Современная семья: проблемы и пути решения
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Современная семья: проблемы и пути решения»
по дисциплине: «Психологические основы социальной работы»
2021
45.00 BYN
Современная семья: проблемы и пути решения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психологические основы социальной работы
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест Томаса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» разработанный А.П. Емельяновым.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Опросник "Ролевые ожидания и притязания в браке" (РОП).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Тест "Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях".
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОЛОДОЙ СЕМЬИ КАК ОСОБОЙ СОЦИАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ
1.1. Понятие брак, семья и молодая семья
1.2. Стадии жизненного цикла семьи
1.3. Психологические проблемы молодой семьи
1.4. Виды психологической помощи семье: техники семейной терапии
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
2.1. Цель, задачи и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Рекомендации молодой семье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.
Семья – это новый объект, с новыми свойствами, где «старые» свойства членов семьи могут исчезнуть. Также, семья – это отношения между составляющими ее членами, самая сплоченная и стабильная ячейка общества. Семья необходима человеку для жизнеобеспечения и продолжения рода, хранения и передачи культурно-исторического опыта.
Современная семья испытывает существенные трудности. Семьи делятся
по уровню доходов, происходит разрушение традиционной структуры семьи, изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье, отношение к воспитанию. Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления.
Молодая семья имеет характеристику объективно недостаточного уровня материальной обеспеченности, нестабильности отношений между ее членами, освоение ими социальных ролей, а также социализацию семейного союза в обществе как самостоятельного субъекта.
Большинство психологов и социологов, исследующих семейные отношения, подчеркивают важность начального периода развития семьи (М.С. Мацковский, А.Г Харчев., В.А. Сысенко, И.Ф. Дементьева, Т.М. Трапезникова, Р. Ричардсон, Г. Навайтис, И.Ф. Гребенников, С. Кратохвил, А. Харчев, Е.В. Антонюк, А.К. Дмитриенко, E Burges и др.) [2].
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОЛОДОЙ СЕМЬИ КАК ОСОБОЙ СОЦИАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ
1.1. Понятие брак, семья и молодая семья
Существует два родственных понятия – «семья» и «брак».
Исходная точка для существования семьи – это чаще всего заключение брака. Однако, наличие зарегистрированного брака между мужчиной и женщиной не всегда означает, что они – единая семья. Необходимо рассмотреть несколько наиболее известных определений понятия «брак», чтобы разделить эти два понятия.
В юридическом энциклопедическом словаре прописано следующее «брак – это свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, заключающийся для создания семьи и порождения взаимных прав и обязанностей супругов».
По мнению А.Г. Харчева «брак – это исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности» [5].
Ю.И. Семенов утверждал, что «брак есть определенная социальная организация отношений между полами, он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами» [13].
Брак – это официальное признание взаимных обязательств двух взрослых людей. Однако не каждый брачный союз можно назвать семьей.
Самый явный пример – фиктивный брак, определяющийся Семейным кодексом как "заключенный без цели создания семьи".
Семья и брак взяли свое начало в разные исторические периоды. Семья – более сложная система отношений, которая объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей [1, 19].
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
2.1. Цель, задачи и методы исследования
Экспериментальное исследование проблем молодой семьи проводилось с супружеской парой Анной и Егором Емельяновыми.
Цель исследования: изучить проблемы молодой семьи и найти пути их решения.
Задачи исследования:
– подобрать диагностические методики для выявления потенциальной психологической совместимости супругов, выявление предрасположенности к конфликтному поведению, выявление стиля разрешения конфликта, исследование представлений субъекта о себе и индивидуальном «Я»;
– провести диагностическое исследование молодой семьи;
– проанализировать полученные результаты эмпирического исследования;
– составить рекомендации для семьи.
Для реализации данного диагностического исследования использовались: "Тест Томаса" (приложение А), тест-опросник удовлетворенности браком, разработанный В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко (приложение Б); тест «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» разработанный А.П. Емельяновым (приложение В); методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» разработанная А.И. Волковой (приложение Г); методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (приложение Д).
Рассмотрим более подробно каждую методику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данного исследования было изучение проблемы молодой семьи и нахождение пути их решения. Исходя из поставленной цели, нами были выдвинуты задачи: изучить и проанализировать состояние молодой семьи, проблем и путей решения в современной литературе; подобрать диагностический инструментарий для исследования данных проблем; проанализировать и интерпретировать полученные результаты; составить рекомендации молодой семье.
1. Итак, отношение к любви и браку каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно–эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи.
Во–первых, конфликтные ситуации в семье, а особенно в молодой возникают всегда. Поэтому научиться правильно в них себя вести для супругов очень важно. Главное, к чему они должны стремиться, это из деструктивного перевести конфликт в продуктивный. Таким образом, после решения конфликта между супругами должен повысится уровень доверия, они должны стать духовно ближе и лучше друг к друга понимать.
Во–вторых, мы выяснили, что помимо умения путем компромисса превращать конфликт в бесценный опыт, супругам необходимо помнить, что они, будучи мужчиной и женщиной, принципиально разные, и физически, и психологически. И потому они должны быть готовы к совершенно иной, нежели предполагаемой, реакции партнера на ситуацию.
В–третьих, супругам нужно быть внимательнее к проявлениям любви своей "половинки". Постараться заметить, на "каком языке любви" говорит партнер и отвечать ему соответственно.
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология. 6–е изд., перераб. и доп. / С.Г. Абрамова – М.: Академический Проект, 2013. –257 с.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
3. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов. –учебник. – М., 2002. – с. 355.
4. Бурменская, Г.В. Возрастно–психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В.Бурменская, О.А. Захарова, О.А. Карабанова. – М.: Академия, 2012. –320 с.
5. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев. – СПб.: «Речь», 2003. –174 с.
6. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М. «Академия», 2004. – 200 с.
7. Гришина, Н.В. Психология конфликта. 2–е изд. / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – 196 с.
8. Гудвин, Д. Исследование в психологии: методы и планирование – 3–е изд. / Д. Гудвин. – СПб.: Питер, 2014. – 558 с. (Серия "Мастера психологии")
9. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлёв. – М.: «Академия», 1995. – 184 с.
10. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 230 с.
11. Кериг, П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Психология семьи: Сб. ст. / Сост. Т.П. Гаврилова. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. – С. 36–44.
12. Ковалев, Б.П. Психология школьного конфликта: социально–перцептивные и рефлексивные аспекты / Б.П. Ковалёв – Гродно: ГрГу, 2001. – 171 с.
13. Корнелиус, Х. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. – М.: «ВЛАДОС», 2002. – 212 с.
14. Коттлер, Дж. Психотерапевтическое консультирование / ДЖ. Котлер, Р. Браун. – СПб.: Речь, 2001. – 234 с.
15. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах/ Я.Л. Коломинский. – М.: БГУ, 1976. – 352 с.
16. Лукашонок, О.Н. Конфликтологический этюд для учителя / О.Н.Лукашонок, Н.Е.Щуркова. – М.: «ВЛАДОС». – 2008. –180 с.
17. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович и др. – М.: Речь, 2012. – 178 с.
18. Робер, М.А. Психология индивида и группы / М.А. Робер, Ф. Тильман. – М.: «Академия», 2002. – 356 с.
19. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога /Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 529 с.
20. Смирнова, Н.В. Современные подходы к проблеме семейного взаимодействия. Неймеген, Нидерланды Европейская конференция по изучению семейных отношений/ Н.В. Смирнова // Психологическая служба. – 2003. – №2. –С. 43–47.
21. Смирнова, Н.В. Семья и супружеское взаимодействие /Н.В. Смирнова // Здаровы лад жыцця. 2002. – № 9. – С. 37–40.
22. Чистякова, Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления / Т.А. Чистякова. – СПб.: «Речь», 2003. – 201 с.
23. Шейнов, В.П. Психологическое влияние / В.П. Шейнов. – Минск: Харвест, 2007. – 640 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест Томаса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» разработанный А.П. Емельяновым.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Опросник "Ролевые ожидания и притязания в браке" (РОП).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Тест "Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях".
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты