Влияние предстартового состояния на проплывание соревновательной дистанции
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние предстартового состояния на проплывание соревновательной дистанции»
по дисциплине: «Плавание с методикой преподавания»
2021
45.00 BYN
Влияние предстартового состояния на проплывание соревновательной дистанции
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Плавание с методикой преподавания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМАТИКЕ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1. Понятие «психологическая подготовка» и её разновидности
1.2. Объективные факторы, влияющие на проплывание соревновательной дистанции
1.3. Субъективные факторы, влияющие на проплывание соревновательной дистанции
1.4. Виды предстартовых состояний и их влияние на соревновательную деятельность пловца
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ПЛОВЦОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОСНОВНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В ряде психологических исследований показано, что результаты выступления спортсменов на соревнованиях во многом обусловлены психологическими факторами. При одинаковом уровне физической, технической подготовленности высококвалифицированных спортсменов именно психологические факторы могут играть решающую роль в реализации подготовленности спортсмена. Психологические факторы в своём многообразии приобретают особую значимость в соревновательном периоде, в течение которого результативность соревновательной деятельности обусловлена тем или иным психологическим фактором. Результативность соревновательной деятельности являлась предметом ряда исследований в которых показано влияние изучаемого авторами того или иного фактора. Однако многие вопросы не нашли своего отражения. В их разрешении нуждаются тренеры и спортсмены.
Любое спортивное соревнование в силу условно-рефлекторной реакции организма на предстоящую деятельность вызывает существенные изменения в деятельности систем организма, приводящие к изменениям состояния спортсмена и затруднениям выполнения спортсменом заученных действий. В этом сказывается влияние различных факторов внешнего и внутреннего характера. Спортсмен готов показать определенный результат, но не может реализовать накопленный потенциал. Ответственность за результат и желание повысить свои спортивные достижения приводят к эмоциональным сдвигам, определяющим характер предстартового состояния спортсмена. В этом случае роль личностного фактора может оказаться решающим фактором. Однако в тренерской практике роль личностного фактора нередко недооценивается в силу различных причин.
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМАТИКЕ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1. Понятие «психологическая подготовка» и её разновидности
Непрерывным условием покорения и сохранения высоких результатов на международной арене считается процесс улучшения способа подготовки спортсменов к главным состязаниям тренировочного цикла.
Без познания основ и закономерностей прогрессивной соревновательной работы нельзя действенно улучшать методику подготовки молодых спортсменов или же спортсменов высочайшего класса, например, как главным слагаемым заслуги высочайшего спортивного итога команд была и станет комплексность всевозможных обликов научно – методического обеспечения.
Психологическая подготовка спортсменов представляет собой сложный процесс подготовки эмоциональных, волевых и нравственных качеств в рамках спортивной подготовки спортсмена, состоящее из отдельных частей или элементов. Каждый элемент данной системы несет в себе определенную функцию [7].
Основные задачи психологической подготовки:
1. Воспитание необходимого отношения к тренировочным занятиям.
2. Осознание необходимости освоения максимальных нагрузок.
3. Воспитание уверенности в собственных силах. Вера в успех является стержнем психологической подготовки [13].
Далее приведем структуру психологической подготовки в процессе всей спортивной многолетней подготовки:
1. Психологический паспорт избранного вида спорта.
2. Психологическая характеристика спортсмена.
3. Общая психологическая подготовка.
4. Психологическа подготовка к конкретной тренировке.
5. Предсоревновательная психологическая подготовка.
6. Предстартовая психологическая подготовка.
7. Непосредственно соревновательная психологическая подготовка
8. Постсоревновательная психологическая подготовка [20].
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие «психологическая подготовка» и её разновидности;
- проанализировать виды предстартовых состояний и их влияние на соревновательную деятельность пловца;
- изучить особенности контроля и самоконтроля пловцов при подготовке к основным соревнованиям.
В процессе проведения исследования нами использовались следующие методы:
- анализ научно-методической литературы;
- сравнительный анализ;
- обобщение.
Настоящее исследование включало три взаимосвязанных этапа:
- Первый этап - выбрана тема исследования, поставлены цели и задачи исследования, определялись методы исследования.
- Второй этап - уточнялось направление исследования, был проведен анализ научно-методической литературы,
- Третий этап - полученные результаты анализа научно-методической литературы обрабатывались и анализировались, подводились итоги, оформлялась данная курсовая работа.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ПЛОВЦОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОСНОВНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ.
Контроль за состоянием психологической подготовленности пловцов проводится на основании данных об основных свойствах личности квалифицированного пловца, полученных на большом статистическом материале, с учетом индивидуальных психологических особенностей.
Выделяют такие свойства личности, которые среди большого многообразия личностных особенностей, характеризующих спортсмена высокого класса, являются решающими, наиболее значимыми при достижении пловцом высоких результатов.
1. Темперамент - фактор, обусловливающий уровень психической выносливости и работоспособности (оптимальный уровень проявления - 7-10 баллов).
2. Уровень мотиваций достижения (оптимальный уровень - 6-7 баллов). Более высокий уровень может способствовать переоценке своих реальных возможностей.
3. Волевой и интеллектуальный контроль поведения (оптимальный уровень - 7-8 баллов).
4. Стремление к соперничеству, соревновательность (оптимальный уровень - 7-8 баллов) [13].
Однако существуют два условия, которые существенно влияют на значимость перечисленных качеств. Прежде всего следует сказать о психическом здоровье, как о непременном условии, лежащем в основе хорошей переносимости стресса. Под стрессом понимаются не только ответственные выступления, но и ежедневные тренировочные нагрузки, выполняя которые пловец находится на грани психического срыва.
ВЫВОДЫ
Таким образом, психологическая подготовка представляет собой специально организованный процесс воздействий на спортсмена с целью воздействия на взгляды, чувства, установки, состояния и формирования специфических психических возможностей.
Различают общую психологическую подготовку, направленную на формирование установок, отношений, мотивации благоприятных для достижения высокого спортивного результата и на длительную перспективу, а также совершенствование психических функций и качеств личности, необходимых для успешной деятельности в целом и специальную психологическую подготовку.
Результатом психологической подготовки должна стать искомая степень готовности психики к решению возникающих в ходе деятельности задач, т.е. состояние, в котором спортсмен способен наиболее полно реализовать свои возможности, и высокий конечный результат.
Выделяют следующие объективные факторы, влияющие на проплывание соревновательной дистанции. Факторы, определяющие результативность: успешность, стабильность, надежность. Факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности: сложность соревновательной программы, соответствующая правилам соревнования; готовность в физическом отношении (определенный уровень исполнительского мастерства, отсутствие ошибок); готовность в психологическом отношении (умение пользоваться приемами саморегуляции психических состояний) и др.
Субъективные факторы представляют собой индивидуально-личностные качества спортсменов. К субъективным факторам относятся следующие: высокий темп выполнения двигательных действий, ответственность, психологическая устойчивость, способность выполнять несколько задач одновременно, обстановка в личной жизни, степень слаженности и взаимоотношений в команде и др.
1. Алексеев, А. В. Преодолей себя! / А. В. Алексеев. – Ростов/н Д : Феникс, 2006. – 352 с.
2. Алексеев, А. Н. Психагогика. Учебное пособие. /А. Н. Алексеев - Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте - Ростов н/д: - «Феникс»,2004. -192 с.
3. Бабушкин, Г. Д. Результативность соревновательной деятельности спортсмена и пути её повышения / Г. Д. Бабушкин // Спортивный психолог. – № 1. – С. 63–68.
4. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. – М. : Советский спорт, 2006. – 296 с.
5. Гордон С. М., Ильин А. Б. Оценка психической готовности к соревновательной деятельности спортсменов разных специализаций и квалификаций (на примере циклических, игровых видов и спортивных единоборств) // Наука в олимп. спорте. 2004. № 2. С. 82–85.
6. Иванченко, Е.И. Теоретико-методические основы подготовки и подведения пловцов к основным соревнованиям сезона на этапе высшего спортивного мастерства / Е.И. Иванченко - Минск, 1990. – С. 53 – 65.
7. Коломейцев, Ю.А. Социальная психология спорта: учеб.-метод, пособие / Ю.А. Коломейцев- Мн.:БГПУ,2004.-292с.
8. Корельская, И.Е. Экспресс оценка состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой зрительно-моторной реакции / И.Е. Корельская, А.А. Кузнецов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8 (часть 2) – С. 194-197.
9. Кретти Брейент. Психология в современном спорте: учебник для специальностей с физкультурным уклоном [Текст]/ Кретти Брейент// Пер. с англ. Ханина Ю.Л.- М.: Физкультура и спорт, 1978 - 237 с.
10. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации» (11-12 декабря 2020 г., г. Краснодар) / ред. коллегия: С.М. Ахметов, Г.Д. Алексанянц, Г.Б. Горская, Е.М. Бердичевская, Е.А. Пархоменко – Краснодар: КГУФКСТ, 2020. – 232 с.
11. Миллер А. Е. Физическая культура: учебник для бакалавров / А. Е. Миллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко. – М.: Юрайт, 2013. – 347 с.
12. Пестряева Л.Ш. Основные элементы техники для самоконтроля у лучников / Л.Ш. Пестряева, Т.И. Орешкина // Матер. Междунар. науч.-практ. конференции «Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях». – 2020. – С. 434-437.
13. Психология соревновательной деятельности спортсмена : моногр. / Под ред. Г. Д. Бабушкина. – Омск : СибГУФК, 2010. – 263 с
14. Сергеев О.В. Изучение стартовой реакции легкоатлетов-спринтеров в контролируемых условиях / О.В. Сергеев, И.В. Манжелей // Здоровье нации – наша забота: Материалы 8-ой региональной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. – 2014.– С. 123-126
15. Скорук, Е. А. Переносимость психической нагрузки и её влияние на результативность соревновательной деятельности спортсменов / Е. А. Скорук, Г. Д. Бабушкин // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. – 2014. – № 3 (129). – С. 171–174.
16. Станбулова, Н.В. Психология спортивной карьеры: учебник для институтов физической культуры / Н.В. Станбулова - М.: 2005 – 63 с.
17. Стрельченко В.Ф., Крахмалев Д.П., Ярошенко Е.В. Плавание. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Физическая культура (элективный курс)» для студентов очной и заочной форм обучения всех направлений подготовки бакалавров. / В.Ф. Стрельченко, Д.П. Крахмалев Е.В. Ярошенко. – Пятигорск: СКФУ, 2015. – 140 с.
18. Шумилин, А. П. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки дзюдоистов к соревнованиям в системе многолетней спортивной тренировки : моногр. / А. П. Шумилин. – Красноярск : СФУ, 2010. – 320 с.
19. Яковлев, Б. П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности : учеб. пособие. – М. : Советский спорт, 2014. – 311 с.
20. Яковлев, Б. П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений : моногр. / Б. П. Яковлев. – Сургут : СурГПУ, 2007. – 201 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты