Разработка тематической экскурсии по памятным местам жизни и деятельности Максима Богдановича в городе Минске
Лингвогуманитарный колледж при МГЛУ (бывш. МГПК №1)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Разработка тематической экскурсии по памятным местам жизни и деятельности Максима Богдановича в городе Минске»
по дисциплине: «Экскурсоведение»
2021
45.00 BYN
Разработка тематической экскурсии по памятным местам жизни и деятельности Максима Богдановича в городе Минске
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экскурсоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАКСИМА БОГДАНОВИЧА
1.1 Роль личности Максима Богдановича в истории Беларуси
1.2 Памятные места жизни М. Богдановича в городе Минске
1.3 Научно исследовательская деятельность дома музея Богдановича
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ
2.1 Маршрут экскурсии
2.2 Технологическая карта экскурсии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Максим Адамович Богданович родился 9 декабря 1891 г. в Минске. Его отец был известным этнографом, а мать – учительницей. В 1896 г. она умерла от туберкулеза, после чего вся семья переехала в Нижний Новгород. Там Богдановичи завязали дружеские и родственные связи с писателем М.А. Горьким. Под влиянием среды Максим начал писать с 16 лет. В 1907 г. в газете «Наша нива» был опубликован его первый рассказ «Музыка». В этой же газете были опубликованы и его первые стихи, хотя их долгое время не печатали из-за «декадентского» характера.
В июне 1908 г. семья Богдановичей переехала в Ярославль. Примерно в 1909 г. Максим заболел туберкулезом, и в том же году отец отвез его на лечение в Крым. Смена обстановки сильно повлияла на романтическое настроение писателя.
В 1911 г. Максим Богданович окончил гимназию и посетил Вильно. Здесь он познакомился с братьями Луцкевичами. Молодой поэт, находясь под впечатлением от коллекции древностей Луцкевичей, написал стихотворение «Слуцкие ткачихи», где воспел крепостных ткачих. Осенью того же года Богданович в Ярославле поступил в Демидовский юридический лицей. Став студентом лицея, Богданович написал свое самое известное любовное произведение – поэму «Вероника». Ее эпилог в будущем станет известной песней.
В 1909-1913 годах поэт переводит на белорусский язык стихи Овидия, Горация, французского поэта Поля Верлена. Кроме того, в этот период Максим Богданович занимается разработкой концепции истории развития белорусской литературы от древности до начала XX столетия (статьи "Глубины и слои", "Краткая история белорусской письменности до XVI столетия", "За сто лет. Очерк истории белорусского письменности", "Новый период в истории белорусской литературы").
В Вильне, в начале 1914 года в типографии Мартина Кухты при денежной поддержке Ивана Луцкевича и Марии Магдалены Радзивилл тиражом 2000 экземпляров издан единственный прижизненный сборник произведений Максима Богдановича «Венок» [10].
В благодарность к княгине на титульном листе книги было постановлено поместить знак лебедя – отсылка к гербу Завишей, к которым принадлежала Мария Магдалена [4, с. 36].
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАКСИМА БОГДАНОВИЧА
1.1 Роль личности Максима Богдановича в истории Беларуси
Максим Адамович Богданович родился в Минске в 1891 году в семье учителей, и сразу после рождения мальчика Богдановичи переехали в Гродно.
Отец поэта, Адам Егорович (1862 – 1940), сын безземельного (бывшего крепостного) крестьянина, известный этнограф, фольклорист, языковед, окончил Несвижскую учительскую семинарию и работал в Минске (1885 – 1892) заведующим 1-го городского начального училища [2, с. 62].
Мать, Мария Афанасьевна (1869 – 1896), учительница по образованию, училась в Земской учительской школе в Петербурге [2, с.63].
Детей в семье Адама Егоровича и Марии Афанасьевны было четверо: Вадим (1890 г.р.), Максим (1891 г.р.), Лев (1894 г.р.) и Нина (1896 г.р.). Несмотря на то, что в семье Богдановичей разговаривали по-русски, уклад жизни, привычки, вкусы, образ мыслей в своей основе были белорусские. Здесь дети слышали белорусские сказки, песни, поговорки. Отец уделял много времени своим сыновьям и привил им любовь к литературе.
Однако, по мнению самого Адама Егоровича, поэтический дар Максим унаследовал от матери, обладавшей, «необыкновенной живостью восприятия и повышенной чувствительностью в обыденной жизни», а также от бабушки по отцовской линии Анэли (Анны) [10].
Когда мать Максима Богдановича умерла от туберкулеза в 1896 году, отец с Максимом и остальными детьми отправилась в Нижний Новгород. Отец женился второй раз (на сестре жены Максима Горького). Дома у Богдановичей все разговаривали по-русски, но уклад жизни, привычки и вкусы во многом оставались белорусскими [7, с. 266].
Алексей Максимович подарил своим друзьям гравюру с изображением Мадонны – фрагмент знаменитого шедевра эпохи Возрождения Рафаэля Санти, ставшую семейной реликвией, которую Богдановичи всегда возили с собой при многочисленных переездах.
С 1902 по 1907 годы Максим Богданович учился в Нижегородской мужской гимназии. В доме Богдановичей постоянно собиралась революционно настроенная интеллигенция и молодёжь. Максим активно посещал различные митинги и манифестации.
В это время он активно изучает белорусский язык, знакомится с материалами белорусских газет «Наша доля», «Наша ніва», которые существенно повлияли на формирование его мировоззрения. И в дальнейшем, в своей творческой деятельности Максим Богданович отдавал преимущество белорусскому языку, особенно в своём художественном творчестве.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ
2.1 Маршрут экскурсии
Тема экскурсии: «По памятным местам Максима Богдановича».
Продолжительность: 5 часов.
Тип экскурсии: городская, историческая.
Вид экскурсии: пешеходная, автобусная.
Цель экскурсии: воспитание патриотизма любви и уважения к белорусскому языку и культуре на примере жизнедеятельности Максима Богдановича.
Задачи экскурсии:
- познакомить экскурсантов с периодом жизни и творчества М. Богдановича в городе Минске;
- показать роль М. Богдановича в истории страны и в формировании белорусского языка.
Общие методические указания:
- общий материал не должен преобладать над местным и быть только фоном для конкретных местных событий или личностей;
- следить за чередованием длинного и короткого рассказов.
Вступление к экскурсии:
- давать на месте встречи с группой перед началом движения;
- в организационной части после знакомства с группой оговорить необходимые организационные вопросы; напомнить о правилах безопасного движения;
- в информационной части дать краткое сообщение о теме экскурсии, упомянуть 2 – 3 наиболее интересные объекта, не давая их подробную характеристику.
Маршрут экскурсии: место встречи с группой – Сторожевская, 6 (мемориал) – Литературный музей Максима Богдановича» – Пушкинская библиотека – Советская, 12 – филиал Литературного музея Богдановича «Белорусская хатка» –Храм Всех Святых – окончание экскурсии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в процессе исследования были сделаны следующие выводы:
1. Максим Богданович сыграл значительную роль в истории Беларуси. Родился Максим Богданович в 1891 году, 9 декабря в Минске, в семье педагогов. Жили они тогда на Александровской улице (теперь улица Максима Богдановича). Раннее детство поэта прошло в Гродно, куда через восемь месяцев после рождения Максима переехали его родители.
В творчестве Богдановича находили отражение литературные искания и предреволюционные настроения начала века, белорусское возрождение и старина, личные переживания; на многих его стихотворениях и повестях лежит общий грустный колорит, вызванный противоречивой эпохой, а также обусловленный болезнью поэта и предчувствием близкого конца; но Богданович верит в обновление жизни и ждёт его с надеждою. Максим Богданович создал много прекрасных образцов гражданской, пейзажной, философской лирики; написал ряд любовных стихов.
Литературное наследие Максима Богдановича – сборник «Вянок» (1913г.), более пятидесяти стихотворений и много публицистических статей, напечатанных в разных периодических изданиях, а также много рукописей и заметок. Произведения поэта переведены на два десятка разных языков мира, публиковались в Великобритании, Германии, Польше, России, Франции и других странах.
2. В городе Минске есть памятные места, которые связаны и жизнью и творчеством поэта. Это мемориал на месте бывшего дома Богдановичей, Пушкинская библиотека, здание по адресу Советская 12, где находился клуб национальной художественной интеллигенции и др.
3. Научно-исследовательская деятельность Литературного музея Максима Богдановича заключается в следующем: организация учета и хранения музейных предметов, изучение музейных коллекций в целях их активного использования во всех видах деятельности музея, подготовка текстов для сборника научных трудов и материалов, А.Е. Богдановича, отца поэта, организация и проведение Международных научно-практических конференций и др.
4. В процессе исследования был разработан маршрут экскурсии, который проходит по местам, связанным с жизнью и творчеством Максима Богдановича в г. Минске: Сторожевская, 6 (мемориал) – Литературный музей Максима Богдановича» – Пушкинская библиотека – Советская, 12 – филиал Литературного музея Богдановича «Белорусская хатка» –Храм Всех Святых.
1. Багдановіч М.А. Поўны збор твораў: у 3 т. – Мінск: Навука і тэхніка, 1992–1995. – Т. 1. Вершы, паэмы, пераклады, наследаванні, чарнавыя накіды. – 1992. – 752 с.
2. Бярозкін, Р. С. Па законах красы / Р. С. Бярозкін // Постаці : артыкулы пра паэтаў / Р. С. Бярозкін. – Мінск : Беларусь, 1971. – С. 58–103.
3. Верина, У. Ю. Свободный стих Максима Богдановича: поэтика незавершенности / У. Ю. Верина // Творчасць Максіма Багдановіча ў кантэксце сусветнай літаратуры : матэрыялы міжнар. навук. канф. да 120-годдзя з дня нараджэння Максіма Багдановіча, Мінск, 25–26 ліст. 2011 г. / НАН Беларусі, Ін-т мовы і літ-ры імя Якуба Коласа і Янкі Купалы ; рэдкал.: А. А. Манкевіч (уклад.) [і інш.]. – Мінск, 2011. – С. 74–77.
4. Кабаковіч А.К. Паэзія Максіма Багдановіча (Дыялектыка рацыянальнага і эмацыянальнага); рэд. Н.С. Перкін, І.Д. Ралько. – Мінск: Навука і тэхніка, 1978. – 136 с.
5. Казыра Л. Перакладчыцкая спадчына Максіма Багдановіча // Багдановіч М.А. Поўны збор твораў: у 3 т. – Мінск: Навука і тэхніка, 1992– 1995. – Т. 1. Вершы, паэмы, пераклады, наследаванні, чарнавыя накіды. – 1992. С. 540–563.
6. Кириченко, В.И. Минск. История послевоенного восстановления. 1944-1952./ В.И. Кириченко. Минск: Беларусь, 2004. — 292 с.
7. Навуменка, І. Я. Максім Багдановіч / І. Я. Навуменка // Гісторыя беларускай літаратуры XX ст. : у 4 т. / НАН Беларусі, Ін-т літ-ры імя Янкі Купалы ; пад агул. рэд. У. В. Гніламедава. – Мінск : Беларус. навука, 1999. – Т. 1. – С. 265–318.
8. Официальный сайт Литературного музея Максима Богдановича [Электронный ресурс] режим доступа: http://bagdanovich.museum.by/.
9. Официальный сайт Национальной библиотеки Беларуси [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.nlb.by/content/news/library-news/maksim-bogdanovich-i-ego-perevodcheskoe-nasledie_9155/.
10. Официальный сайт портала «Белта» [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.belta.by/culture/view/dosje-k-130-letiju-so-dnja-rozhdenija-maksima-bogdanovicha-473861-2021/.
11. Официальный сайт портала «Планета Беларусь» [Электронный ресурс] режим доступа: https://planetabelarus.by/.
12. Рагойша, В. П. На перасячэнні славянскіх традыцый: Верш Максіма Багдановіча / В. П. Рагойша // Славянскія літаратуры ў кантэксце сусветнай : матэрыялы X Міжнар. навук. канф., Мінск, 6–8 кастр. 2011 г. / Беларус. дзярж. ун-т ; пад агул. рэд. І. А. Чароты. – Мінск, 2011. – С. 265–272.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты