Республика Беларусь как демократическое государство
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Республика Беларусь как демократическое государство»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Республика Беларусь как демократическое государство
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие, признаки демократического государства
1.2. Принципы демократического государства
2 РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ КАК ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
2.1. Конституционная основа принципа демократии
2.2. Разделение властей – принцип демократического государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Нынешняя проблема демократии во многом обусловлена тенденцией глобализации. В значительной степени эта взаимосвязь проявляется в сужении сферы суверенной власти современных национальных демократических институтов.
Развитие демократии было связано с передачей власти с местного на национальный уровень. Именно с признанием демократического политического территориального пространства в границах национального государства понятие «народ» наполняется конкретным содержанием, что стало естественным условием для того, чтобы современная демократия осознала свою хрестоматийную сущность – «Правление народа соответствует интересам народа».
Однако в современном мире происходит новый эпохальный процесс – передача все большей и большей власти с национального уровня на уровень наднациональных структур. Многие международные организации и многонациональные промышленные и финансовые компании сформировали неформальную и широко разветвленную наднациональную правительственную систему, которая управляет потоками капитала, товаров, услуг, рабочей силы и культурных продуктов в мире и в конечном счете ограничивает власть государственных учреждений.
В современных странах не существует демократии в ее полной или наиболее совершенной форме. Демократия сама по себе является постоянно развивающимся социально-политическим явлением. Однако понимание совокупности характеристик, которые всегда были присущи категории «демократия», позволяет лучше понять направление совершенствования конкретной политической системы на пути к приближению конкретной политической системы к демократическим идеалам. В конце концов, стремление к реализации демократических идеалов всегда было мощной движущей силой дальнейшего социального прогресса.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие, признаки демократического государства
Демократия (от греч. demos – народ, kratos – власть) – это «способ национальной политической организации, основанный на признании того, что народ является единственным источником власти. Демократическое правление осуществляется народом непосредственно или путем избрания представителей своих национальных органов власти» [1, с. 224].
Термин «демократия» может быть использован в разном значении:
- «как форма государства;
- как политический режим;
- как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций» [2, c. 134].
Когда говорят, что страна демократическая, то имеют в виду существование всех этих значений. Как форма государства демократия возможна в странах с демократическими режимами. Следовательно, все субъекты общественно-политической системы (государственные учреждения, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы) имеют демократические принципы организации и деятельности, и эти субъекты также являются демократическими субъектами. Конечно, субъектами демократии являются в основном граждане и люди. Демократия никогда не существовала без страны.
2. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ КАК ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
2.1. Конституционная основа принципа демократии
В соответствии со ст. 1 Конституции Республика Беларусь провозглашается демократическим государством. Это значит то, что главной задачей нашей страны является обеспечение на своей территории народовластия, политического, социального, экономического и культурного плюрализма, в том числе включая многообразие взглядов, мнений, соревновательную многопартийность, многообразие форм собственности, равенство религий, национальностей, а также разделение властей.
Основополагающим принципом демократии является юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти. Указанный принцип закреплен в ст. 3 Конституции нашей страны, который гласит так: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией» [3].
Согласно Конституции Республики Беларусь граждане имеют социально-политические права, а именно:
– собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
– участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
– избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;
– обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Демократия – политическая организация народной власти, которая обеспечивает: каждому равное участие в управлении государством и общественными делами; имеет право голоса в основных институтах государства и легитимность функционирования всех субъектов социальной и политической системы; гарантирует права человека и права и свободы меньшинств в соответствии с международными стандартами.
Принципы демократии помогают определить государство как демократическое. Демократия сама по себе является постоянно развивающимся социально-политическим явлением.
Однако понимание совокупности характеристик, которые всегда были присущи категории «демократия», позволяет лучше понять направление совершенствования конкретной политической системы на пути к приближению конкретной политической системы к демократическим идеалам. В конце концов, стремление к реализации демократических идеалов всегда было мощной движущей силой дальнейшего социального прогресса.
Обращая внимание на огромное влияние действующего Основного Закона в нашей стране, можно с уверенностью говорить о ее огромной значимости в области развития Республики Беларусь как демократического государства в настоящий момент.
Содержание данного документа – важный исторический источник, на основании текста которого можно сделать вывод о социально-политической и экономической ситуации в стране, о взаимоотношении ветвей власти, о развитии общества в целом.
Республика Беларусь придерживается классической теории разделения властей, а именно существования трех ветвей: законодательной, исполнительной и судебной.
1. Лебедев, А.Ф. Общая теория права: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальностям «Правоведение», «Экономическое право», «Международное право», «Политология» / А.Ф. Лебедев. – Минск: Амалфея, 2015. – 363 с.
2. Домаков, В.В. Демократия в Республике Беларусь: теоретико-правовые основы и реализация в изменяющихся условиях / В.В. Домаков // Общество. Коммуникация. Образование. – 2013. – № 3 (179). – С. 133-140.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. Афанасьев В.С. Общая теория права и государства: учебник для студентов. / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2017. – 592 с.
5. Витрук Н.В. Право, демократия и личность в конституционном измерении: (история, доктрина и практика): Избранные труды (1991-2012 гг.) / Н.В. Витрук. – М.: Норма, 2012. – 688 с.
6. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/.
7. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/.
8. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/.
9. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – С. 665-682.
10. Конституция Итальянской Республики / Пер. с итал. Л.П. Гринберга // Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л А.
11. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23.05.1949 г. (Вместе с <Извлечением из Конституции Веймарской республики от 11.08.1919>) (с изм. и доп. от 29.07.2009 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=57162#GcYoZmSi26RnV27M2.
13. Дробязко С.Г. Общая теория права: учебное пособие / С.Г. Дробязко. – Минск: Амалфея, 2014. – 416 с.
14. Зорькин, В.Д. Конституционное правосудие стран новой демократии: вызовы и перспективы / В.Д. Зорькин // Журнал конституционного правосудия. – 2014. – № 3. – С. 1-10.
15. Конституция (Основной закон) БССР 1978г. – Мн.: Беларусь, 1989. – 47с.
16. Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 04.10.1994 г. № 3254-XІІ // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – Мн.,2013 – 2/2069.
17. О политических партиях: Закон Республики Беларусь от 05.10.1994 г. № 3266-XІІ // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – Мн., 2015. – 2/2266.
18. Баглай, М.В. Конституционное право / Л. М. Энтин [и др.] ; под общ. ред. М. В. Баглая. – М. : Норма, 2015. – 832 с.
19. Чудаков, М. Ф. Государственное право: курс лекций/ М. Ф. Чудакова. – Мн.: АУпПРБ, 2015. – 331 с.
20. Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий / Г. А. Василевич. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2016. – 486 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты