Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках русского языка
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках русского языка»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках русского языка
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты констатирующего этапа исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты итогового этапа исследования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Понятие учебная мотивация, её сущность и влияние на учебную деятельность
1.2 Особенности мотивационной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Разработка комплекса заданий по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках по учебному предмету «Русский язык»
2.2 Проверка эффективности разработанного комплекса заданий путем проведения обучающего эксперимента и анализа его результатов
2.3 Разработка методических рекомендаций по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках по учебному предмету «Русский язык»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что процесс образования в современной школе направлен на поиск эффективных методов формирования учебно-познавательной мотивации учащегося, создания необходимых условий для активизации познавательной активности в процессе познания. Мотивация учения в процессе обучения связана с успешностью формирования общеучебных умений и навыков, в частности способности самостоятельно ставить цели, выбирать способы и средства способствующие их реализации, способности контролировать и регулировать свою деятельность. Развитие потребности в новых знаниях, способность самостоятельно их получать, предполагает развитые навыки субъектной регуляции познавательной активности. Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований требует сегодня реального познания закономерностей мотивационной структуры личности. Общий смысл формирования мотивов учебной деятельности состоит в том, что учителя желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному.
Возрастное развитие мотивации состоит в появлении психологических новообразований, т.е. качественно новых особенностей, характеризующих ее более высокий уровень. К моменту поступления в школу мотивационная сфера ребенка претерпевает серьезные изменения. Наиболее важным периодом для формирования учебно-познавательной мотивации является младший школьный возраст, так как в это время у ребенка начинают формироваться произвольные умственные действия: намеренное запоминание и припоминание учебного материала, произвольное внимание, направленное на устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач.
Особую актуальность в сурдопедагогике приобретает изучение мотивации учения младших школьников с нарушением слуха. Для успешности процесса обучения и формирования познавательной активности педагогу необходимо знать специфику формирования мотивации к учебной деятельности у учащихся младшего школьного возраста с нарушением слуха.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Понятие учебная мотивация, её сущность и влияние на учебную деятельность
Мотивационная сфера включает в себя такие понятия, как «мотивация», «мотив», «потребности», «цели» и т.д. Однако первостепенное значение в мотивационной сфере имеет мотивация.
Е.П. Ильин отмечает, что впервые термин «мотивация» употребил А.Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных [6, с.65].
На современном этапе развития науки мотивация как психический феномен трактуется различно. В одном случае она может трактоваться либо с точки зрения совокупности факторов, которые поддерживают и направляют поведение [4], т. е. определяют направленность поведения, или же в другом случае может определяться как ряд мотивов [8], либо в третьем случае объясняется как устойчивое побуждение, которое вызывает активность человека и формирует определенную направленность поведения человека [9].
Разнообразные определения термина «мотивация» Е.П.Ильин предлагает отнести к двум различным направлениям. В качестве первого направления автор рассматривает мотивацию с позиции структурных компонентов, то есть как набор факторов или отдельных мотивов. На основании учета данных факторов или мотивов может реализовывать принятие определенного решения, либо формироваться некоторое намерение. С позиции второго направления мотивацию можно рассматривать не как статичный компонент личностной сферы, а как динамическое образование, то есть с точки зрения процессуального анализа [6, с.65].
Однако в обоих случаях мотивация у различных авторов является вторичным в отношении к мотивам образованием. Кроме того, во втором указанном понимании термина мотивации она выступает в качестве средства или определенного механизма, который позволяет реализовать человеку имеющиеся у него мотивы. В частности, возникает ситуация, которая позволяет реализовать на практике имеющийся мотив, значит в этом случае появляется и мотивация, аналогично как процесс осуществления регуляции деятельности посредством мотива.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Разработка комплекса заданий по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках по учебному предмету «Русский язык»
Целью формирующего эксперимента являлась разработка комплекса заданий по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках по учебному предмету «Русский язык».
Достижение установленной цели возможно при решении следующих задач:
- сформировать учебно - познавательные мотивы;
- способствовать формированию внутренней позиции ученика;
- повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность;
- обеспечить атмосферу эмоционального принятия, которая позволяет снизить чувство беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;
- развивать рефлексию, умения анализировать собственную деятельность и воспитывать ответственность за результаты деятельности.
Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т.к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению (или формированию определенных психологических компонентов).
Работа строилась на основе следующих принципов:
- учет индивидуальных особенностей учащихся;
- учет особенностей развития учащихся с нарушениями слуха;
- систематичность и непрерывность работы.
Для формирования мотивации к учебной деятельности были выделены следующие направления работы:
- преобладающая игровая форма обучения (например, урок русского языка проводился в форме игры «Поможем Шрэку освободить принцессу; урок русского языка – в форме путешествия по Стране Гласных Звуков с использованием волшебной карты и т.п.);
- использование сюрпризных моментов (на уроки приходили различные сказочные персонажи, герои любимых мультфильмов и т.п.);
- поощрение даже незначительных достижений учащихся;
- организация ситуации личного выбора задачи, упражнения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании обзора научной литературы по проблеме исследования можно заключить, что мотивация к учебной деятельности определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории: одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие – с более широкими взаимоотношениями с окружающей средой.
Анализ и обобщение исследований различных ученых позволяет констатировать, что учебная мотивация школьников с нарушением слуха снижена. Учащиеся к выполнению поставленной учебной задачи приступают без должной предварительной ориентировки в ней, без предварительного уточнения ее условий и требований, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств, ведущих к определенной цели. При встрече с препятствиями и трудностями в процессе решения учебных задач учащиеся с нарушением слуха не стремятся преодолеть их, а пытаются их избежать. Особенностью отношения к учебной деятельности учащихся является руководство внешними стимулами воздействия, а не внутренними мотивами. У младших школьников с нарушением слуха преобладают мотивы, связанные со стимуляцией со стороны педагога.
На основании изложенных фактов можно заключить, что перед современным образованием стоит задача повышения учебной мотивации, отвечающей современному уровню развития науки, а также создание образовательной среды, способствующей обеспечению эффективности процесса образования учащихся с нарушением слуха. Формирование учебной мотивации у учащихся с нарушением слуха требует целенаправленной, систематической коррекционно-развивающей работы. Для формирования мотивации учебной деятельности у школьников с нарушением слуха на уроках русского языка могут применяться нетрадиционные формы уроков (уроки – путешествия, театрализованные уроки, уроки взаимообучения учащихся, уроки с групповыми формами работы); применение занимательного материала, проведение дидактических игр, развитие самостоятельности школьников в достижении успешности в учебной деятельности; рефлексия обучающимися через оценку собственной деятельности и общего результата работы на уроке. Реализация данных форм работы должна вызывать интерес у учащихся.
1. Алексеева, М. И. Мотивы обучения учащихся / М.И. Алексеева. – М.: Советская школа, 2011. – 120 с.
2. Бичерова, Е.Н. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам / Е.Н. Бичерова, Е.М. Фещенко // Российский психологический журнал. – 2016. – № 4. – С. 117-136.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1995. – 345 с.
4. Дичкова Т.И. Социализация детей с нарушением слуха в современном обществе / Т.И. Дичкова // Молодой ученый. – 2016. – №26. – С. 705–708.
5. Жулина, Г.Н. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте / Г.Н. Жулина, В.С. Васькина // Таврический научный обозреватель. Психология. – 2016. – №2. – С.123-127.
6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. – СПб: Издательство «Питер», 2010. – 512 с.
7. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2016. – №2. – С.3-18.
8. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Институт практической психологии, 2007. – 304 с.
9. Макарычева, И.А. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности / И.А. Макарычева // Вестник науки и образования. – 2018. – №1. – С. 12-16.
10. Мосина, Н.А. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости / Н.А. Мосина, Т.В. Казакова, Т.В. Захарова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 290-301.
11. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха /Л.П.Назарова. – М.: Просвещение, 2011. – 155с.
12. Нейман, Л.В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей / Л.В.Нейман. – М.: Академия, 2003. – 248 с.
13. Осиповская, А.В. К вопросу о мотивации учебной деятельности / А.В.Осиповская // Экономический журнал (народное образование, педагогика). – 2013. – № 89-93.
14. Попова, Д.В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников / Д.В. Попова, Б.В. Сергеева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6 . – С. 114–122.
15. Семенов, С.А. Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии / С.А. Семенов // Молодой ученый. – 2014. – №13. – С. 285–287.
16. Семенова, Т.В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд / Т.В. Семенова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2015. – № 6. – С. 185-194.
17. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения / Ж.Н. Тельнова // Практическая психология в образовании. – 2012. – № 4. – С.22–26.
18. Трубинова, К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань : Молодой ученый, 2017. – С. 9–14.
19. Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для I–V классов второго отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2019 г. [Электронный ресурс]. – Минск: Национальный образовательный портал. – Режим доступа: https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2021-2022-uchebnyj-god/spetsial-noe-obrazovanie-2021-2022.html.
20. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Л.В. Михайловская, Т.И. Обухова. – Минск: БГПУ, 2011. – 216 с.
21. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей.-М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. — 480 с.
22. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности / В.И.Чирков. – Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2011. – 290 с.
23. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 368 с.
24. Шипова Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – № 3 (47). – С. 37-48.
25. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И.Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 416 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты констатирующего этапа исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты итогового этапа исследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты