Содержание, формы и методы по развитию познавательных интересов у учащихся на уроках ДП
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Содержание, формы и методы по развитию познавательных интересов у учащихся на уроках ДП»
по дисциплине: «Методика допризывной подготовки»
2021
45.00 BYN
Содержание, формы и методы по развитию познавательных интересов у учащихся на уроках ДП
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика допризывной подготовки
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Методика Э.А. Барановой, К. Н. Волкова, Г. Н. Казанцевой, В. С. Юркевич «Диагностика уровня развития познавательных интересов».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
1.1 Понятие и характеристика познавательных интересов
1.2 Формы, методы и этапы развития познавательного интереса
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ
2.1 Анализ форм и методов по развитию познавательного интереса учащихся
2.2 Диагностика уровня развития познавательного интереса учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире от человека требуется не только владение знаниями, но и, прежде всего, способность самим получать эти знания и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
В современном образовании проблема формирования и развития познавательного интереса у школьников является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно только благодаря его активности и интересу, что в свою очередь способствует формированию самостоятельность и инициативность.
В научной литературе понятие «познавательный интерес» встречается в разных интерпретациях и толкованиях. У каждого автора свой подход к определению структуры познавательного интереса.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что формирование познавательного интереса у школьников очень актуально для построения учебного процесса, так как школе необходимо прививать ученику стремление постоянно пополнять свои знания помощь в самообразовании, продвижение мотивов, расширение их общего и особого кругозора. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету в процессе познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Проблема познавательного интереса является необходимым компонентом развития таких проблем, как улучшение организации урока, написание учебных пособий, развитие самостоятельности учащихся, повышение квалификации учителей и развитие мышления учащихся.
Объект исследования – процесс развития познавательного интереса у учащихся старшего школьного возраста.
Предмет исследования – развитие познавательных интересов у учащихся на уроках допризывной подготовки.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
1.1 Понятие и характеристика познавательных интересов
Проблема развития познавательных интересов учащихся давно занимает у учителей лидирующую позицию. Еще в Древней Греции Сократ учил своих учеников выискивать истину и мыслить логически. Жан-Жак Руссо создавал такие условия для обучения, которые побуждали учеников к познавательной деятельности так, чтобы каждый смог найти ответ на вопрос, рассуждая нестандартно.
Песталоцци и другие педагоги придерживались принципа самостоятельного обучения, то есть, чтобы ученик получал не только готовые знания, но и самостоятельно добывал их. Более широкое рассмотрение этой проблемы произошло в педагогике XX века.
Прежде чем разбираться в таком понятии как «познавательный интерес», следует раскрыть два ключевых определения, из которых оно состоит, а именно «познание» и «интерес».
Определение «познание» можно рассматривать в нескольких видах:
- способность к умственному восприятию и переработке внешней информации;
- творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире;
- процесс получения и обновления знаний, деятельность людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающий воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире [13].
Ю.Б. Зотов определяет познание как активную деятельность индивида, носящую творческий и интеллектуальный характер, необходимую для развития и становления человека как личности, которая способна воспринимать и перерабатывать информацию из окружающего мира [4].
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ
2.1 Анализ форм и методов по развитию познавательного интереса учащихся
Целью учебного предмета «Допризывная подготовка» является патриотическое воспитание учащихся, формирование у обучаемых знаний и умений, необходимых для защиты суверенитета Республики Беларусь, а также морально-психологической готовности юношей к военной службе.
Задачами изучения допризывной подготовки являются:
- образовательная – получение основных общих и специальных знаний, включающих в себя основы военного дела, знание конституционной обязанности граждан по защите Республики Беларусь, ознакомление с историей и современным состоянием Вооруженных Сил Республики Беларусь, формирование представления о героизме и мужестве белорусского народа в деле защиты Отечества, знание основ оказания первой помощи;
- развивающая – развитие дисциплинированности, ответственности, стойкости, познавательных интересов учащихся;
- воспитательная – воспитание у учащихся патриотизма, нравственности, духовности, гуманности, коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения, чувства личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь.
Содержание обучения направлено на формирование у обучаемых высоких морально-психологических качеств, подготовку учащихся к выполнению долга по защите Отечества, развитие у них навыков поведения и действий в соответствии с требованиями общевоинских уставов [18].
Содержание предмета реализовано на основе деятельностного, личностно ориентированного, культурологического и компетентностного подходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, интерес – активная деятельность человека, направленная на изучение и познание не только самого себя, но и окружающего мира, способствующая более высокому уровню развития целостной личности индивида. Своеобразие познавательного интереса заключается в стремлении углубляться в суть изучаемого предмета, в стремлении искать и выделять существенные признаки предмета, в стремлении искать решение познавательных задач при помощи поисковой и творческой деятельности.
Основные характеристики познавательного интереса можно обозначить следующим образом: он имеет волевую направленность; является одним из важнейших мотивов учения; при правильной педагогической и методической организации деятельности, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может стать устойчивой чертой личности ребенка; выступает как мощное средство познания.
Выделяют четыре основных этапа формирования и развития познавательной активности и интересов непосредственно при работе на уроке: подготовительный этап, самостоятельная деятельность учащихся на уроке, итогово-обобщающий этап и заключительный этап. Эффективными методами развития познавательного интереса учащихся являются: это анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизнедеятельности выдающихся ученых и общественных деятелей, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод анализа жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха и др.
1. Бершадский, М. Е., Бершадская, Е. А. Метод интеллект-карт как инструмент личностного развития [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа : psihdocs.ru/posobie-hrestomatiya-dlya-uchitelya.html/
2. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя [Текст] / В.Б. Бондаревский – М.; Просвещение, 2005. – 280 с.
3. Дерябин, В.С. Чувства, влечения, эмоции. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций [Текст]/ В.С. Аркин; под ред. О.Н. Забродина – М.: ЛКИ, 2010. – 224 с.
4. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока [Текст]: кн. для учителя / Ю.Б. Зотов; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
5. Ковалев, А.Г. К проблеме мотивов [Текст] / А.Г. Ковалев // Психологический журнал. – 1981. – № 1. – С. 37.
6. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2002. – 368 с.
7. Кувалдина, Е.А. Роль семьи в развитии познавательных интересов школьника [Текст] / Е.А. Кувалдина // Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития. – Киров, 2004. – С. 118-119.
8. Литранович, Ж. Т. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий [Текст] / Ж. Т. Литранович, В. Д. Землянова // Педагогический альманах. – 2002. – № 1. – С. 94-99.
9. Меньшикова, Е. А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса [Текст] / Е. А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. – 2008. – №3. – С.16-20.
10. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова. – М.: Просвещение, 1997. – 95 с.
11. Ненахова, Е.В. Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы [Текст] / Е.В. Ненахова // Наука и школа. – 2014. – № 2. – С. 207-211.
12. Павлов, И.П. Мозг и психика [Текст] / И.П. Павлов – М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. – 360 с.
13. Пастушкова, М. А. Формирование познавательных интересов учащихся начальной школы как необходимое условие повышения качества образования [Текст] / М. А. Пастушкова // Инновационные технологии в образовании: международная научно-практическая конференция. – Пенза: ПГУ, изд-во «Приволжский дом знаний», 2008. – С. 125-127.
14. Пологрудова, И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе [Текст] / И. С. Пологрудова // Молодой ученый. – 2012. – №4. – С. 366-367.
15. Редченко, И.М. Познавательный интерес как средство активизации познавательной деятельности [Текст] / И.М. Редченко, О.В. Ивасева // Наука и знание: векторы развития конкурентоспособности общества, науки и бизнеса. Материалы XVII международной научно-практической конференции / Под общей редакцией В.В. Пономарева, Т.А. Куткович. – 2015. – С. 211-217.
16. Сапронов, И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника [Текст] / И. А. Сапронов // ЗПУ. – 2008. – №3. – С.185-188.
17. Телеева, Е.В Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. заведений / Е.В. Телеева, Л.П. Качалова, Д.В. Качалов. – Шадринск: ШГПИ, 2003. – 220 с.
18. Учебная программа по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» для ХІ класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск, 2017. – 11 с.
19. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Шукина - М.: Педагогика, 2008. – 209 с.
20. Эффективный педагогический опыт : от теории к практике: респ. конференция (Минск, 19 ноября 2019 г.) / М-во образования Респ. Беларусь, ГУО «Акад. последиплом. образования», ОО «Белорус. пед. о-во». – Минск : АПО, 2019. –1609 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Методика Э.А. Барановой, К. Н. Волкова, Г. Н. Казанцевой, В. С. Юркевич «Диагностика уровня развития познавательных интересов».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты