ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
1.1 Понятие и характеристика познавательных интересов
1.2 Формы, методы и этапы развития познавательного интереса
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ
2.1 Анализ форм и методов по развитию познавательного интереса учащихся
2.2 Диагностика уровня развития познавательного интереса учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире от человека требуется не только владение знаниями, но и, прежде всего, способность самим получать эти знания и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
В современном образовании проблема формирования и развития познавательного интереса у школьников является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно только благодаря его активности и интересу, что в свою очередь способствует формированию самостоятельность и инициативность.
В научной литературе понятие «познавательный интерес» встречается в разных интерпретациях и толкованиях. У каждого автора свой подход к определению структуры познавательного интереса.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что формирование познавательного интереса у школьников очень актуально для построения учебного процесса, так как школе необходимо прививать ученику стремление постоянно пополнять свои знания помощь в самообразовании, продвижение мотивов, расширение их общего и особого кругозора. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету в процессе познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Проблема познавательного интереса является необходимым компонентом развития таких проблем, как улучшение организации урока, написание учебных пособий, развитие самостоятельности учащихся, повышение квалификации учителей и развитие мышления учащихся.
Объект исследования – процесс развития познавательного интереса у учащихся старшего школьного возраста.
Предмет исследования – развитие познавательных интересов у учащихся на уроках допризывной подготовки.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
1.1 Понятие и характеристика познавательных интересов
Проблема развития познавательных интересов учащихся давно занимает у учителей лидирующую позицию. Еще в Древней Греции Сократ учил своих учеников выискивать истину и мыслить логически. Жан-Жак Руссо создавал такие условия для обучения, которые побуждали учеников к познавательной деятельности так, чтобы каждый смог найти ответ на вопрос, рассуждая нестандартно.
Песталоцци и другие педагоги придерживались принципа самостоятельного обучения, то есть, чтобы ученик получал не только готовые знания, но и самостоятельно добывал их. Более широкое рассмотрение этой проблемы произошло в педагогике XX века.
Прежде чем разбираться в таком понятии как «познавательный интерес», следует раскрыть два ключевых определения, из которых оно состоит, а именно «познание» и «интерес».
Определение «познание» можно рассматривать в нескольких видах:
- способность к умственному восприятию и переработке внешней информации;
- творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире;
- процесс получения и обновления знаний, деятельность людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающий воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире [13].
Ю.Б. Зотов определяет познание как активную деятельность индивида, носящую творческий и интеллектуальный характер, необходимую для развития и становления человека как личности, которая способна воспринимать и перерабатывать информацию из окружающего мира [4].
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ
2.1 Анализ форм и методов по развитию познавательного интереса учащихся
Целью учебного предмета «Допризывная подготовка» является патриотическое воспитание учащихся, формирование у обучаемых знаний и умений, необходимых для защиты суверенитета Республики Беларусь, а также морально-психологической готовности юношей к военной службе.
Задачами изучения допризывной подготовки являются:
- образовательная – получение основных общих и специальных знаний, включающих в себя основы военного дела, знание конституционной обязанности граждан по защите Республики Беларусь, ознакомление с историей и современным состоянием Вооруженных Сил Республики Беларусь, формирование представления о героизме и мужестве белорусского народа в деле защиты Отечества, знание основ оказания первой помощи;
- развивающая – развитие дисциплинированности, ответственности, стойкости, познавательных интересов учащихся;
- воспитательная – воспитание у учащихся патриотизма, нравственности, духовности, гуманности, коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения, чувства личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь.
Содержание обучения направлено на формирование у обучаемых высоких морально-психологических качеств, подготовку учащихся к выполнению долга по защите Отечества, развитие у них навыков поведения и действий в соответствии с требованиями общевоинских уставов [18].
Содержание предмета реализовано на основе деятельностного, личностно ориентированного, культурологического и компетентностного подходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, интерес – активная деятельность человека, направленная на изучение и познание не только самого себя, но и окружающего мира, способствующая более высокому уровню развития целостной личности индивида. Своеобразие познавательного интереса заключается в стремлении углубляться в суть изучаемого предмета, в стремлении искать и выделять существенные признаки предмета, в стремлении искать решение познавательных задач при помощи поисковой и творческой деятельности.
Основные характеристики познавательного интереса можно обозначить следующим образом: он имеет волевую направленность; является одним из важнейших мотивов учения; при правильной педагогической и методической организации деятельности, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может стать устойчивой чертой личности ребенка; выступает как мощное средство познания.
Выделяют четыре основных этапа формирования и развития познавательной активности и интересов непосредственно при работе на уроке: подготовительный этап, самостоятельная деятельность учащихся на уроке, итогово-обобщающий этап и заключительный этап. Эффективными методами развития познавательного интереса учащихся являются: это анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизнедеятельности выдающихся ученых и общественных деятелей, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод анализа жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха и др.
1. Бершадский, М. Е., Бершадская, Е. А. Метод интеллект-карт как инструмент личностного развития [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа : psihdocs.ru/posobie-hrestomatiya-dlya-uchitelya.html/
2. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя [Текст] / В.Б. Бондаревский – М.; Просвещение, 2005. – 280 с.
3. Дерябин, В.С. Чувства, влечения, эмоции. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций [Текст]/ В.С. Аркин; под ред. О.Н. Забродина – М.: ЛКИ, 2010. – 224 с.
4. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока [Текст]: кн. для учителя / Ю.Б. Зотов; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
5. Ковалев, А.Г. К проблеме мотивов [Текст] / А.Г. Ковалев // Психологический журнал. – 1981. – № 1. – С. 37.
6. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2002. – 368 с.
7. Кувалдина, Е.А. Роль семьи в развитии познавательных интересов школьника [Текст] / Е.А. Кувалдина // Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития. – Киров, 2004. – С. 118-119.
8. Литранович, Ж. Т. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий [Текст] / Ж. Т. Литранович, В. Д. Землянова // Педагогический альманах. – 2002. – № 1. – С. 94-99.
9. Меньшикова, Е. А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса [Текст] / Е. А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. – 2008. – №3. – С.16-20.
10. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова. – М.: Просвещение, 1997. – 95 с.
11. Ненахова, Е.В. Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы [Текст] / Е.В. Ненахова // Наука и школа. – 2014. – № 2. – С. 207-211.
12. Павлов, И.П. Мозг и психика [Текст] / И.П. Павлов – М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. – 360 с.
13. Пастушкова, М. А. Формирование познавательных интересов учащихся начальной школы как необходимое условие повышения качества образования [Текст] / М. А. Пастушкова // Инновационные технологии в образовании: международная научно-практическая конференция. – Пенза: ПГУ, изд-во «Приволжский дом знаний», 2008. – С. 125-127.
14. Пологрудова, И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе [Текст] / И. С. Пологрудова // Молодой ученый. – 2012. – №4. – С. 366-367.
15. Редченко, И.М. Познавательный интерес как средство активизации познавательной деятельности [Текст] / И.М. Редченко, О.В. Ивасева // Наука и знание: векторы развития конкурентоспособности общества, науки и бизнеса. Материалы XVII международной научно-практической конференции / Под общей редакцией В.В. Пономарева, Т.А. Куткович. – 2015. – С. 211-217.
16. Сапронов, И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника [Текст] / И. А. Сапронов // ЗПУ. – 2008. – №3. – С.185-188.
17. Телеева, Е.В Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. заведений / Е.В. Телеева, Л.П. Качалова, Д.В. Качалов. – Шадринск: ШГПИ, 2003. – 220 с.
18. Учебная программа по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» для ХІ класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск, 2017. – 11 с.
19. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Шукина - М.: Педагогика, 2008. – 209 с.
20. Эффективный педагогический опыт : от теории к практике: респ. конференция (Минск, 19 ноября 2019 г.) / М-во образования Респ. Беларусь, ГУО «Акад. последиплом. образования», ОО «Белорус. пед. о-во». – Минск : АПО, 2019. –1609 с.