Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов»
по дисциплине: «Методы и технологии психологической помощи»
2021
45.00 BYN
Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методы и технологии психологической помощи
Организация: Средняя школа №2, ГУО (г. Червеня)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы результатов.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сравнительный анализ.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
1.1 Понятие эмоционального выгорания
1.2 Особенности проявления эмоционального выгорания и источники возникновения
1.3 Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
2.1 Организация, методы и методика исследования
2.2 Разделение педагогов на группы в зависимости от стажа работы
2.3 Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире отмечается повышенное внимание исследователей к профессиональному здоровью педагогов, как представителей стрессогенной профессии. Они подвержены не только профессиональному стрессу, но и о синдроме эмоционального выгорания. Синдром эмоционального выгорания – ответная реакция психики человека на длительные рабочие стрессы межличностного общения.
Существует много примеров, свидетельствующих о том, что работа с людьми требует особой ответственности и эмоциональной нагрузки на психику человека и очень часто способствует развитию синдрома эмоционального выгорания. Очень часто у педагогов эмоциональное выгорание возникает в связи с накоплением отрицательных эмоций и отсутствием возможности разрядки. Однако, многие педагоги, отрицают саму возможность психологических проблем, связанных с профессией.
Эмоциональное выгорание у педагогов проявляется в быстрой утомляемости, нежелании работать, неуверенности в собственных силах, страхом допустить малейшую ошибку, несовершенством в своей работе. Стремление делать работу постоянно безукоризненно приводит к снижению чувства собственного достоинства. Кроме того, эмоциональному выгоранию часто способствует отсутствие сплоченности в коллективе, неспособность оказывать поддержку в трудную минуту. Недостаточное время для проведения урока при большом объеме материала.
Подверженность синдрому эмоционального выгорания у педагогов различна и одним из факторов, определяющих это различие, на наш взгляд, является стаж работы.
Изучением данной проблемы занимались такие отечественные и зарубежные исследователи, как В.В. Бойко, М. В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, В. Е. Орел, Б. Перлман, Т. В. Форманюк, Е.А. Хартман.
Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Наше исследование посвящено изучению особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы: от 5 до 40 лет.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что проблема эмоционального выгорания в педагогической профессии мало изучена.
Цель исследования: изучении особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
1.1 Понятие эмоционального выгорания
В психологической науке существуют различные определения понятия «эмоциональное выгорание», однако наиболее часто оно определяется как реакция ответа на длительные стрессы в профессиональной деятельности при интенсивной межличностной коммуникации, которое включает в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений.
Изучением данной проблемы занимались такие отечественные и зарубежные исследователи, как В.В. Бойко, М. В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, В. Е. Орел, Б. Перлман, Т. В. Форманюк, Е.А. Хартман.
Понятие «эмоциональное выгорание» представлено в теории В. В. Бойко как механизм психологической защиты, проявляющийся в виде полного или частичного отключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [2, с. 26]. На теорию психологической защиты также ссылается М. В. Борисова и рассматривает понятие «эмоциональное выгорание» как механизм психологической защиты, который проявляется стереотипом поведения в профессиональной деятельности [3, с. 96].
Эмоциональное выгорание рассматривается Т. В. Форманюк как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и который ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работника. Эмоциональное выгорание возникает как результат внутреннего накопления отрицательных эмоций без «освобождения» и соответствующей «разрядки» от них [20, с. 47]. В исследовании В. Е. Орел эмоциональное выгорание описывается как реакция организма, которая возникает вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов [11, с. 90].
В настоящее время существует несколько теорий, которые выделяют стадии эмоционального выгорания. Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как прогрессирующий пятиступенчатый процесс [6].
Первая стадия эмоционального выгорания названа автором «медовый месяц». Проявляется в том, что работник доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом и ответственностью. Однако по мере продолжения и накопления рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным при выполнении своих обязанностей.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
2.1 Организация, методы и методики исследования
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) Организация исследования. Формирование выборки;
2) Разделение педагогов на группы в зависимости от стажа работы;
3) определение уровня профессионального выгорания у педагогов;
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы и методики:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы);
2. Эмпирические: психодиагностические методы;
3. Методы математической статистики: критерий U-Манна-Уитни;
4. Опросник «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак).
Цель: тест предназначен для диагностики первых симптомов синдрома
эмоционального выгорания.
На 10 предложений необходимо отвечать "да" или "нет". Количество положительных ответов нужно посчитать и обработать в соответствии с ключом методики (Приложение А).
5. Методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
Цель: определение уровня профессионального выгорания.
Шкалы методики: Параметр «Эмоциональное истощение» отражает степень эмоционального состояния в связи с профессиональной деятельностью. Высокие баллы говорят об апатии, угнетенности, усталости, эмоциональной опустошенности
Параметр «Деперсонализация» указывает на характер отношений с коллегами и клиентами, а также ощущение своей профессиональной компетентности. Высокие баллы свидетельствуют о формальном и циничном отношении к клиентам.
«Редукция личных достижений» показывает, как специалист оценивает свою компетентности и продуктивность.
Текст опросника содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Испытуемым предлагается оценить утверждения по 7-балльной шкале. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования нами были следующие выводы.
Под понятием «эмоциональное выгорание» мы рассматриваем составляющую профессиональной деформации, негативное явление в личностной сфере работника, которое включает в себя психоэмоциональное истощение, сопровождающееся чувством глубокой усталости и опустошенности, проявлением отрицательного, циничного либо безразличного отношения к деятельности и ее субъектам, утратой мотивации профессиональной деятельности, ощущение некомпетентности и не успешности в работе.
На особенности проявления эмоционального выгорания влияют три основных фактора, личностный, ролевой и профессиональный, которые играют существенную роль в синдроме эмоционального выгорания. Исследователи указывают на поэтапное формирование выгорания, проявляющееся в негативном изменении профессиональных установок и поведения в ответ на напряжение, возникающее в ходе работы. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы нарастающего эмоционального выгорания.
В целом, специфика педагогической профессии способствует появлению эмоционального выгорания. Причин появления синдрома эмоционального выгорания очень много, и чаще всего они кроются не столько в особенностях работы, сколько в субъективном восприятии человеком своей профессиональной деятельности и в его личностных качествах. В сравнении с мужчинами женщины более склонны к профессиональному выгоранию в силу их врожденной эмоциональности. Эмоциональное выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому очень важно оказывать своевременную поддержку и профессиональную помощь специалистам, находящимся в зоне риска.
Целью эмпирического исследования явилось изучение особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики: опросник «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак), методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.Е. Водопьяновой и методика диагностики эмоционального выгорания личности В.В. Бойко.
1. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / О.И. Бабич – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.
2. Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. – СПб, 2009. – 278 с.
3. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания / М. В. Борисова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 96-104.
4. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2009. – 336 с.
5. Гунузунова, Б. А. Психокоррекция эмоционального выгорания и развитие навыков саморегуляции у педагогов / Б. А. Гунузунова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2019. – № 2. – С. 76-80.
6. Кризисное вмешательство : Учеб. - метод. пособие / Е. И. Крукович, В. Г. Ромек. – Минск : ЕГУ, 2013. – 92 с.
7. Кузнецова, Е. В. Психология стресса и эмоционального выгорания : Учебное пособие / Е. В. Кузнецова, В. Г. Петровская, С. А. Рязанцева. – М. : Аспект-Пресс, 2012. – 412 с.
8. Курапова, И. А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов / И. А. Курапова // Психологический журнал. – 2017. – №3. – С.84-95.
9. Леонова, А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / А. Б. Леонова // Психологический журнал. – 2014. – № 2. – С. 75-85.
10. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач // Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 234 с.
11. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В. Е. Орёл // Психологический журнал. – 2001. – №1. – С.90-101.
12. Пак, С. Н. Основные аспекты синдрома профессионального выгорания педагогов / С. Н. Пак // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 12-16.
13. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004. – 272с.
14. Семиздралова, О.А. Психологическое здоровье педагога и пути его сохранения [Текст] / О.А. Семиздралова // Народное образование. – №1. – 2015. – 31-38 с.
15. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, профилактика и терапия / М. М. Скугаревская // Белорусский медицинский журнал. – 2013. – № 1. – С.82-86.
16. Смирнова, О. Ю. Терапия и профилактика синдрома эмоционального выгорания / О. Ю. Смирнова, А. В. Худяков // Медицинская сестра. – 2011. – № 7. – с. 36-40.
17. Софонова, А.О. Эмоциональное выгорание – приговор или способ преодоления себя? [Текст] / А.О. Сафонова // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 4. – С. 107-115
18. Сурженко Л.В. Синдром психического выгорания преподавателей: ценностно-смысловой аспект: Монография / Л.В. Сурженко. – Краснодар: КубГАУ, 2014. – 159 с.
19. Федоренко, Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения [Текст] / Л.Г. Федоренко. – СПб.: КАРО, 2003.
20. Форманюк, Т. В. Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2004. – № 6. – С.46-52.
21. Чернисс, К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. – 2003. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/cherniss.htm.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы результатов.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сравнительный анализ.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты