Особенности профессионального выгорания и удовлетворенности работой сотрудников железнодорожного транспорта
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности профессионального выгорания и удовлетворенности работой сотрудников железнодорожного транспорта»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности профессионального выгорания и удовлетворенности работой сотрудников железнодорожного транспорта
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Гомельское отделение Белорусской железной дороги, РУП
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы изучения профессионального выгорания и удовлетворенности работой специалистов железнодорожного транспорта
1.1 Проблема профессионального выгорания в психологии
1.2 Понятие удовлетворённости работой
1.3 Психологические особенности профессиональной деятельности специалистов железнодорожного транспорта
2 Эмпирическое исследование степени профессионального выгорания и удовлетворенности работой сотрудников железнодорожного транспорта
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования степени профессионального выгорания и удовлетворенности работой специалистов железнодорожного транспорта
2.3 Психологические рекомендации по профилактике профессионального выгорания специалистов железнодорожного транспорта
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Железнодорожный транспорт – одна из базовых отраслей экономики республики. Являясь одним из важнейших транспортных комплексов страны, в настоящее время он успешно развивается и обеспечивает в Беларуси около 63 % грузооборота всех видов транспорта общего пользования и 33 % пассажирооборота [1] Эффективное функционирование железнодорожного транспорта в республике играет важную роль в создании условий для модернизации производств, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует росту эффективности функционирования других субъектов экономических отношений, созданию условий для появления новых рабочих мест. От состояния и качества работы железнодорожного транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития республики, но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития областей и районов.
Работа на железнодорожном транспорте отличается рядом признаков, которые предъявляют очень высокие требования ко многим психическим свойствам и качествам работника: сменный режим работы с нарушением биоритмов «сон-бодрствование», гиподинамия, шум, вибрация, недостаточный отдых между сменами. Это означает, что не любой человек может работать эффективно и продуктивно в данной профессии, обеспечивать безопасность эксплуатации вверенной техники, жизнь людей, сохранность материальных ценностей. Отсюда одной из важных проблем современной психологии профессиональной деятельности железнодорожников является проблема психологического здоровья сотрудников железнодорожного транспорта, предупреждении профессионального выгорания.
Сегодняшний интерес к феномену профессионального выгорания обусловлен тем негативным влиянием, которое оно оказывает на профессиональную деятельность и особенности поведения работников. Наиболее ярко его последствия ощущаются в профессиях типа «человек-человек», основой которых является взаимодействие с людьми, оказание им услуг и помощи в решении их проблем. Кроме снижения экономических показателей профессиональной деятельности, синдром профессионального выгорания провоцирует нарушения трудовой дисциплины и повышение уровня заболеваемости профессионалов. Попытки компенсировать стрессогенное влияние приводят к злоупотреблению алкоголем, наркотиками и другим подобными веществами, а в отдельных случаях и к суициду.
1 Теоретические основы изучения профессионального выгорания и удовлетворенности работой специалистов железнодорожного транспорта
1.1 Проблема профессионального выгорания в психологии
К изучению профессионального выгорания в психологии сложились различные подходы. В контексте организационного подхода его представители рассматривают причины профессионального выгорания – организационные факторы, детерминанты рабочей среды. Так К. Чернисс определяет выгорание как «процесс, при котором проявляются негативные черты в поведении профессионала, как ответная реакция на стрессовый характер рабочей среды» [2, с 194]. Психолог выделяет следующие организационные факторы выгорания: несоответствие между возможностями и требованиями среды; возникновение непродолжительного эмоционального напряжения, усталости и бессилия; изменение в мотивационной сфере специалиста и его поведении.
Процессуальный подход рассматривает профессиональное выгорание как процесс, состоящий из совокупности последовательных стадий или фаз (Б. Перлман, Е.А. Хартман, Дж. Гринберг). Так, Б. Перлман и Е.А. Хартман описывают развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы: «физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение); аффективно-когнитивные реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация);поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная продуктивность)» [2, с. 199].
Интегративную модель выгорания предложили Т. Кокс и Гриффитс. Авторы полагали, что высокая мотивация, большие притязания, устремления, а также в работу выступают важнейшими факторами профессионального выгорания. Особый вклад в развитие данного феномена вносит сочетание сильнейшей мотивации и негативной рабочей атмосфера [3, с. 29].
В рамках интерперсонального подхода признается первостепенная роль в генезисе профессионального выгорания межличностных взаимоотношений специалиста с субъектами профессиональной деятельности. Здесь широко распространена модель К. Маслач и С. Джексона, которые под профессиональным выгоранием понимают «ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы межличностных контактов на протяжении длительного периода. Данный феномен состоит из трех компонентов:
– эмоционального истощения, проявлением которого является ощущение эмоциональной пустоты и психологической усталости, потеря интереса к жизни, депрессивные тенденции.
2 Эмпирическое исследование степени профессионального выгорания и удовлетворенности работой сотрудников железнодорожного транспорта
2.1 Организация и методы исследования
База исследования: исследование проводилось на базе РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».
Характеристика выборки исследования. В исследовании приняли участие 60 специалистов железнодорожного транспорта в возрасте 27-46 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 30 мужчин и 30 женщин.
Цель работы: изучить профессиональное выгорание и удовлетворенность работой сотрудников железнодорожного транспорта.
Объект исследования – профессиональное выгорание.
Предмет исследования – профессиональное выгорание и удовлетворенность работой сотрудников железнодорожного транспорта.
Методики исследования:
1. Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой и Е.С. Старченковой.
2. Методика «Удовлетворенность работой» В.А. Розанова.
Краткое описание методик исследования.
1. Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой и Е.С. Старченковой.
Цель: определение определения степени определения степени выгорания в профессиях типа «человек - человек» выгорания в профессиях типа «человек - человек».
Шкалы методики: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений». Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Испытуемым предлагается оценить утверждения по 7-балльной шкале. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
Уровень выгорания определяется в соответствии с нормативными значениями. О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания (Приложение А).
Заключение
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что в современной психологии профессиональное выгорание рассматривается как комплексное образование, влияющие на все сферы личности специалиста, его физическое здоровье, успешность его профессиональной деятельности. Под профессиональным выгоранием понимается реакция специалиста на длительные профессиональные стрессы, приводящие к эмоциональному истощению, деперсонализации и неудовлетворённости собой как профессионалом. Симптомы профессионального выгорания выполняют защитную функцию, показывая, что выбранная личностью установка в профессиональной деятельности является непродуктивной, не приносящей удовлетворение. На возникновения профессионального выгорания оказывают влияние различные факторы: организационные, социально-психологические и личностные. Именно личностным факторам принадлежит определяющая роль в возникновении профессионального выгорания, так как они вносят наибольший вклад на его отношение к другим и к себе, активность и поведение в условиях стресса.
Удовлетворенность трудом представляет собой эмоционально-оценочное отношение личности к трудовой деятельности, отражающее модальность переживаний собственной реализации и продуктивности в профессиональной жизни. В структуру удовлетворенности трудом входят: интерес и отношение к работе, удовлетворенность психологическим климатом, удовлетворенность свои социальным статусом, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями и организацией труда. Факторы удовлетворенности трудом можно разделить на: объективные (условия и обстоятельства, связанные с особенностями производственной среды), субъективные (связанные с отражением внешних условий в сознании и психике работника, с его индивидуальными особенностями).
Постоянная интенсивная психоэмоциональная нагрузка требует от специалистов железнодорожного транспорта выносливости, стрессоустойчивости, высокого уровня профессионализма, поскольку связана с повышенным риском и экстремальными условиями работы, где ошибка, медлительность, неправильное действие приводят к тяжелым последствиям. Специфика деятельности специалистов железнодорожного транспорта является предпосылкой к развитию синдрома профессионального выгорания. Из-за сложных условий профессиональной деятельности многие работники железнодорожной отрасли испытывают значительные психические перегрузки, что приводит к повышенной утомляемости, эмоциональному истощению, деперсонализации, снижение профессиональной самооценки.
1 Шорец, Т.В. Формирование системы управления мотивацией труда в условиях инновационного развития железнодорожного транспорта / Т.В. Шорец // Материалы докладов 51-ой Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов: сборник научных материалов. – Витебск: Витебский государственный технологический университет, 2018. – С. 179–181.
2 Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г.С. Никифорова // Психология здоровья. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
3 Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология. – 2010. – Том 6, № 1. – С. 27–39.
4 Овчинников, Ю.В. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, принципы лечения, профилактика / Ю. В. Овчинников, М.В. Палченкова, О.В. Калачев // Военно-медицинский журнал. – 2015. – № 7. – С. 17–24.
5 Салогуб, А.М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых / А.М. Салогуб // Молодой ученый. – 2014. – № 5 (64). – С. 459–461.
6 Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
7 Самоукина, Н.В. Синдром профессионального выгорания / Н.В. Самоукина // Медицинская газета. – 2005. – № 43. – С. 15–23.
8 Циркова, Е.Д. Профилактика профессионального выгорания менеджеров по продажам / Е.Д. Циркова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов. – Москва, 2018. – С. 526–536.
9 Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
10 Юдина, Е.В. К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультантов: экзистенциальный подход / Е.В. Юдина // Педагогика и психология образования. – 2011. – № 2. – С. 109–113
11 Юдчиц, Ю. А. К проблеме профессиональной деформации / Ю.А. Юдчиц // Журнал прикладной психологии. – 2008. – № 2. – С. 17–22.
12 Севастьянова, О.В. Причины и факторы профессионального выгорания / О.В. Севастьянова // Современные технологии управления персоналом: сборник научных трудов. – Симферополь, 2018. – С. 132–134.
13 Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания у работников сферы психического здоровья: автореф. дис. ...канд. мед. наук: / М.М. Скугаревская. – Минск, Бел. гос. мед. университет, 2003. – 22 с.
14 Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Наука, 1996. –154 с.
15 Рудалева, И.А. Факторы удовлетворенности трудом работников организации / И.П. Рудалева, И.А. Кабашева // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 4. – С. 872–876.
16 Бюссинг, А. Мотивация и удовлетворенность. Управление человеческими ресурсами / пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с.
17 Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. – М.: Дело, 1994. – 701 с.
18 Иванова, Т.Ю. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики / Т.Ю. Иванова, Е.И. Рассказова, Е.Н. Осин // Организационная психология. – 2012. – Т. 2, № 3. – С. 2-15.
19 Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
20 Штольберг, Р. Социология труда / под общей ред. А. В. Ермаковой. – М.: Смысл, 2006. – 248 с.
21 Шульц, Д.Я. Психология и работа / под ред. Д.Я. Шульца. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.
22 Малинина, С.Е. Удовлетворенность трудом в коллективе как фактор повышения производительности труда / С.Е. Малинина // Вестник науки и образования. – 2018. – № 5. – С. 60–62.
23 Озерникова, Т.Г. Исследование трудовой мотивации с позиций системного подхода / Т.Г. Озерникова // Известия Байкальского гос. ун-та. – 2002. – № 2. – С. 1–10.
24 Должностная инструкция проводника пассажирского вагона // Охрана труда и промышленная безопасность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-provodnika-passazhirskogo-vagona.
25 Никандрова Н.П. Стрессоустойчивость проводников пассажирских вагонов как фактор безопасности транспортных перевозок // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. – 2019. – № 1 (5). – С. 5-12.
26 Макаричева, Э.В. Личностные предикторы аварийности на железнодорожном транспорте / Э.В. Макаричева, А.Е. Сахарова // Профессиональная медицина. – 2015. – № 5 (90). – C.70–73.
27 Алексеева, Н.П. Психологические аспекты мотивации оперативного персонала железнодорожного транспорта / Н.П. Алексеева, Е.А. Щигорева // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – 2007. – № 18. – С. 275–281.
28 Борисова, Ю.С. К вопросу о социально-психологических проблемах профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта в условиях социальных ограничений / Ю.С. Борисова, О.И. Кашник // Образование в России и актуальные вопросы современной науки. – Чебоксары, 2020. – С. 305–311.
29 Борисова Ю.С. Социально – психологические особенности и проблемы профессиональной деятельности поездных электромехаников / Ю.С. Борисова, А.Н. Воронько, О.И. Кашник // Научные дискуссии о главном: человек и общество. – Новосибирск: СГУПС, 2020. – С. 48–53.
30 Куликова, Е.А. Факторы профессионального выгорания у поездных диспетчеров / Е.А. Куликова // Концепт. – 2020. – № 2. – С. 1-9.
31 Котова, Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие / Е.В. Котова / Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. – 76 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты