Моделирование как метод экологического образования детей старшего дошкольного возраста
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Моделирование как метод экологического образования детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Экологическое образование дошкольников»
2021
45.00 BYN
Моделирование как метод экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экологическое образование дошкольников
Организация: Ясли-сад № 39, ГУО (г. Могилев)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность экологического образования в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста
1.3 Роль и значение моделирования в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня развития экологического образования у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Разработка направлений применения моделирования как метода экологического образования детей старшего дошкольного возраста
2.3 Оценка эффективности применения моделирования как метода экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. В последние годы значительно возросло внимание ученых к исследованию данной проблемы. Особый интерес представляют работы Н.М. Верзилина, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, В.С. Липицкого, И.С. Матрусова, А.П. Мамонтовой, Л.П. Печко, В.А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования детей в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Учреждение дошкольного образования уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.
Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. Воспитывая детей, педагоги должны уделять особое внимание следующим вопросам: пониманию самоценности природы; осознанию ребенком себя как части природы; воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий; формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»; пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать; формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить); усвоению азов экологической безопасности; усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту; формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность экологического образования в психолого-педагогической литературе
Для дошкольной педагогики экологическое образование – это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа учреждений дошкольного образования сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому – ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.
Экологическое образование – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.
В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней 7, с. 112.
Взаимодействие человека с природой – второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей – социальной экологии, экологии человека – не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня развития экологического образования у детей старшего дошкольного возраста
В процессе выполнения опытно-экспериментальной была проведена диагностика уровня развития экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 39 города Могилева».
Выборка составила 15 (75%) мальчиков и 8 (25%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования не проводился. Всего в исследовании приняли участие 23 ребенка старшего дошкольного возраста.
Методики исследования:
1. Методика «Живая-неживая природа».
Цель: определить уровень зрелости экологического понимания живой и неживой природы.
Подготовка к исследованию: подготовить листы для каждого ребенка с изображением объектов животного и неживого мира для раскрашивания, цветными карандашами.
Проведение исследования:
Дети (испытуемые) получают листы природы для раскрашивания и получают задание раскрашивать цветными карандашами только то, что связано с живой природой.
Обработка данных:
Высокий уровень (4-5). Ребёнок выполнил задание правильно и тщательно.
Средний уровень (2-3). Ребёнок допустил ошибки: раскрасил неодушевлённые предметы или пропустил некоторые предметы дикой природы.
Низкий уровень (1). Ребенок нарисовал всю природу или только то, что ему нравится.
2. Методика «Картинная галерея».
Цель: раскрыть уровень эстетического восприятия природы и уровень эмоциональной восприимчивости к ней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста является важной проблемой в рамках психолого-педагогической науки. Элементы экологического образования крайне важны в рамках определенных занятий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. В основе экологического образования – адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
В содержании экологического образования детей старшего дошкольного возраста играет идея единства человека и природы, способах их воздействия. В экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста воспитатель является носителем экологической культуры и от него зависит экологическое мировоззрение ребенка, именно он сможет положить начало осознанному отношению к природе, заложить основы планетарного мышления. Экологическое воспитание старших дошкольников предполагает использование различных методов и форм работы с детьми. Использование различных методов и форм работы, способствует выработке экологических отношений и стремлению к экологической деятельности, формированию экологического сознания.
Моделирование – это продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего, мыслительную обработку исходного чувственного материала с целью его очищения от случайных моментов. Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко используется в педагогике. Детям старшего дошкольного возраста доступны объектно-схемные модели, в которых существенные признаки и отношения выражаются с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Использование моделей возможно, если у дошкольников развита способность к анализу, сравнению, обобщению, абстрагированию от несущественных признаков при познании объекта. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления от природы, накапливает представления о различных формах жизни, т.е. формируются базовые основы экологического мышления и сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
1. Ашиков, В. И., Ашикова, С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. – М, 1997.
2. Ашиков, В., Ашикова, С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – 2005 – 7. – С. 2-5; №11. – С. 51-54.
3. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. – 2002. – №5. – С. 80-82.
4. Бобылева, Л., Дупленко, О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. – №7. – С. 36-42.
5. Бобылева, Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 38-46.
6. Большакова, М., Морева, Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. – 2005. – №7. – С. 12-20.
7. Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 2004. – С. 111-113.
8. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу. – М, 2002. – С. 56.
9. Вербицкий, А. А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И. С. Ладенко. – Новосибирск, 2006. – 145 с.
10. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006. – №6 – С. 30-37.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 2004. – 156 с.
12. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 45-49.
13. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 2005. – №7. – С. 3-9
14. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.
15. Иванова, Г., Курашова, В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2006. – №3. – С. 10-12.
16. Йозова, О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. – №5. – С. 70-73.
17. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.
18. Кузнецов, В. Н. Программы: Экология. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
19. «Мы» Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – С-Пб: Детство-пресс, 2003. – 240 с.
20. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2004. – 160 с.
21. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. – 319 с.
22. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – С. 119.
23. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 336 с.
24. Николаева, С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2002. – №9. – С. 52-64.
25. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 2 – С. 21-27.
26. Суравегина, И. Т., Сенкевич, В. М. Как учить экологии. - М.: Просвещение, 2005. – 378 с.
27. Целищева И., Большакова М. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. – 2005. – №11. – С. 53-64
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты