси. – 2015. - № 1. – с. 15-18
16 Кунцман, М.В. Макроэкономика: курс лекций / М.В. Кунцман. – М.: МАДИ, 2015. – 104 с.
17 Мальцева, Ю.Н. Инвестиции: конспект лекций / Ю.Н. Мальцева - Москва: Инфра-М, 2015. - 219 с.
18 Микроэкономика : учебник для академического бакалавриата / В. Ф. Максимова [и др.] ; под общей редакцией В. Ф. Максимовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 325 с.
19 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): Кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 г. № 71-З (ред. от 30.12. 2014 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://etalonline.by.
20 Направления инвестиционной деятельности [Электронный ресурс] / Информационно-образовательный портал Ханадеевой Е.А. – Режим доступа: http://www.hanadeeva.ru/interesno/napravlenia_invest_deat/index.html.
21 Национальный банк Республики Беларусь. Платежный баланс. Статистика. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbrb.by /publications/BalPay/BalPay2015_3.pdf.
22 Официальный сайт министерства статистики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.statistika.by.
23 Официальный сайт министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.by.
24 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/investitsii-i-stroitelstvo.
25 Теплова, Т. В. Инвестиции в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Т. В. Теплова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.
26 Doing Business 2019. Going Beyond Efficiency // World Bank Group / Doing Business. Measuring Business Regulations [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2015.
27 Investment statistics and trends [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctad.org/topic/investment/investment-statistics-and-trends.
28 Schwarzenberger, G. Foreign Investment and International law / G. Schwarzenberger. — London, 1969.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты