Специфика экскурсионной деятельности в художественных галереях по Могилеву
Лингвогуманитарный колледж при МГЛУ (бывш. МГПК №1)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Специфика экскурсионной деятельности в художественных галереях по Могилеву»
по дисциплине: «Экскурсоведение»
2021
45.00 BYN
Специфика экскурсионной деятельности в художественных галереях по Могилеву
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экскурсоведение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ГАЛЕРЕЯХ
1.1 Общая характеристика экскурсии
1.2 Особенности проведения экскурсий в галереях
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ
2.1 Характеристика объектов показа
2.2 Технологическая карта пешей экскурсии по Могилеву
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в гуманитарном знании и общественном восприятии культуры все большее значение приобретает феномен наследия.
Изменение условий деятельности музея в современном обществе потребовало продолжения исследования смыслового содержания понятия "музей как социокультурный институт" и его методологического потенциала для углубления понимания социокультурной реальности.
Существующие трактовки многозначны и несут в себе терминологическую неопределенность. Кроме того, музей как социокультурный институт, в настоящее время, рассматривается, в основном, как категория культурологии и музееведения.
Но музей, будучи непосредственно связанным с социальными и культурными взаимодействиями, несет в себе и социологическую определенность.
Экскурсия – это коллективный просмотр музея или вне музейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.
Современный мир в начале 21 в. развивается все более быстрыми темпами, изменяется общество и его эстетические идеалы. Однако несмотря на это, музей в настоящее время является важным социокультурным институтом, который сохраняет памятники культуры всего человечества, и через экспозиционно-выставочную деятельность осуществляет знакомство современного человека как с зарубежным, так и с отечественным историко-культурным наследием. После достижения независимости, перед Республикой Беларусь остро встала проблема позиционирования своего места в мире, и налаживание культурных связей явилось важным аспектом данного процесса, часто предшествуя более тесным экономическим и политическим контактам. Кроме того, с начала 1990-х гг. меняются принципы отбора экспонатов для демонстрации в выставочных залах, происходит переосмысление ценности некоторых видов изобразительного искусства, музеи Республики Беларусь больше внимания начинают уделять экспонированию произведений тех жанров, которые ранее были представлены в недостаточной степени. В связи с этим изучение выставочной деятельности белорусских музеев, связанной с демонстрацией предметов изобразительного искусства, является весьма перспективным. Между тем, учеными данная тема практически не изучалась. Поэтому исследование художественных выставок в белорусских музеях на современном этапе является актуальным.
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ГАЛЕРЕЯХ
1.1 Общая характеристика экскурсии
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия) [13, с.51].
Само понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.
При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г [12, с.28].
Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ). Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде:
В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.
Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения [18].
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ
2.1 Характеристика объектов показа
В центре Минска, на улице Ленина, 20, находится Национальный художественный музей Республики Беларусь (Государственная картинная галерея с 1939 по 1957 год, Государственный художественный музей с 1957 по 1993 год) – крупнейшее в стране собрание произведений белорусского и зарубежного искусства. В экспозиции, филиалах и хранилищах находится более тридцати тысяч произведений, которые составляют двадцать различных коллекций и составляют два основных музейных собрания: собрание национального искусства и собрание памятников искусства стран и народов мира [20].
В своём собрании есть огромное количество всемирных шедевров, здесь будут приведены несколько из них.
Неизвестный художник. Портрет Екатерины II
Век Просвещения с его новым взглядом на мир, идеями равенства, уважения к личности, разумного устройства общества был той благодатной почвой, которая питала русскую культуру второй половины XVIII века. Характерная для классицизма – основного художественного направления эпохи – “программа общественных добродетелей” осуществлялась в частности и в искусстве портрета, где важное место занял образ “первой гражданки отечества” – мудрой государыни, пекущейся прежде всего о благе своих подданных. Прославляющие императрицу и ее царствование живописные и скульптурные произведения создавали многие русские и иностранные мастера, работавшие в России во второй половине XVIII века: Рокотов, Левицкий, Шубин, Каравак, Лампи, Рослин. Классическим образцом подобного изображения может служить портрет Екатерины II, созданный неизвестным художником в конце 1770-х гг [17].
Портрет поступил в коллекцию музея в 1947 году из Государственного Русского музея Петербурга и ранее находился в собрании Смольного института благородных девиц.
Портрет написан по определенной схеме, получившей название – “Рослин-Рокотов” или “Рослин-Левицкий”.
В январе 1776 года Екатерина пригласила в Петербург мастера Александра Рослина и попросила его написать парадный образ. Художник славно справился с задачей, тщательно прописав перламутровые переливы парчовой робы, эффектную красную драпировку и блеск атрибутов императорской власти. Однако лицо государыни представлено таким, каким оно было в жизни.… Портрет не понравился Екатерине: в своем письме барону Гримму она заметила, что Рослин изобразил ее “шведской кухаркой, грубой и простой…”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный мир в начале 21 века развивается все более быстрыми темпами, меняется общество и его эстетические идеалы. Однако, несмотря на это, в сегодня музей является важным социально-культурным учреждением, хранящим памятники культуры всего человечества, и посредством экспозиционной и выставочной деятельности знакомит современного человека как с зарубежным, так и с отечественным историко-культурным наследием.
Исходя из вышеприведённой информации, становится известно, что экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.
Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.
Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.
В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.
1. Андрейкина М. С. Бренд в сфере культуры и искусства / М.С. Андрейкина. – Музей. 2005. №3. С. 39 – 41.
2. Архипова О. Б. Современные формы актуализации художественного наследия в музее/ О.Б. Архипова. Дисс. ... канд. искусствоведения. – СПб., 2004. – 259 с.
3. В. Пукирев «Неравный брак» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.artmuseum.by/ru/koll/50-shedevrov-naczionalnogo-xudozhestvennogo-muzeya/v.pukirev-%C2%ABneravnyij-brak%C2%BB.html.
4. Гнедовский М. Б., Дукельский В. Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования //М.Б. Гнедовский. – М., 1992. – 366 с.
5. Иван Шишкин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.culture.ru/persons/8252/ivan-shishkin.
6. Иглтон, Т. Идея культуры / Т. Иглтон ; пер. с англ. И. Кушнаревой. – М.: ВШЭ, 2019. – 192 с.
7. Илья Репин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.culture.ru/persons/8244/ilya-repin.
8. И. Репин. Портрет М. Андреевой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.artmuseum.by/ru/koll/50-shedevrov-naczionalnogo-xudozhestvennogo-muzeya/i.-repin.-portret-m.-andreevoj.html.
9. Искусство учит нас видеть и чувствовать мир по-новому [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/iskusstvo-uchit-nas-vidiet-i-chuvstvovat-mir-po-no.html.
10. История [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.artmuseum.by/ru/aboutmuseum/istmus.html.
11. И. Шишкин. В заповедной дубовой роще Петра Великого в Сестрорецке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.artmuseum.by/ru/koll/50-shedevrov-naczionalnogo-xudozhestvennogo-muzeya/i.-shishkin.-v-zapovednoj-dubovoj-roshhe-petra-velikogo-v-sestroreczke.html.
12. Каурова А. Д. Организация сферы туризма: Учебное пособие. – СПб., 2004. – 226 с.
13. Квартальнов В. А. Туризм/ В.А. Квартальнов. – М., 2007. – 316 с.
14. Маниковская, М. А. Коммуникативное пространство художественной культуры [Электронный ресурс] / М. А. Маниковская // Философия и общество. – 2015. – № 1 (38). – Режим доступа: https://www.socionauki.ru/journal/ar.
15. Методика проведения экскурсии по музею или культурному центру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studme.org/337354/turizm/metodika_provedeniya_ekskursii_muzeyu_kulturnomu_tsentru.
16. Н. Ге "Ахиллес, оплакивающий Патрокла" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.artmuseum.by/ru/koll/50-shedevrov-naczionalnogo-xudozhestvennogo-muzeya/n.-ge-axilles,-oplakivayushhij-patrokla.html.
17. Неизвестный художник. Портрет Екатерины II [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.artmuseum.by/ru/koll/50-shedevrov-naczionalnogo-xudozhestvennogo-muzeya/neizvestnyij-xudozhnik.-portret-ekaterinyi-ii.html.
18. Особенности проведения экскурсий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/13673-osobennosti-provedeniya-ekskursiy.html.
19. Особенности разработки и проведение музейных экскурсий [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/sport/00640426_0.html.
20. Официальный сайт Национального художественного музея Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.artmuseum.by.
21. Подготовка и проведение музейной экскурсии [Электронный ресурс]. – https://studwood.ru/1125820/turizm/podgotovka_provedenie_muzeynoy_ekskursii.
22. Пятьдесят шедевров [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.artmuseum.by/ru/koll/50-shedevrov-naczionalnogo-xudozhestvennogo-muzeya.
23. Романчук А.В. Музейный туризм/ А. В. Романчук. – СПб. 2010. – 47 с.
24. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: Теория и практика: Учебное пособие/ Л.М. Шляхтина. – М., 2005. – 246 с.
25. Янин В.Л. Российская музейная энциклопедия / В.Л. Янин. – М., 2005. – 452 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты