Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха на уроках литературного чтения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха на уроках литературного чтения»
по дисциплине: «Сурдопедагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха на уроках литературного чтения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Сурдопедагогика
Организация: Средняя школа № 49, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты опытно-экспериментальной исследования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность учебной мотивации
1.2 Особенности формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Исследование уровня учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха
2.2 Разработка комплекса заданий по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха на уроках литературного чтения
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Обучение в школе является обязательным и необходимым условием для полноценной жизни. Люди могут усвоить социальный опыт только при наличии желания и собственной активности. Поэтому при поступлении в школу для родителей и специалистов, работающих с детьми, важно, чтоб дети хотели учиться.
Психологическое изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.
Организуя изучение и формирование мотивации у учащихся с нарушениями слуха, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать, как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности.
Формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Изучение и формирование мотивации к процессу обучения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме – с другой. Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика.
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность учебной мотивации
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета [7, с. 13].
В психолого-педагогической литературе имеются разные взгляды на понятие успеваемости. В толковом словаре С.И. Ожегова успеваемость определяется как степень успешности усвоения учебных предметов учащимися [19, с. 132]. Успеваемость – стeпень усвoения объема знаний, навыков, умений, установленных учебной программой, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности.
Сущность понятия успеваемости также раскрывается через понятия обучаемости и обученности. Под обучаемостью в психолого-педагогической литературе понимается общая умственная способность к усвоению знаний, восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития (А.К. Маркова). По мнению З.И. Калмыковой и Н.А. Менчинской, обучаемость является комплексом интеллектуальных свойств, которые обусловливают продуктивность учебной деятельности: осознанность, обобщенность, гибкость, устойчивость и самостоятельность мышления, восприимчивость к педагогической помощи [10, с. 298].
Обучаемость тесно связана с умственным развитием. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью. Для определения уровня обучаемости имеет значение не столько результативная сторона (что характерно для умственного развития), сколько сам процесс формирования знаний и приемов – степень легкости и быстроты приобретения знаний, организации их в системы, овладения приемами умственной деятельности.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Исследование уровня учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха
Целью опытно-экспериментальной работы являюсь провести диагностику уровня развития учебной мотивации учащихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
База исследования: ГУО «Средняя школа № 49» г. Минск.
Выборка исследования: 15 учащихся с нарушениями слуха в возрасте 7-8 лет. Учащиеся 2 класса.
Для исследования использовались следующие методики:
1. Методика Н.Г. Лускановой, для изучения характера мотивации к учебной деятельности. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится индивидуально с каждым ребёнком по анкете, состоящей из 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. Проводится данная методика как в индивидуальной форме, так и групповой. Инструкция: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение».
Интерпретация полученных результатов для изучения характера мотивации и адаптации к школе:
20-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности;
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;
0-14 баллов – низкая школьная мотивация; негативное отношение к школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебная мотивация является частным видом мотивации, включенной в учебную деятельность, а также одним из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися учения. Мотив учения является направленностью личности школьника на разные стороны учебной деятельности. Мотивы учения бывают познавательными (внутренними) и социальными (внешними). Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности.
Дети с нарушением слуха больше сосредоточены на результатах своей учебной деятельности, чем нормально слышащие дети: получить хорошую оценку. На следующем месте стоят мотивы долга и ответственности. Для детей с нарушением слуха большое значение имеет мотив долга перед учителем, стремление выполнять его требования. Ведущее место в учебной мотивации младших школьников с нарушением слуха занимают социальные мотивы. У детей с нарушениями слуха, в отличие от слышащих, на первом месте стоят узколичностные мотивы. Учебно-познавательные мотивы у детей с нарушениями слуха не занимают ведущего места среди слабослышащих детей. У детей с нарушениями слуха они занимают промежуточное положение, что можно рассматривать как следствие развивающего влияния предметно-практического обучения, когда дети с самого начала вовлекаются в активную, самостоятельную и доступную им предметно-практическую деятельность. Формирование мотивации и интереса к процессу обучения также способствует использованию возможностей учебного материала. Основным способом воспитания полноценной мотивации учащихся младшего школьного возраста с нарушением слуха является включение учащихся в реальные виды деятельности и социальных взаимодействий на уроке и во внеурочной работе.
На основании данных проведённого опытно-экспериментального исследования можно заключить, что необходима целенаправленная систематическая работа по формированию учебно-познавательных мотивов учебной деятельности, потребности в получении новых знаний у школьников с нарушением слуха. Организация педагогом учебного процесса с использованием приемов, направленных на повышение мотивации учения будет способствовать формированию положительного эмоционального отношения к школе у младших школьников, способствовать развитию учебно-познавательных мотивов и потребностей.
1. Алексеева, М. И. Мотивы обучения учащихся / М.И. Алексеева. – М.: Советская школа, 2011. – 120 с.
2. Бичерова, Е.Н. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам / Е.Н. Бичерова, Е.М. Фещенко // Российский психологический журнал. – 2016. – № 4. – С. 117-136.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1995. – 345 с.
4. Дичкова Т.И. Социализация детей с нарушением слуха в современном обществе / Т.И. Дичкова // Молодой ученый. – 2016. – №26. – С. 705–708.
5. Жулина, Г.Н. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте / Г.Н. Жулина, В.С. Васькина // Таврический научный обозреватель. Психология. – 2016. – №2. – С.123-127.
6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. – СПб: Издательство «Питер», 2010. – 512 с.
7. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2016. – №2. – С.3-18.
8. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Институт практической психологии, 2007. – 304 с.
9. Макарычева, И.А. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности / И.А. Макарычева // Вестник науки и образования. – 2018. – №1. – С. 12-16.
10. Мосина, Н.А. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости / Н.А. Мосина, Т.В. Казакова, Т.В. Захарова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 290-301.
11. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха /Л.П.Назарова. – М.: Просвещение, 2011. – 155 с.
12. Нейман, Л.В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей / Л.В.Нейман. – М.: Академия, 2003. – 248 с.
13. Осиповская, А.В. К вопросу о мотивации учебной деятельности / А.В. Осиповская // Экономический журнал (народное образование, педагогика). – 2013. – № 89-93.
14. Попова, Д.В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников / Д.В. Попова, Б.В. Сергеева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6 . – С. 114–122.
15. Семенов, С.А. Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии / С.А. Семенов // Молодой ученый. – 2014. – №13. – С. 285–287.
16. Семенова, Т.В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд / Т.В. Семенова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2015. – № 6. – С. 185-194.
17. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения / Ж.Н. Тельнова // Практическая психология в образовании. – 2012. – № 4. – С.22–26.
18. Трубинова, К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань : Молодой ученый, 2017. – С. 9–14.
19. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Л.В. Михайловская, Т.И. Обухова. – Минск: БГПУ, 2011. – 216 с.
20. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и вос¬питателей / Л.М. Фридман. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – 480 с.
21. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности / В.И. Чирков. – Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2011. – 290 с.
22. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
23. Шипова, Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – № 3 (47). – С. 37-48.
24. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 416 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты опытно-экспериментальной исследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты