Особенности разработки и проведения этнографической экскурсии
Лингвогуманитарный колледж при МГЛУ (бывш. МГПК №1)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности разработки и проведения этнографической экскурсии»
по дисциплине: «Экскурсоведение»
2021
45.00 BYN
Особенности разработки и проведения этнографической экскурсии
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экскурсоведение
Организация: Дудутки, Музейный комплекс (Минский район)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ
1.1 Понятие и характеристика этнографических экскурсий
1.2 Разработка и проведение этнографических экскурсий
ГЛАВА 2. ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА «ДУДУТКИ»
2.1 История создания и направление деятельности музейного комплекса «Дудутки»
2.2 Этнографическая экскурсия на базе музейного комплекса «Дудутки»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы определяется значимостью этнографического туризма в освоении природно-культурного наследия, формирования и сохранения этнического самосознания и необходимостью научного осмысления его как культурологического феномена. На сегодняшний день наблюдается растущая значимость этнокультурного фактора в развитии глобального и национального туристских рынков.
Постепенно формируется рынок этнографического туризма на фоне некоторого снижения относительных величин стихийных (неорганизованных) путешествий с этнокультурной составляющей. В литературе, этнографический туризм определяется как совокупность различных форм туристской активности, обусловленных стремлением путешественников к познанию, приобщению к различным этнокультурным феноменам. В пользу необходимости признания самостоятельного и комплексного характера этнографического туризма свидетельствует специфика используемых в его рамках туристских ресурсов, мотивации его участников, квалификационных требований к кадрам и менеджменту.
Этнографический туризм предоставляет широкие возможности для активного обращения к региональному и локальному аспектам проявлений этнической культуры, прикосновения к традициям давно ушедших в историю этнических групп. Этнографический туризм – совокупность различных форм туристской активности, обусловленных стремлением к познанию многообразия этнокультурной сферы. Этнографический туризм предоставляет широкие возможности, во-первых, для активного обращения к региональному и локальному аспектам проявлений этнической культуры, во-вторых, для приобщения к традициям давно ушедших в историю этнических групп и, наконец, для фиксации и популяризации жизненного опыта, особых черт природопользования и мировоззрения культурно маргинальных групп.
Обозначенный феномен многогранен и не исчерпывается более известным отечественному потребителю туристских услуг этнографическим и этническим туризмом. Необходимо особо подчеркнуть, что невозможно, да и крайне неразумно даже пытаться четко дифференцировать этнографические ресурсы в соответствии с подвидами этнографического туризма. Одни и те же объекты, явления в большинстве случаев можно использовать не в двух или трех, а практически во всех подвидах этнографического туризма и связанных с ним формах путешествий.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ
1.1 Понятие и характеристика этнографических экскурсий
Современный туристский рынок характеризуется интенсивным движением в сторону расширения комплексности представляемых услуг внутри выбранного клиентом направления, среди которых значительное место стали занимать экскурсионные услуги и туры (туристские поездки или путешествия), насыщенные экскурсионными программами. Рост популярности экскурсионного туризма свидетельствует об определенной зрелости потребителя туристского рынка.
Для многих туристских центров экскурсионные программы туристских поездок стали визитной карточкой дестинаций, а интерес к ним со стороны массового туриста возрастает год от года. Сегодня все большее количество туристских компаний занято разработкой экскурсионных пакетов. В настоящее время в теории и практике экскурсионной деятельности существуют различные трактовки понятия «экскурсия». Экскурсия происходит от латинского слова «excursion» – поездка.
За всю историю экскурсоведения определение понятия «экскурсия» неоднократно менялось, отражая ее сущность в зависимости от поставленных задач. Проследим трансформацию этого понятия. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия – проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.» [7].
Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия: «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения. Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста экскурсовода» [14].
В Толковом словаре русского языка (Л. Н. Ушакова) слово «экскурсия» поясняется как коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью [16].
ГЛАВА 2. ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА «ДУДУТКИ»
2.1 История создания и направление деятельности музейного комплекса «Дудутки»
Музей «Дудутки» находится в 40 километрах от г. Минска, в Пуховичском районе, расположен в живописном месте рядом с рекою Птичь в полутора километрах от д. Дудичи.
Дудутки впервые упоминаются в летописях в XI в. Предположительно в этих местах проходила сухопутная дорога, ведущая к Полоцку, по которой по мнению исследователей и согласно «Слова о полку Игореве», полоцкий князь Всеслав Чародей проскакал "волком до Немиги с Дудуток, узнав об осаде древнего Минска..."
Шляхецкое имение в Дудичах известно с 1600 г. В 1621 г. оно перешло от Рафаила Одаховского Янушу Быховцу, владельцу многочисленных владений в Минском, Гродненском и Виленском воеводствах. Во второй четверти XVII в. Дудичи под залог отходят Заранкам-Гробовским. Здесь осел Бронислав, затем его сын Казимир, подчаший волковысский. В 1760 г. (по другим данным, 1748 г.) судья волковысский Владислав Быховец передал права на вечное пользование Дудичами вместе с фольварками Ковалевичи, Сергеевичи и Кобыличи дочери Казимира Александре Заранок-Гробовской, которая вместе с сестрой Альжбетой жила в Толкачевичах.
В 1767 г. Дудичи в качестве приданого Александры переходят Юзефу Прозору (1723-1788), ковенскому каштеляну, затем витебскому воеводе. В 1785 г. имение унаследовала его дочь Роза, став женой Станислава Ельского, полковника лёгкой кавалерии, финансового комиссара государственной казны ВКЛ, кавалера ордена Св. Станислава, игуменского маршалка. От Станислава Ельского имение перешло сыну Каролю, игуменскому хорунжему. Кароль закончил Виленский университет, был учеником Андрея Снядецкого, стал доктором медицины.
Об имении этого времени свидетельствует Инвентарь за 1844 г. имение Дудичи насчитывалось 818 крепостных. Всей земли в имении было 9175 моргов. Имению принадлежали два фольварка – Козловичи и Белькевичи, а также местечко Дудичи и деревни Дудичи, Теребля, Распут, Белькевичи, Гребень и Козловый Борск. В деревне Гребень располагалась мельница [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д. Этнографический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. Этнографический туризм содействует более тесным связям, обменом представителей этих народов, включению их культуры в мировое культурное наследи
Этнографическая экскурсия - это тематическая историческая экскурсия, которая рассказывает о нравах и обычаях разных наций и народностей. Этнографическая экскурсия позволяют изучить быт, культуру, народные промыслы в их историческом развитии.
Создание этнографической экскурсии состоит из трех основных этапов. Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия. Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, написание контрольного текста и др. Заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.
Музей старинных ремесел и технологий «Дудутки», основанный в 1993 г., расположен примерно в 40 км от Минска на берегу реки Птичь. Здесь можно окунуться в атмосферу белорусского провинциального быта 19 века, увидеть уклад жизни усадьбы в Беларуси, постигнуть смысл народных обычаев и тайны древних ремесел: в старинной хлебопекарне гости испекут собственный каравай, в гончарной мастерской попробуют себя в роли гончара, переквалифицируются в кузнеца или мельника.
Цель музейного комплекса – приобщить посетителей к старинным белорусским ремеслам. Поэтому основной упор сделан на творчество, а не на аутентичность архитектуры, хотя тут есть и настоящие памятники, например, мельница начала 20 века.
1. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма [Текст] / А. В. Бабкин. – Ростов на Дану, 2008. – 119 с.
2. Барлукова А. В. Методический подход к формированию структуры системы управления этническим туризмом. 2010. – № 6. –С. 31-33.
3. Беляков, П.В. Значение этнокультурного туризма для развития туристской индустрии и межкультурной коммуникации. Труды Восемнадцатой 74 Международной научной конференции. В 2-х частях/Издательство: Российский новый университет (Москва). - 2017. - С. 374-376.
4. Большая советская энциклопедия [Текст]. / 3-е издание. / В 30-ти томах. т. 30 – М., 1978.
5. Бутузов, А. Г. Этнокультурный туризм /А.Г.Бутузов,. - М.: КНОРУС, 2013. - 248 с.
6. Бутузов, А.Г. Совершенствование развития сегмента услуг этнокультурных путешествий в турбизнесе / А.Г. Бутузов // Курорты. сервис. туризм. Учредители: Кубанский социально-экономический институт (Краснодар). - 2018. - № 1. - С. 26-29
7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. – М., 1982. – Т. 4.
8. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме [Текст] / А. П. Дурович. – Минск : Новое знание, 2003. – 496 с.
9. Емельянов Б. В. Методика подготовки и проведения экскурсий [Текст]: Учебное пособие. / Б.В. Емельянов. – М.: ЦРИБ «Турист», 2010. – 96 с.
10. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение [Текст] / Б. В. Емельянов. – 6-е изд. – М.: Советский спорт, 2009. – 216 с.
11. Зорин, И. В. Туризм как вид деятельности [Текст] / И. В. Зорин, Т. П. Каверина, В. А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика. 2005. – 288 с.
12. Карпова, Г.А. Экономика современного туризма/ Г.А. Карпова. – СПб.: Издательский дом Герда, 2012. – 416 с.
13. Квартальнов, В. А. Туризм / В. А. Квартальнов. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 320 с.
14. Официальный сайт музейно-этнографического комплекса «Дудутки» [Электронный ресурс] режим доступа: https://dudutki.by/.
15. Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение: учеб. пособие/ Н.В. Савина, З.М. Горбылева. – Минск: БГЭУ, 2004. – 336 с.
16. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. Л. Н. Ушакова. – М., 1940
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты