Взаимодействие учреждения дошкольного образования с семьей в процессе воспитания у детей бережливого отношения к природным ресурсам
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимодействие учреждения дошкольного образования с семьей в процессе воспитания у детей бережливого отношения к природным ресурсам»
по дисциплине: «Теория и методика дошкольного образования»
2021
45.00 BYN
Взаимодействие учреждения дошкольного образования с семьей в процессе воспитания у детей бережливого отношения к природным ресурсам
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика дошкольного образования
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика Л.П. Симоновой
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Мое отношение к природе» М.М. Ивановой
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты диагностики по методике Л.П. Симоновой
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Результаты диагностики по методике «Мое отношение к природе» М.М. Ивановой
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей в процессе воспитания у детей бережливого отношения к природным ресурсам
1.1 Воспитание у детей бережливого отношения к природным ресурсам как педагогическая проблема исследования
1.2 Воспитание бережливого отношения к природным ресурсам у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей
Глава 2 Экспериментальное исследование по воспитанию у детей бережливого отношения к природным ресурсам в процессе взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей
2.1 Выявление уровня сформированности бережливого отношения к природным ресурсам у детей дошкольного возраста
2.2 Содержание и организация работы по воспитанию бережливого отношения к природным ресурсам у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требуют от людей бережливого отношения к воде, электричеству, теплу, газу, природе в целом. Наши отечественные ресурсы довольно ограничены, и мы должны покупать топливо, газ, энергию, чтобы обеспечить жизнедеятельность страны.
Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» обязывает нас принимать кардинальные меры для обеспечения энергетической безопасности и энергетической независимости республики, по экономии и бережливому использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов во всех сферах производства и в жилищно-коммунальном хозяйстве [16].
Сегодня назрела необходимость в системной, целенаправленной работе по формированию бережливого отношения к природным ресурсам на Земле у молодого поколения, развитию экономической ответственности человека, так как большинство дошкольников не осознают ценности природы Земли, ее значения для будущего планеты и перспектив использования в будущем. Поэтому роль учреждения дошкольного образовательного огромна. Педагог должен помочь воспитанникам сформировать правильное представление о природных ресурсах планеты, системе их использования и последствиях этого использования, воспитать подрастающее поколение в необходимости бережливого и заботливого отношения к общественному достоянию и природным ресурсам.
Воспитание гражданской позиции необходимо начинать с раннего детства. Подрастающее поколение должно осознать, что энергетические ресурсы небезграничны. Решить эту проблему возможно в тесной связи семьи и детского сада. В системе взаимодействия «Ребенок – семья – дошкольное учреждение – социум» для ребенка важен пример взрослых в разумном, бережливом использовании того, что необходимо для повседневной жизни взрослым и детям: вода, электричество, тепло, газ. Данная система работы позволяет выйти на перспективу, цель которой – становление начал ценностных ориентаций ребенка дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитание у детей бережливого отношения к природным ресурсам.
Предмет исследования: воспитание у детей бережливого отношения к природным ресурсам в процессе взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей.
Цель исследования: изучение особенностей воспитания у детей бережливого отношения к природным ресурсам в процессе взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей.
Глава 1 Теоретические аспекты взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей в процессе воспитания у детей бережливого отношения к природным ресурсам
1.1 Воспитание у детей бережливого отношения к природным ресурсам как педагогическая проблема исследования
В теории дошкольной педагогики до настоящего времени воспитание бережливости рассматривалось в связи с исследованием общих вопросов нравственного формирования личности.
Воспитание бережливости длительный процесс. Часто здесь сталкиваются детские «хочу» с родительским «нельзя». И родители должны проявлять твёрдость, такт и терпение. Настоящая бережливость сочетается с добротой и щедростью.
Бережливость – моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности (отношение к собственности). Бережливость обычно противопоставляется расточительности, неоправданной роскоши, бесхозяйственности [6, с. 11].
- бережливость – качество характера человека, которое помогает путём сохранения малого достичь большего [10, с. 15].
- бережливость – экономность, расчётливость [6, с. 11].
- бережливость – это внутренний сторож человеческого достоинства [6, с. 12].
- бережливость – это понимание достаточности необходимого и избыточности роскошного [6, с. 14].
- бережливость – это уважение человека не только к собственному имуществу и внутреннему миру, но и к имуществу и внутреннему миру окружающих [6, с. 13].
- бережливость – это умение разумно распоряжаться своим имуществом и своими душевными силами [10, с. 14].
Морально-этическая сущность бережливости заключается в том, что это моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности [4].
Из определения бережливости выделяют детерминирующий компонент ее структуры – бережливое отношение к общественной собственности. Т.Е. Конникова, И.С. Марьенко и Б.Т. Лихачева рассматривали нравственные отношения как исходный момент в процессе нравственного воспитания [17; 14; 13].
Для формирования личности, проявляющей бережливое отношение к общественной собственности, необходимы и одинаково важны как воспитание нравственного сознания, так и организация бережливой деятельности. Бережливое же отношение к материальным ценностям служит интегративным показателем бережливости, так как «именно здесь находится опосредствующее звено, которое позволяет связать воедино «моральную практику» и нравственное сознание, между которыми далеко не всегда существует непосредственная корреляция / тождество, совпадение» [7].
Глава 2 Экспериментальное исследование по воспитанию у детей бережливого отношения к природным ресурсам в процессе взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей
2.1 Выявление уровня сформированности бережливого отношения к природным ресурсам у детей дошкольного возраста
В ходе нашего исследования мы использовали следующие методики для определения уровня сформированности бережливого отношения к природе, природным ресурсам у дошкольников:
1. Анкета для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: выявление уровня экологических знаний.
Были предложены вопросы анкеты, которая проводилась в виде устного вопроса. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.
Обработка результатов. На каждый вопрос разрешалось давать не один, а несколько ответов. Все показатели мы суммировали и перевели в процентное соотношение.
Вопросы анкеты представлены в Приложении 1.
2. Методика Л. П. Симоновой «Диагностика экологических знаний».
Цель: выявление уровня экологических знаний; эмоционального отношения к природе, природным ресурсам.
Текст и стимульный материал к методике представлен в Приложении 2.
3. Анкета «Мое отношение к природе, природным ресурсам» М. М. Ивановой.
Цель: выявить у детей мотивы поступков по отношению к природе, природным ресурсам и ее объектам, и предметам.
Текст методики представлен в Приложении 3.
На основании методик выявляется общий уровень сформированности бережливого отношения к природным ресурсам у детей старшего дошкольного возраста.
1. Высокий уровень – ребенок не испытывает затруднений в классификации видов фауны; аргументирует свой выбор. Соотносит фауну со средой обитания. Он знает их характеристики. Отвечает на вопросы легко, связно и последовательно. Проявляет интерес и выражает эмоциональное отношение к животным, птицам и насекомым. Ребенок знает, как ухаживать за домашними и животными в уголке природы. Он понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. У него нет трудностей с выражением своего отношения к проблеме.
2. Средний – ребенок иногда допускает небольшие ошибки при классификации видов животных. Он не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей групп животных с их средой обитания. Он знает особенности, но иногда описывает их неточно. Отвечает на вопросы последовательно, но иногда отвечает слишком кратко. Проявляет интерес и выражает свои чувства по отношению к животным, птицам и насекомым.
Заключение
Сегодня перед Республикой Беларусь стоит важная задача - трансформировать в сознании современного человека стереотип о том, что природные ресурсы неисчерпаемы и бесконечны, а также научить каждого человека нести личную ответственность за свои экономические расходы. Уже в дошкольном возрасте детям можно помочь научиться основам заботливого и бережливого отношения к сокровищам Земли и всему, что их окружает: заботиться о цветах под ногами, заботиться о воде и воздухе, заботиться о своем доме и своем городе. Дать понять, что бережливость, экономность, рациональность и деловая хватка являются основными составляющими характеристик человека-хозяина. Эти характеристики являются одним из важнейших условий для развития ценностных ориентаций детей и начала их экономической социализации.
Бережливое отношение к природным ресурсам может быть реализовано в повседневной жизни дошкольников путем создания в группе учебной среды, через игровую деятельность, трудовую и художественную деятельность, позволяющей решать такие задачи, как расширение и углубление знаний о природных ресурсах и способах их потребления, развитие эмоционально-ценностного отношения к природным ресурсам, формирование умений и навыков их бережливого использования в разных видах деятельности.
В экологическом образовании взаимодействие между дошкольными учреждениями и семьями имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста. Использование активных форм взаимодействия учреждений дошкольного образования и семьи позволяет пробудить интерес взрослых к вопросам ресурсопотребления, помогает согласованно решать цели и задачи, связанные с воспитанием дошкольников, формировать бережливое отношение к природным ресурсам. Родители, активно участвующие в формировании у детей природосберегающего поведения, на собственном положительном примере научат их быть бережливыми, обогатят их знания о природосбережении.
Во второй части нашего исследования была организована экспериментальная работа по воспитанию у детей бережливого отношения к природным ресурсам в процессе взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей
В исследовании принимали участие 27 человек – дети старшего дошкольного возраста (в возрасте от 5 до 6 лет).
Для осуществления диагностики исходного уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методики: анкета для детей старшего дошкольного возраста; методика «Диагностика экологических знаний», Л.П. Симоновой, анкета «Мое отношение к природе» М.М. Ивановой.
1. «Об энергосбережении»: Закон Республики Беларусь от 15.07.1998 г. № 190-3 (в ред. от 31.12.2009): [принят Палатой представителей 19 июня 1998 г.: одобр.Советом Республики 29 июня 1998 г.].
2. Абдуллина Л.Б., Петрова Т.И., Берзина Р.Ф. Использование игры в экологическом образовании дошкольников. Мир науки, культуры, образования. 2017].
3. Азбука бережливости для дошкольников / [составитель:И. П. Рословцева]. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58, [1] с.: ил.
4. Байко, А. П. «Копейка рубль бережёт» / А. П. Байко, Н. В. Самерсова // Народная асвета. – 2007. – № 5. – С. 73-77.
5. Валюшкина, С. М. Педагогическая практика, направленная на экономию и энергосбережение / С. М. Валюшкина, Ж. Ф. Лапаревич // Народная асвета. – 2010. – № 10. – С. 28-33.
6. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 2012. – 272 с.
7. Врублевский, Б. И. Основы энергосбережения: учебно-методическое пособие / Б. И. Врублевский, С. Н. Лебедева, А. Б. Невзорова. – Гомель: БТЭУПК, 2011. – 81 с. : табл.
8. Высачанская, Н. Азбукоўнікберажлівых / Н. Высачанская // Пралеска. – 2008. – № 1. – С. 63 – 64.
9. Галина Л. Природа и дети // Ребенок в детском саду / Л. Галина. – №3. – 2011. – с.86 – 89
10. Галкина, С. Д. Малышам об энергосбережении / С. Д. Галкина. – Минск: Зорныверасень, 2008. – 23 с.: ил.
11. Галкина, С. Д. Малышам об энергосбережении / С. Д. Галкина. Мн., 2008.
12. Галузо, И. В. Занятия по проблеме энергосбережения в общеобразовательных учреждениях / И. В. Галузо // Фізіка: праблемывыкладання. – 2007. – № 5. – С. 10-20.
13. Галузо, И. В. Учимся экономии и бережливости / И. В. Галузо // Пачатковая школа. – 2008. – № 12. – С. 55-56.
14. Галузо, И. В. Учимся экономии и бережливости. Энергоэффективность: производственное и бытовое энергосбережение: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / И. В. Галузо. – Минск: Аверсэв, 2008. – 239 с.: ил.
15. Городович, А. М. Организация деятельности школы по энерго– и ресурсосбережению / А. М. Городович // Адукацыя і выхаванне. – 2008.№ 6. – С. 38-41.
16. Директива Президента Республики Беларусь от 14. 06. 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» // Нац. реестр правовых актовРесп. Беларусь. – 2007. – № 146.
17. Дошкольная педагогика. Учеб.пособие «Воспитание в дошк. учреждениях» / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин, Г. А. Сохина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2012. – 415с.72-76
18. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – №7. – 2004. – с.44-49
19. Зябора, М. А. Учимся экономии и бережливости / М. А. Зябора // Пачатковая школа. – 2011. – № 11. – С. 56-57.
20. Ивашкевич, Е. В. Что может сделать каждый для энергетического благополучия страны? / Е. В. Ивашкевич // Народнаяасвета. – 2010. – № 10. – С. 41-44.
21. Иода, Г. Д. Учимся беречь электроэнергию. Информационный час по теме «Энергосбережение» во II классе / Г. Д. Иода // Пачатковая школа. – 2010. – № 11. – С. 48-49.
22. Ладутько, Л. К. Познаем мир и себя / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. Мн., 2002.
23. Ладутько, Л. К. Ребенок познает мир природы / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. Мн., 2005.
24. Лущик, А. Ч. Ярмарка «Экономим энергию вместе» (по пьесе В. Вольского «Нестерка») / А. Ч. Лущик // Экалогія. – 2011. – № 8. – С. 54-56.
25. Максименко, Т. Е. Учимся беречь электроэнергию / Т. Е. Максименко // Экалогія. – 2010. – № 2. – С. 23-29.
26. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет / И. Ф. Мулько. М., 2007.
27. Піляк, М. Азбукоўнікберажлівых / М. Піляк // Пралеска. 2008. № 12. С. 27-28.
28. Пралеска: программа дошкольного образования / Е. А. Панько [и др.]. Мн., 2007.
29. Рыжова, Н. «Наш дом – природа» Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – №5. – 2003. – с. 26-
30. Рыжова, Н. «Я и природа» Программа творчество и красота // Дошкольное воспитание. – №11. – с.28-31; №12. – с.24 – 26
31. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. Москва: Академия, 2008.
32. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или, как мы играем в экономику / А. А. Смоленцева. – СПб., 2002.
33. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок / А. А. Смоленцева. – М., 2006.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика Л.П. Симоновой
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Мое отношение к природе» М.М. Ивановой
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты диагностики по методике Л.П. Симоновой
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Результаты диагностики по методике «Мое отношение к природе» М.М. Ивановой
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты