Удаленная работа и порядок ее оформления в Республике Беларусь
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Удаленная работа и порядок ее оформления в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Документоведение»
2021
45.00 BYN
Удаленная работа и порядок ее оформления в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Документоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Согласно нормам части первой статьи 67 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» (далее — Закон) [1] нормативные правовые акты имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, если действие нормативных правовых актов в пространстве не ограничено этими нормативными правовыми актами.
Приведённые нормы означают, что трудовые отношения, возникшие на территории Республики Беларусь, осуществляются также на её территории, за исключением случаев направления в служебную командировку либо на работу в учреждения Республики Беларусь за границей (в дипломатические, торговые и постоянные представительства, консульские учреждения и другие).
В отношении дистанционной работы Трудовым кодексом не устанавливается требование о выполнении работником работы или его пребывании во время работы в определённом месте. Работник и наниматель контактируют с помощью информационно-коммуникационных технологий в порядке, о котором они договорились в трудовом договоре. Исключение составляет лишь случай заключения трудового договора, при котором требуется обязательное личное присутствие работника.
Вместе с тем необходимо понимать, что с учётом статьи 3 Трудового кодекса и статьи 67 Закона правовая защита работника может быть обеспечена законодательством Республики Беларусь непосредственно на территории Республики Беларусь».
В условиях ухудшающейся эпидемиологической ситуации применение профилактических мер, направленных на предотвращение распространения вируса, является необходимым условием при работе в офисе как для работника, так и для нанимателя. При этом необходимо отметить, что Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК) закрепляет обязанность нанимателя обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, соблюдать установленные нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, требования по охране труда, а при отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе в технических нормативных правовых актах, требований по охране труда принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности (ст. 55). Т.е. это общее правило, которое имело место и ранее.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ
В результате исследования было изучено правовое регулирование дистанционной занятости в Республике Беларусь, проведено сравнительно-правовое исследование регулирования дистанционной занятости в Российской Федерации. Были изучены основные ошибки, допускаемые нанимателями при переводе работников на дистанционный труд. Выработаны рекомендации по содержанию трудовых договоров, а также дополнительных соглашений к ним, заключаемых с работниками, осуществляющими работу за пределами зоны пребывания нанимателя с применением ИКТ для исполнения своей деятельности и реализации взаимодействия с нанимателем.
Исторически зарождение обычной формы занятости возникло еще в конце XIX в. в обстоятельствах стремительно формирующейся индустриализации. После получения образования большая часть обученных устраивались на работу и трудились у одного и того же нанимателя вплоть до достижения собственного пенсионного возраста. Свое нормативное правовое регулирование стандартная занятость получила посредством деятельности Международной организации труда и профессиональных союзов, ведущих коллективные переговоры с государством и нанимателями, следствием чего стало появление трудового законодательства, а также концепции социальной защиты нанятых сотрудников.
Отступление от существовавших ранее условий занятости связывают со случившимися в конце ХХ в. производственно-финансовыми преобразованиями. К примеру, отдельные экономисты напрямую связывают нефтяные кризисы 80-х гг. ХХ в., принесшие за собой рост безработицы и замедление экономического роста, с возникновением нестандартной занятости народонаселения, а также с последующим отказом от коллективно-договорной общегосударственной регламентации трудовых отношений [6, с. 343].
В процессе снижения роли крупной промышленности вследствие структурных изменений в экономике снижался и спрос на стандартную занятость. Непрерывно растущие в последующем требования нанимателей к рабочим ресурсам, которые в случае необходимости могли бы мобильно перемещаться между трудовыми зонами, а также увеличение сектора услуг, который нуждается в сотрудниках с отличной от установленной законодательством продолжительности рабочего дня в большую или меньшую сторону, неизменно привели к временному характеру занятости и постепенному усилению значимости срочных трудовых договоров.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Удаленный режим работы – это способ организации труда, при котором работник выполняет важнейшие функции, связанные со своей работой, с помощью информационно-коммуникационных технологий, при этом находясь дома.
Данное понятие практически эквивалентно понятию дистанционной работы, которое содержится в норме ст. 307-1 ТК РБ [2]. Так, дистанционной работой считается работа, которую работник выполняет вне места нахождения нанимателя с использованием для выполнения этой работы и осуществления взаимодействия с нанимателем информационно-коммуникационных технологий.
Понятно, что есть такие предприятия, которые в силу специфики выполняемой работы не могут быть переведены на дистанционную работу. Это могут быть работы по обслуживанию склада, кассы и т.п. К примеру, для приема, хранения и выдачи наличных денег организации должны иметь кассу, помещение или место приема, выдачи, хранения наличной иностранной валюты и (или) наличных белорусских рублей, кассовых документов (абз. 4 ч. 1 п. 2 Инструкции о порядках ведения кассовых операций № 117) [3].
Таким образом, невозможно установить удаленную работу, а именно поручить работу на дому или дистанционную работу, работникам, чьи трудовые функции связаны с документами, которые должны храниться только в помещениях нанимателя, связаны с обеспечением конфиденциальности (например, отдельным работникам кадровой службы, бухгалтерии) либо с обслуживанием помещений нанимателя (например, заведующему складом, кассиру и т.п.). Для таких категорий работников должны быть обеспечены максимально безопасные условия, предоставлены средства индивидуальной защиты.
Однако в связи с техническим развитием, их количество постоянно увеличивается. Таким образом, развитие информационно-коммуникационных технологий сделало возможным оставаться дома, при этом выполняя свои трудовые функции.
Согласно методическим рекомендациям по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным Министерством здравоохранения Республики Беларусь, в первую очередь переводу на дистанционную работу подлежат лица из групп риска в соответствии с официальными рекомендациями.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Труд, как решающий фактор развития человека, получает полный простор тогда, когда каждому в соответствии с конституцией, законами и предусмотренными международными обязательствами государством гарантируется правовая защита трудовых прав и законных интересов. Право на труд, несомненно, относится к числу наиболее важных для людей прав. Труд дает возможность человеку самореализоваться, проявить себя. Реализация человеком права на труд осуществляется через трудовые правоотношения. В то же время за свой труд человек получает вознаграждение, которое позволяет реализовать свои потребности.
Дистанционная работа получила закрепление в законодательстве Республики Беларусь в 2020 году еще до наступления пандемии (в отличие от соседней Украины), однако национальное правовое регулирование значительно отстает от государств – членов Европейского союза, где Европейское рамочное соглашение о телеработе было заключено между Европейской комиссией и Европейским объединением профсоюзов и нанимателей еще в 2002 году. Его целями являлись оценка текущего состояния телеработы в странах ЕС, изучение вопросов занятости и условий труда для телеработников, формирование единой политики в данной области не только со стороны непосредственных участников социального партнерства, но и правительств государств-членов.
Европейское рамочное соглашение определяет телеработу как одну из форм организации и/или выполнения на постоянной основе работы с использованием информационных технологий в рамках трудовых правоотношений и вне помещений нанимателя на регулярной основе [1].
Имплементация государствами рассматриваемого рамочного соглашения носила уникальный характер в связи с тем, что впервые в истории европейского трудового права ей не должно было предшествовать принятие соответствующей директивы. Предлагалось напрямую имплементировать положения Европейского рамочного соглашения о телеработе в соответствии с присущей для каждой стран спецификой правового регулирования трудовых отношений и характерной для них практикой управления человеческими ресурсами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, законодательство о труде призвано соответствовать духу времени и нуждается в дальнейшем, более детальном правовом регулировании дистанционного труда. Необходимо принятие специальных норм о режиме рабочего времени дистанционных работников, также предлагается зафиксировать в законодательстве о труде право дистанционных работников не быть круглосуточно на связи с нанимателем, имея при этом законное право не отвечать на его сообщения и звонки в определенные интервалы времени. До вступления данных правовых норм в силу для реализации этих целей может использоваться локальное правовое регулирование трудовых отношений.
С учетом правовой природы дистанционной занятости как института рабочего времени в дополнительном соглашении в виде приложения к трудовому договору при переходе на дистанционный труд необходимо отразить следующие условия:
1) указание на то, что работа будет осуществляться работником дистанционно;
2) условие о режиме рабочего времени и времени отдыха работника или же условие о том, что они будут определяться самим работником;
3) условие об организации и порядке учета нанимателем рабочего времени дистанционного работника, о необходимости предоставления перерывов в течение рабочего дня и об их продолжительности;
4) способы и периодичность рабочих контактов между работником и нанимателем;
5) сроки и порядок обеспечения нанимателем дистанционного работника необходимыми ему для исполнения своих трудовых обязанностей программно-техническими средствами, условие о порядке их использования работником;
6) размер, порядок и сроки выплаты закрепленных за работником компенсаций за использование собственных либо арендованных программно-технических средств и оборудования, средств защиты информации и иных расходов, связанных с выполнением дистанционной работы;
7) условия о порядке обмена между нанимателем и работником электронными документами и результатами выполненной работником дистанционной работы;
8) обязанность нанимателя и способ ознакомления дистанционного работника с установленными требованиями законодательства по охране труда при работе с оборудованием и техническими средствами, которые были предоставлены или рекомендованы самим нанимателем;
9) регулярность, порядок и сроки представления работником отчетов о выполненной им работе.
1. Implementation of the European Framework Agreement on Telework: Report by The European Social Partners? Adopted by the Social Dialogue Committee on 28 June 2006, September 2006 [Electronic resource]. – Mode of access:https://resourcecentre.etuc.org/sites/default/files/202009/Telework%202002_Framework%20Agreement%20-%20EN.pdf.
2. Радевич, Е. Р. Имплементация рамочного соглашения о телеработе в странах Евросоюза / Е. Р. Радевич // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. ст. / Том. гос. ун-т ; под ред. В. М. Лебедева. – Томск, 2013. – С. 124–126.
3. Томашевский, К. Л. Компьютерное надомничество (телеработа) как одна из гибких форм занятости в ХХI в. / К.Л. Томашевский // Трудовое право в России и за рубежом. – 2011. – № 3. – С. 32–35.
4. Алимова, Н. К. Развитие нетипичных видов занятости для устойчивого инновационного развития страны [Электронный ресурс] / Н. К. Алимова // Междунар. электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. – 2011. – № 2. – С. 107–114. – Режим доступа: http://www.yrazvitie.ru/wp-content/uploads/2011/12/8-Alimova.pdf.
5. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.07.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе нанимателя в исключительных случаях: Федер. закон Рос. Федерации, 8 дек. 2020 г., № 407-ФЗ // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». – М., 2020.
7. Скобелев, В. П. О современных проблемах регулирования механизмов защиты трудовых прав / В. П. Скобелев // Трудовое и социальное право. – 2020. – № 2. – С. 41–45.
8. Modifiche ed integrazioni alle leggi 15 marzo 1997, n. 59, e 15 maggio 1997, n. 127, nonche’ norme in materia di formazione del personale dipendente e di lavoro a distanza nelle pubbliche amministrazioni. Disposizioni in materia di edilizia scolastica [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.parlamento.it/parlam/leggi/98191l.htm.
9. Хусяинов, Т. М. Регулирование Интернет-занятости в законодательстве Италии: влияние национального и наднационального права [Электронный ресурс] / Т. М. Хусяинов // Междунар. право. – 2016. – № 1. – Режим доступа: https://e-notabene.ru/wl/article_16321.html.
10. Agreement signed on telework in the public administration [Electronic resource].–Mode of access: http://www.eurofound. europa.eu/eiro/1999/08/feature/it9908344f.htm.
11. Хусяинов, Т. М. Правовое регулирование интернет-занятости в Великобритании: основные этапы формирования национального законодательства / Т. М. Хусяинов // Финансовое право и управление. – 2017. – № 1. – С. 49–56.
12. Лиджиева, Г. Правовое регулирование дистанционного труда в Великобритании / Г. Лиджиева // Сравнительное трудовое право. – 2011. – №5. – С. 1–8.
13. New rules on flexible working come into force [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.eurofound.europa.eu/ publications/article/2003/new-rules-on-flexible-working-come-into-force.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты