Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции»
по дисциплине: «Экономика организации»
2021
45.00 BYN
Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика организации
Организация: Гордорматериалы, ГП
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В ГП «ГОРДОРМАТЕРИАЛЫ»
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Мировая практика показывает, что инновации занимают ведущее место в экономике развитых стран. Они способствуют росту конкурентоспособности экономики, обеспечивают оптимизацию структуры экономики, экономию за счет масштаба производства, диверсификацию экономической деятельности, привлечение внешних финансовых ресурсов с целью приобретения рыночной власти и установления доминирования в развитии ведущих отраслей мировой экономики.
В последние годы проблемы инноваций становятся все более актуальными. Это отражает растущее понимание общества о том, что обновление всех сфер жизни невозможно без инноваций в производстве, управлении, финансах. Это инновации, которые ведут к обновлению рынка, улучшению качества и расширению ассортимента товаров и услуг, созданию новых методов производства, маркетингу продуктов, повышению эффективности управления и т. д.
Оценка инновационной привлекательности имеет для организаций большое значение, по той причине, что потенциальные инвесторы уделяют внимание данной характеристике предприятия немалую роль, изучая при этом показатели финансово-хозяйственной деятельности как минимум за 3–5 лет. Активность деятельности инвесторов во многом зависит от экономической состоятельности предприятий и степени устойчивости финансового состояния. Именно данные параметры главным образом характеризуют инвестиционную привлекательность предприятия. Между тем в настоящее время методологические вопросы анализа и оценки инвестиционной привлекательности еще недостаточно разработаны и требуют дальнейшего развития.
Цель данной работы – оценка инновационной политики государственного предприятия «Гордорматериалы» и определение перспективных направлений инновационного развития организации с целью повышения ее конкурентоспособности.
Цель исследования позволила определить задачи, которые решались в данной работе:
1. раскрыть понятие инновационной политики;
2. определить факторы, которые оказывают влияние на инновационную привлекательность;
3. проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
4. дать оценку инновационной политики организации.
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Со второй половины ХХ века мировая экономика перешла на инновационный путь экономического развития и трансформации социально-экономических отношений. Характеризуя этот качественный этап эволюции мировой экономики и всей системы общественных отношений, исследователи говорят о формировании «инновационной экономики», «экономики знаний», «новой экономики» и др.
Прежде чем говорить об инновационной политике, стоит задуматься о том, что такое инновация.
В настоящее время нет общепринятой терминологии в области инноваций. Ключевые понятия – научно-технический прогресс (НТП), инновации, инновации, инновации.
НТП – это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном влиянии науки, открытий и изобретений на уровень техники и технологий, с другой стороны, в использовании новейших инструментов и оборудования. в научных исследованиях. На организационном уровне научно-технический прогресс реализуется в форме инноваций [1, с. 4].
Новшество – это улучшенный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности оформления. Новшества могут оформляться в виде: открытий, патентов, процессных знаков, рационализатор предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологии, управленческий или производственный, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, научных подходов или принципов, документа (стандарта), рекомендации, методики, и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д. [2, с. 11].
Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта [3, с. 8].
По мнению Л.А. Баева, неправомерно в понятие «инновация» включать создание, внедрение и диффузию. Этот этап процесса создания инновационной деятельности, результатом которого могут быть новшества или инновации (либо процесс создания нововведения) [5, с. 21].
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В ГП «ГОРДОРМАТЕРИАЛЫ»
Государственное предприятие «Гордорматериалы» является правопреемником прав и обязанностей Ремонтно-производственного коммунального дочернего унитарного предприятия «Гордорматериалы», созданного на базе Государственного Малого Предприятия «Гостинец» в соответствии с Законом Республики Беларусь, Постановлением Совмина «О малых предприятиях Республики Беларусь» и согласно приказу УДМС и Б от 16 апреля 1992 года за № 93.
Предприятие было реорганизовано 23 марта 2009 года, свидетельство о государственной регистрации выдано Минским горисполкомом и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей под № 100251590.
Полное наименование предприятия – Ремонтно-производственное коммунальное унитарное предприятие «Гордорматериалы».
Юридический адрес: 220004, г. Минск, ул. Инженерная, д.1 ж.
Государственное предприятие «Гордорматериалы» является юридическим лицом, имеет свой баланс, расчетный счет, печать и штамп со своим наименованием.
Предприятие имеет свои основные и оборотные средства. Уставный фонд составляет 7 935,37 рубля.
Главной целью предприятия является повышение качества, конкурентоспособности и укрепления экономического потенциала предприятия, решение задач по дальнейшему укреплению доверия потребителей к деятельности в области выполнения строительно-монтажных работ и выпуска дорожно-строительных материалов, повышение их удовлетворенности достижение и поддержание стандартов качества выполняемых строительно-монтажных работ, выпускаемых дорожно-строительных материалов.
Основными задачами, стоящими перед предприятием, являются: постоянное повышение качества и оперативности работ по строительно-монтажным работам, благоустройству грунтовых улиц, текущему содержанию объектов городского благоустройства; максимальное увеличение эффективности использования имеющихся производственных ресурсов; повышение уровня оплаты труда и социальной защиты работников.
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Проанализировав систему управления инновационной деятельностью в организации, можно предложить следующие мероприятие по его улучшению: следует создать отдельный отдел организации и сопровождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (отдел организации и сопровождения НИОКР). Деятельность данного отдела будет сосредоточена исключительно на инновационном потенциале как комплексе управления.
Основной задачей работы отдела организации и сопровождения НИОКР будет являться обеспечение информационно-организационного и технического сопровождения планируемых и выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в структурных подразделениях
Функции отдела организации и сопровождения НИОКР:
- осуществление научно-технической деятельности, направленной на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем;
- рассмотрение совместно с заинтересованными подразделениями инициативных предложений по перечню важнейших проблем, требующих решения в рамках научно-технических программ предприятия, а также инновационных проектов, выполняемых на конкурсной основе сторонними научными организациями;
- рассмотрение предложений структурных подразделений по внедрению завершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- анализ и оценка состояния научно-технических разработок, создания автоматизированной системы учета;
- проведение экспертизы и подготовка заключений по проектам научно-технических программ, разделов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, контроль за выполнением;
- определение приоритетных направлений научного обеспечения производства;
-проведение комплексной научной экспертизы технических заданий на важнейшие научно-исследовательские работы, проекты, концепции, аналитические и иные документы по техническим, организационным, экономическим, правовым и другим вопросам, а также подготовка по результатам экспертизы докладов для руководства предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обзор теоретических аспектов инновационной политики предприятия позволяет сделать следующие выводы.
Поддержание конкурентоспособности национальной экономики в настоящее время возможно лишь при наличии эффективного инновационного механизма, соединяющего научную идею, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство.
Предприятие является базовым звеном национальной экономики, поэтому создание механизма внедрения, поддержки и управления инновациями, т. е. проведение инновационной политики, является решающим фактором повышения эффективности всего народнохозяйственного комплекса.
Инновационная политика предприятия представляет собой комплексное сочетание производственной, инвестиционной, маркетинговой, внешнеэкономической и кадровой политик; её эффективность зависит от взаимоувязки и координации данных составляющих, также от наличия отлаженной системы финансирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок.
Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции.
Конкурентные преимущества продукции предприятия достигается за счёт производства, прежде всего нового, востребованного рынком товара или на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов предприятия и снижения издержек производства с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, что в обоих случаях в значительной степени зависит от инновационной политики, проводимой предприятием.
Инновационный потенциал предприятия – это совокупность характеристик, определяющих его способность к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.
В исследовании инновационного развития важное место следует отводить эффективности инновационного потенциала, под которой в работе предлагается понимать результативность и степень полноты его использования, характеризующиеся соотношением качественного и количественного эффекта от фактической инновационной деятельности и имеющегося инновационного потенциала.
1 Рыковский, И.М. Аудит инновационного менеджмента / И.М. Рыковский // Наука и инновации. – 2016. – № 11. – С. 47–50.
2 Кудашов, В.И. Экономика и управление инновациями : учеб. пособие для вузов / В.И. Кудашов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 268 с.
3 Наумов, А.Ф. Инновационная деятельность предприятия : учеб. для вузов / А.Ф. Наумов, А.А. Захарова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 256 с.
4 Нехорошева, Л. Н. Экономика и управление инновациями: практикум / Л.Н. Нехорошева, С.А. Егоров; [под ред. Л. Н. Нехорошевой]. – Минск: БГЭУ, 2010. – 287 с.
5 Баев, Л.А. К вопросу о категорийной системе оценки и управления инновационным развитием / Л.А. Баев, М.Г. Литке // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – № 3. – С. 20–27.
6 Экономика инноваций: учеб. для вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учеб., 2019. – 416 с.
7 Экономика и управление инновациями: пособие для самостоятельной работы студентов экономических специальностей / авт.–сост.: Н.Н. Козырева, Т.В. Жукова, И.А. Ефименко. – Гомель : УО «Белорусский торгово–экономический университет потребительской кооперации», 2010. – 252 с.
8 Головачев, А.С. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие для вузов / А.С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2015. – 688 с.
9 Инновации: учеб. пособие для вузов / А.В. Барышева, С.Н. Галдицкая [и др.] под ред. А.В. Барышевой. – М.: Дашков и К, 2017. – 382 с.
10 Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия): учеб. для бакалавров / В.В. Коршунов. – М.: Юрайт, 2019. – 433 с.
11 Баранчеев, В.П. Управление инновациями: учеб. для бакалавров / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. – М.: Юрайт, 2019. – 711 с.
12 Балдин, К. В. Инвестиции в инновации: учеб. пособие для вузов / К. В. Балдин, И. И. Передеряев, Р.С. Голов. – М.: Дашков и К, 2019. – 238 с.
13 Бовин, А.А. Управление инновациями в организациях: учеб. пособие / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. – М.: Омега, 2019 – 415 с.
14 Проровский, А. Г. Инновационная деятельность и возможности развития / А.Г. Проровский, Н.И. Четырбок // Наука и инновации. – 2020. – № 1. – С. 31–33.
15 Котов, А.И. Понятия и определения в сфере инновационной деятельности: курс на постоянное развитие и совершенствование / А.И. Котов // Инновации. – 2017. – № 3. – С. 27–33.
16 Маннапов, А.Р. Система управления инновационной деятельностью в организации / А.Р. Маннапов // Проблемы теории и практики управления. – 2019. – № 6. – С. 98–104.
17 Фасхиев, Х.А. Системный подход к управлению инновационной деятельность предприятия / Х.А. Фасхиев // Проблемы теории и практики управления. – 2019. – № 4. – С. 44–53.
18 Солдатова, Ю.С. Система комплексной оценки экономического состояния и уровня инновационного развития предприятия / Ю.С. Солдатова // Экономика в промышленности. – 2019. – № 2. – С. 34–37.
19 Евтушенко, Е. Оценка инновационного потенциала предприятия / Е. Евтушенко, Э. Юсупова // Инвестиции и инновации. – 2018. – № 2. – С. 36–45.
20 Яшин, С.Н. Подходы к анализу и оценке эффективности деятельности предприятия / С.Н. Яшин, Ю.С. Солдатова //Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2019. – № 4 (04). – C. 86–91.
21 Ковалев, В.А. Инновации и стратегии развития / В.А. Ковалев // Проблемы теории и практики управления. – 2019. – № 4. – С. 90–94.
22 Клюня, В. Л. Инновационное предприятие: сущность, содержание и отличительные признаки / В. Л. Клюня, Юй Фан // Веснік БДУ. Сер. 3. – 2011. – № 1. – С. 67–71.
23 Основин, С. Виды инноваций и проблемы их динамической согласованности в управлении / С. Основин // Аграрная экономика. – 2019. – № 12. – С. 3–8.
24 Трифилова, А.А. Анализ инновационного потенциала предприятия / А.А. Трифилова // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://np.tu-bryansk.ru/doc/any/25.doc.
25 Гончаров, В.И. Совершенствование управления инновационным развитием предприятия / В.И. Гончаров // Инновационные образовательные технологии. – 2016. – № 3. – С. 43–48.
26 Павлов, К.В. Инновации, эффективность и интенсификация производства: общее и особенное в этих категориях / К.В. Павлов // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – № 6. – С. 97–107.
27 Правовое регулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь / Е. В. Вашкевич и др. –Минск: ГУ «БелИСА», 2019. – 145 с.
28 Рудковская, О. Проблемы инновационного и инвестиционного развития промышленных организаций Республики Беларусь / О. Рудковская // Банковский вестник. – 2018. – № 4. – С. 53-59.
29 Старжинский, В.П. На пути к обществу инноваций: монография / В. П. Старжинский, В. В. Цепкало. – Минск : РИВШ, 2016. – 445 с.
30 Тебекин, А.В. Инновационные ожидания от реализации стратегий развития национальной экономики / А.В. Тебекин // Инновации. – 2017. – № 6. – С. 9–16.
31 Филипцов, А.М. Уровень инновационности экономического роста в Республике Беларусь / А. М. Филипцов // Белорусский экономический журнал. – 2016. – № 2. – С. 82–92.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты