Психологические особенности разных видов памяти детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков, юношей
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические особенности разных видов памяти детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков, юношей»
по дисциплине: «Психология и педагогика»
2021
45.00 BYN
Психологические особенности разных видов памяти детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков, юношей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология и педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Память на числа» Э.Р. Ахмеджанова
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Запомни двузначные числа» (А.А. Разинова)
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОДРОСТКОВ, ЮНОШЕЙ
1.1 Память как высшая психическая функция. Виды памяти
1.2 Психологические особенности разных видов памяти
1.2.1 Психологические особенности памяти детей дошкольного возраста
1.2.2 Психологические особенности памяти младших школьников
1.2.3 Психологические особенности памяти подростков
1.2.4 Психологические особенности памяти юношей
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОДРОСТКОВ, ЮНОШЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования видов памяти детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков, юношей
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Человек представляет собой существо, которое постоянно стремится к развитию, к новому знанию, а память является необходимым условием для его научения, получения знаний. Память позволяет человеку накапливать и сохранять его жизненный опыт, нормально функционировать в социуме.
Память связывает прошлое человека с его настоящим, а также будущим и представляет собой важнейшую познавательную функцию. Память лежит в основе психической деятельности. Без знаний функционирования памяти, ее использования не представляется возможным понять природу поведения и мышления. Именно поэтому изучение проблемы развития памяти не теряет своей актуальности.
Проблемой развития памяти занимались многие ученые: Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия. Значительный вклад в исследование памяти в детском возрасте внесли такие педагоги и психолога как П. П. Блонский, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Р. М. Грановская, Т. Б. Никитина, С. Л. Рубинштейн.
Память является одной из таких проблем, изучению которой посвящено множество работ как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Так, в своих работах Л.С. Выготский обратил внимание на проблемы сознания, перестройки памяти и внимания, мышления, роли знака, слова в опосредованной психической деятельности, ведущей роли обучения в психическом развитии, обсудил основные правила высшего психического развития [6].
А.Н. Леонтьев изучает не только определение количества материала, запоминаемого в разное время, но и зависимость количественных показателей от характера деятельности испытуемых, использование специально предложенных средств облегчения запоминания (изображений), которые необходимы, чтобы полагаться на запоминание и последующее воспроизведение материала. В результате были выявлены разные скорости развития прямого (без изображений) и косвенного (по изображениям) запоминания [16].
Цель исследования: изучить психологические особенности разных видов памяти детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков, юношей.
Объект исследования: память как психическая функция.
Предмет исследования: психологические особенности разных видов памяти детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков, юношей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОДРОСТКОВ, ЮНОШЕЙ
1.1 Память как высшая психическая функция. Виды памяти
Информация, которую человек приобретает о окружающей среде, сохраняется, замечается и, при необходимости, воспроизводится. Данные процессы получили наименование память.
Память лежит в основе способностей человека. Она является предпосылкой для обучения, получения знаний, развития навыков и умений. Нормальное функционирование личности без памяти неосуществимо. При помощи памяти, ее совершенствования человек выделился из животного мира, добился высот, на которых он сейчас находится. Непрерывный прогресс человечества без константного совершенствования данной функции невозможен [3, с.15].
Память определяется, как способность приобретать, хранить и воспроизводить информацию. Различные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения – это запечатленный, унаследованный или приобретенный опыт на протяжении всей жизни. Без беспрерывного обновления подобного опыта, его воспроизводства в должных условиях, живые организмы не смогли бы адаптироваться к проходящим, стремительно модифицирующимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним случилось, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше так, как то, что он приобретает, не с чем было бы сопоставлять, и оно бы исчезло безвозвратно [9, с.35].
Память необходима человеку. Без процессов памяти не может быть ни предметного чувственного, ни отвлеченного умственного образа окружающего мира. Память входит в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и интеллектуальных умений.
О. Андреев дает следующе определение памяти: «Память представляет собой способность нервной системы, точнее, головного мозга воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть нужное точь–в–точь или своими словами» [1, с. 33-35].
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОДРОСТКОВ, ЮНОШЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
Нами было проведено экспериментальное исследование цель которого – изучение разных видов памяти детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков, юношей.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 40 детей: 10 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет, 10 младших школьников в возрасте 8-9 лет, 10 подростков в возрасте 14-15 лет и 10 юношей в возрасте 17 лет.
С целью проведения экспериментального исследования была составлена программа эксперимента, которая включает:
Первый этап – теоретический анализ литературы по исследуемой теме, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования.
Второй этап – проведение эксперимента, направленного на изучение
разных видов памяти детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков, юношей;
Третий этап – на основании полученных данных был проведен качественный и количественный анализ результатов исследования.
Для реализации цели исследования применялись следующие методы диагностики:
1. Методика «Память на числа» Э.Р. Ахмеджанова
Цель: определения объёма и точности кратковременной зрительной памяти детей от 4 до 18 лет.
Ход выполнения: для тестирования используют таблицу, содержащую двенадцать случайных чисел, однозначных или двузначных. Её несколько секунд показывают испытуемому, чтобы он мог запомнить цифры и позже назвать их.
Тестирование проводится с различными группами детей по разным алгоритмам. У них много общего, но есть и существенные отличия, которые обусловлены возрастными особенностями испытуемых (Приложение А).
Критерии оценки: высокий уровень – 9-12 правильных ответов; средний уровень – 5-8 правильных ответа; низкий уровень – 0-4 правильных ответов.
2. Методика «Запомни двузначные числа» (А.А. Разинова).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информация, которую человек приобретает о окружающей среде, сохраняется, замечается и, при необходимости, воспроизводится. Данные процессы получили наименование память. Память представляет собой психический процесс, обеспечивающий накопление индивидуального опыта целостности и единство личности. Память по характеру целей деятельности бывает следующих видов: произвольная память; непроизвольная память; кратковременная; долговременную, оперативная.
Процесс сохранения информации – это запоминание. Запоминание выполняется изображениями. Когда изображения обсуждаются в соответствующем контексте, следует помнить, что мы говорим только и исключительно о памяти: процессы мышления, решения проблем и принятия решений с помощью изображения обычно не рассматриваются. Кроме того, изображение является не только «картиной» в повседневном смысле и даже не столько определенным набором определенных символов, что позволяет вам запомнить (запомнить) запоминаемое (сохраненное изображение) с достаточной степенью точности.
Понимание является необходимым условием логического и значимого запоминания. Понятно запомнилось лучше, быстрее и сильнее, потому что оно осмысленно связано с уже полученными ранее знаниями, с прошлым опытом человека. Непостижимый материал обычно не вызывает интереса к себе, и поэтому его помнят хуже. Очень важным для запоминания материала является интерес и мотивация.
Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в 4-летнем возрасте, когда память приобретает элементы произвольности, а уже в старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Первоначально происходит повторение вслед за взрослым того материала, который необходимо запомнить, далее проговаривание, осуществление внешних действий, пространственное перемещение и т. п. В дальнейшем осуществляется смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.
1. Андреев О. А. Техника тренировки памяти / О. А. Андреев, Л. Н. Хромов. – М. : АСТ–ЛТД, 2005. – 180 с.
2. Бадалян Л. Память и нервно–психическое развитие / Л. Бадалян, А. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2016. – №4. – С. 23–31.
3. Блонский П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. – СПб.: Питер, 2006. – 288 с.
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 2011. – 148 с.
5. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Владос, 2009. – 234 с.
6. Выготский Л. С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок / Л. С. Выготский, А. Лурия. – М.: Педагогика–Пресс, 2003. – 224 с.
7. Головина Е. С. Индивидуальные особенности памяти младшего школьника / Е. С. Головина // Молодой ученый. – 2017. – № 10. – С. 18-22.
8. Житникова Л. М. Учите детей запоминать / Л. М. Житникова. – М. : Просвещение, 2008. – 96 с.
9. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т. П. Зинченко. – СПб.: Питер, 2002. – 423 с.
10. Клацки Р. Память человека: структура и процессы / Р. Клацки. – М.: Просвещение, 2008. – 188с.
11. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы / В. М. Козубовский. – Минск: Алмафея, 2008. − 368 с.
12. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
13. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Времечко, 2011. – 260 с.
14. Крутецкий, В. А. Психология / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 2006. – 384 с.
15. Кувшинова Н. Н. Эффективные приемы запоминания иноязычного лексического материала, ориентированные на индивидуальные особенности обучающихся / Н.Н. Кувшинова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-priemy-zapominaniya-inoyazychnogo-leksicheskogo-materiala-orientirovannye-na-individualnye-osobennosti.
16. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по психологии памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2002. – С. 420–436.
17. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти: ум мнемониста // Хрестоматия по психохологии / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 112–116.
18. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2013. – 583 с.
19. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студентов высших учебных заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр, 2006. – 608 с.
20. Немов, С. Р. Психология / С. Р. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 688 с.
21. Петровский, А. В. Общая психология: учебник для студентов педагогических институтов / А. В. Перовский. – М.: Просвещение,2006. – 464 с.
22. Репкина, Н. В. Память и особенности целеполагания в учебной деятельности младших школьников / Н. В. Репкина // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С. 19 – 23.
23. Смирнов, А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти: Хрестоматия / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2010. – С.476-486.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Память на числа» Э.Р. Ахмеджанова
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Запомни двузначные числа» (А.А. Разинова)
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты