Мемориалы и комплексы минской области как объекты для формирования военно-исторических экскурсий
Лингвогуманитарный колледж при МГЛУ (бывш. МГПК №1)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Мемориалы и комплексы минской области как объекты для формирования военно-исторических экскурсий»
по дисциплине: «Экскурсоведение»
2021
45.00 BYN
Мемориалы и комплексы минской области как объекты для формирования военно-исторических экскурсий
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экскурсоведение
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Мемориальный комплекс «Хатынь».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Мемориальный комплекс «Курган Славы».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Мемориальный комплекс «Разгром».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Мемориальный комплекс «Дальва».
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Мемориальный комплекс «Тростенец».
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Мемориальный комплекс «Остров Зыслов».
ПРИЛОЖЕНИЕ З Мемориальный комплекс «Шталаг 342».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ
1.1 Специфика военно-исторических экскурсий
1.2 Особенности проведения военно-исторических экскурсий
ГЛАВА 2. ЭКСКУРСИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ
2.1 Мемориалы Минской области, как объекты военно-исторических экскурсий
2.2 Памятники Минской области, как объекты военно-исторических экскурсий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества туризм стоит рассматривать не только с точки зрения рекреации и отдыха, а так же как сферу деятельности с педагогической функцией. Подчеркну, что туризм является эффективной педагогической технологией, средством, позволяющим воспитывать многогранную, всесторонне развитую личность, со сформированной концепцией физически и духовно здорового образа жизни.
Военно-исторические экскурсии являются одним из направлений туризма, с помощью которого возможно воспитать морально и физически здоровую личность. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что данный вид экскурсий прямо оказывает влияние на людей, посредством патриотического воспитания населения, главным образом молодежи, так как именно подрастающему поколению необходимо прививать одно из фундаментальных основ государственности, такое как патриотизм.
Именно нравственное воспитание молодежи, духовное их обогащение посредством экскурсий, позволяет воспитать достойных граждан, что в современном обществе просто необходимо. Стоит отметить, что военно-историческая экскурсия помимо главной ее функции – привития патриотического отношения к родине, носит образовательную и просветительскую функции. Такой вид экскурсий как военно-исторические составляет одну из небольших долей внутреннего туризма как в Беларуси, в общем, так и в Минской области, что только подчеркивает важность деятельности по развитию данного направления.
Под военно-исторической экскурсией понимается посещение памятных мест военных сражений и сражений, историко-краеведческих музеев, посещение действующих и исторических военных объектов и полигонов, катание на военной технике, участие в военных учениях, праздниках и маневрах, стрельба из оружия на стрельбищах и полигонах, посещение военных тюрем и концлагерей.
Беларусь привлекает туристов разными способами, в том числе военным туризмом. Стране пришлось пережить немало междоусобиц и войн, и теперь память о тех событиях, о героических подвигах представителей белорусского народа, а также погибших хранится в мемориальных комплексах, памятниках и братских могилах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ
1.1 Специфика военно-исторических экскурсий
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русском языке это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «убегание, военный рейд», затем - «вылет, поездка». Позже это слово было изменено по типу имени на «иа» (экскурс + иа).
Само понятие «сущность» представляет собой набор сторон и отношений, которые характеризуются свойствами, взятыми и учтенными в их естественной взаимозависимости. Сущность заключается во внутреннем содержании субъекта, выражающемся в единстве всех разнообразных и противоречивых форм его бытия [24, с.52].
При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо учитывать обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет собой особый процесс деятельности, суть которого определяется конкретными закономерностями (тематическими, целенаправленными, визуальными, эмоциональными, активными и т. д.).
Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г. Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям – Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ). Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде (Приложение А) [16, с.89].
Во время экскурсионного процесса гид помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первое задание), услышать необходимую информацию об этих объектах (второе задание), почувствовать величие подвига, значимость исторического события (третье задание), овладение практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертое задание). При решении последней проблемы формируется способность видеть.
Способность видеть, как эстетическое восприятие сводится к способности воспринимать архитектурные массы, краски, линии всех видов, массовые группы, краски, линии и их комплексы с точки зрения перспективы, света, воздуха, угла зрения [20, с.172].
ГЛАВА 2. ЭКСКУРСИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ
2.1 Мемориалы Минской области, как объекты военно-исторических экскурсий
Столица хранит память о том, какой ценой досталась Победа в мае 1945-го. Мемориалы, памятные знаки и доски, названия улиц и переулков многое могут рассказать о тех днях.
Военно-мемориальные комплексы – являются монументальными свидетельствами истории, данью памяти тех, кто ценой жизни защитил страну, честь и достоинство её граждан. Они символизируют вехи прошлого, которые не должны быть забыты, и становятся местами поклонения, патриотического воспитания, местами торжественного возложения венков и цветов, посвящённых павшим героям.
Многочисленные военные мемориальные комплексы в Беларуси размещены в парках, на улицах и площадях, а также на территории кладбищ.
На сегодняшний составлен такой список мемориальных комплексов Минской области, посвящённые жертвам и героям Второй мировой войны:
- Одним из самых популярных мемориалов является Мемориальный комплекс «Хатынь» (д.Хатынь). 1967– 1969. Открыт 5 июля 1969 года (Приложение Б). Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь [11].
Символ трагедии и невероятного мужества белорусского народа, память о каждом третьем жителе страны, погибшем в годы Великой Отечественной войны. Белорусская деревенька Хатынь печально знаменита на весь мир. Здесь 22 марта 1943 года мученическую смерть приняли 149 жителей, включая стариков и 75 детей. Беззащитных людей фашисты жгли живьем в закрытом сарае, а тех, кто пытался выбраться из огня, «поливали» автоматными очередями. В память о трагедии Хатыни и сотен других уничтоженных вместе с людьми деревень был основан впечатляющий мемориал. С момента открытия в 1969 году здесь побывало более 36 миллионов человек из разных уголков мира.
- Следующим хочется отметить Мемориальный комплекс советским воинам, партизанам и землякам (Старобин).
- О данном мемориале известно больше, чем о предыдущем. Мемориальный комплекс «Курган Славы» (Слобода).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследования для курсовой работы, стало известно, что экскурсия представляет собой визуальный процесс познания человеком мира, построенный на заранее отобранных объектах, расположенных в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д. Экскурсия – это методично продуманная демонстрация достопримечательностей, исторических и культурных памятников, в основе которой лежит анализ объектов перед глазами экскурсантов, а также умелая история о связанных с ними событиях.
В современных условиях остро стоящих проблем патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи необходимо способствовать формированию у населения чувства любви и уважения к своей семье, Родине, обществу, в котором он живет. Военно-исторические экскурсии призваны помочь экскурсантам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Благодаря экскурсиям можно познакомить экскурсантов с объектами реального мира в их естественном окружении.
Одной из целей экскурсии является формирование у экскурсантов отношения к теме экскурсии, деятельности исторических личностей, событий, фактов и вообще к экскурсионному материалу и его оценка.
В современных условиях остро стоящих проблем патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи необходимо способствовать формированию у населения чувства любви и уважения к своей семье, Родине и обществу, в котором они живут. Военно-исторические экскурсии призваны помочь туристам испытать и осмыслить все то, что произошло в прошлом. Благодаря экскурсиям туристы могут познакомиться с объектами реального мира в их естественной среде обитания.
Мемориальные комплексы и памятники, расположенные в Минской области, несут вечную память о разрушенных деревнях и поселках, славных боевых действиях, мужестве и отваге белорусского народа, партизанских подвигах. Они посвящены разным темам, чтобы сохранить память обо всех ужасных событиях и великих подвигах Второй мировой войны для нового поколения. Эти события и поступки никогда не следует забывать. Они должны быть предметом гордости нашего народа за славное военное прошлое нашей страны и победы в войне, за которые пришлось заплатить очень дорогой ценой, а также неиссякаемой благодарностью героям войны за мирное небо над головой.
1. Архивные документы Республики Беларусь - сокровищница социальной памяти государства: справочник / сост. Т. И. Седляревич. - Минск: НАРБ, 2005. - 144 с.
2. Баранов А.С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько ; Учеб.-метод. об-ние вузов РФ по образованию в обл. произв. менеджмента. – М. : Инфра М, 2012. – 383 с.
3. Белорусский экскурсионный портал. [Электронный ресурс] режим доступа: http://grodno–best.info/turizm/grodno/turisticheskaya–grodnenshhina.html.
4. Беларусь у Вялікай Айчыннай вайне 1941 – 1945 гг.: энцыклапедыя. – Мн., 1990. – 540 с.
5. Беларусь у Вялікай Айчыннай вайне 1941 – 1945 гг. – Мн., 1990.
6. Брестская крепость [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.brest-fortress.by/memorialnyj-kompleks/53-glavnyj-vkhod.html.
7. Буклет «Мемориальный комплекс «Прорыв». – Мн., 1976. Беларуская энцыклапедыя: ў 18 т. Т.1-10. – Мн, 1996 – 2000. – 23 с.
8. Всенародная борьба в Белоруссии против немецко-фашистских захватчиков, т. 1,2,3. – Мн.: «Беларусь», 1963 г. – 106 с.
9. Ганский В.А. Экскурсоведение: учебно-методический комплекс для студентов спец. 1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство» / В.А. Ганский, Е.В. Вовнейко; под общ. ред. В.А. Ганского. – Новополоцк: ПГУ, 2012. – 254 с.
10. Гирилович, М.П. Дальва – сестра Хатыни / М.П. Гирилович. – Мн, 2004. – 73 с.
11. Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.khatyn.by/ru/info.
12. Долженко, Г.П. «Экскурсионное дело»: учебное пособие / Г.П. Долженко . - М.ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «МАРТ», – 2006. – 304 с.
13. Ельскі, А. Гарады і мястэчкі / А.Ельскі // Выбранае. - Мінск, 2004. - С. 289.
14. Емельянов Б. В. Методика подготовки и проведения экскурсий [Текст]: Учебное пособие. / Б.В. Емельянов. – М.: ЦРИБ «Турист», 2005. – 96 с.
15. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение [Текст]: учебник / Б. В. Емельянов. – М. : Советский спорт, 2004. – 216 с.
16. Жираткова Ж.В. Организация экскурсионной деятельности : учебник и практикум для вузов / Ж. В. Жираткова, Т. В. Рассохина, Х. В. Очилова. – Москва : Юрайт, 2020. – 188 с.
17. История и культура на стыке эпох и цивилизаций: историко-культурное наследие как ресурс и результат развития общества/ Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 250-летию М.К. Огинского. - Минск, 25-26 сентября 2015 г. – 240 с.
18. Кедрова И.В. Специфика методики экскурсионной работы и ее совершенствование // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2016. – №2 (8). – С. 22-27.
19. Леонов Е. Е. Особенности методики проведения экскурсий / Е. Е. Леонов, А. В. Тараканов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 21. – С. 64-74.
20. Макринова Е.И. Технология и организация экскурсионных услуг : учеб. пособие / Е.И. Макринова, В.В. Лысенко, Е.А. Шокова ; Белгородский ун-т кооперации, экономики и права. – Белгород : Изд-во Белгородского ун-та кооперации, экономики и права, 2018. – 241 с.
21. Маршруты экскурсий и экскурсионных путешествий [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://rogotno.schools.by/pages/marshruty-ekskursij-i-ekskursionnyh-puteshestvij-belarus-pomnit-k-prazdnovaniju-75-j-godovschiny-osvobozhdenija-respubliki-belarus-ot-nemetsko-fashistskih-zahvatchikov.
22. Маслюкова, Т.А. Экскурсоведение. Методика подготовки и проведения экскурсий: учеб. Пособие / Т.А. Маслюкова. — Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2003. — 68 с.
23. Памятники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на территории Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=3439.
24. Решетников, Д.Г География туризма Республики Беларусь: учеб.-метод. пособие / Д.Г. Решетнивов. - Минск: Четырере четверти, 2011. - 320 с.
25. Рындач, М. А. Основы туризма : учеб. пособие / М. А. Рындач ; под ред. С. Н. Смоленского. – М. : Дашков и Ко ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2015. – 204 с.
26. Самусік, А. Ф. Помнікі гісторыі і культуры Беларусі : вучэб. дапам. для студэнтаў вну па спецыяльнасці «Эканоміка і кіраванне турысцкай індустрыяй» / А. Ф. Самусік. – Мінск : Экаперспектыва, 2013. – 366 с.
27. Сергеева, Т.М. Основы организации туристической деятельности, учеб.метод. пособие / Т.М.Сергеева. - Минск: МГЛУ, 2010. - 299 с.
28. Скобельцына О.С. Технология и организация экскурсионных услуг [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Туризм» / А. С. Скобельцына, А. П. Шарухин. – М. : Академия, 2010. – 192 с.
29. Сулейманова Г.В. Теория и технологии экскурсионных услуг : монография / Г.В. Сулейманова ; Казанский национальный исследовательский технол. ун-т. – Казань : Изд-во КНИТУ, 2018. – 102.
30. Туристическая мозаика Беларуси / А.И. Локотко [и др.]; науч. ред. А.И. Локотко. – Минск: Беларус. навука, 2011. – 640 с.
31. Туристический терминологический словарь: Справочно-методическое пособие [Текст]/ Авт.-сост. И. В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Советский спорт, 1999. – 664 с.
32. Туристская энциклопедия Беларуси / сост. Л. В. Ловчая, Т. И. Жуковская; под общ.ред. И. И. Пирожник. – Минск: Беларуская Энцыклапедыя, 2007. – 647 с.
33. Экскурсии.by [Электронный ресурс] режим доступа: https://ekskursii.by.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Мемориальный комплекс «Хатынь».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Мемориальный комплекс «Курган Славы».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Мемориальный комплекс «Разгром».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Мемориальный комплекс «Дальва».
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Мемориальный комплекс «Тростенец».
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Мемориальный комплекс «Остров Зыслов».
ПРИЛОЖЕНИЕ З Мемориальный комплекс «Шталаг 342».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты