Особенности проявления зависти и психологического благополучия у подростков
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности проявления зависти и психологического благополучия у подростков»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности проявления зависти и психологического благополучия у подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица по методике «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты исследования взаимосвязи зависти и психологического благополучия у подростков.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАВИСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие психологическое благополучие
1.2 Характеристика чувства зависти
1.3 Психологические особенности подросткового возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАВИСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Тема зависти привлекала внимание исследователей из разных областей во все времена, сейчас наблюдается более пристальное изучение феномена зависти с точки зрения современных научных подходов. Такой интерес можно объяснить тем, что наше общество отличается высоким уровнем конкуренции и соперничества (с самого детства – конкурсы портфолио в детском саду, любая система оценивания в школе, в вузах, собеседования), что не может не отражаться на ценностях, установках людей. При помощи средств массовой информации, рекламы формируется образ успешного человека, который обладает материальными ценностями, определенными качествами личности (например, уверенность в себе, коммуникабельность, деятельностная активность и др.), непрерывным профессиональным ростом и многим другим. Стремление соответствовать нарисованному идеалу, а также достижению заведомо высоких планок, неизбежно связано с возникновением зависти, если у человека в настоящий момент отсутствует желаемое.
На данный момент не существует единого понимания термина «зависть». Одни исследователи определяют данный феномен как свойство личности (Е.П. Ильин [13]) и как неотъемлемую часть человеческой природы (М. Кляйн [15]), и как эмоцию и чувство (К. Муздыбаев [18]), и как систему отношений (Т. Бескова [3; 4]).
Помимо неоднозначности определения зависти, существуют различия во взглядах в отношении видов и форм зависти, а также их влияния на личность. Авторы выделяют злобную или черную зависть (Л.С. Архангельская [2], Т.В. Бескова [3;4], Е.П. Ильин [13], М.И. Розенова [20]), незлобливую, доброкачественную или белую зависть (Е.П. Ильин [13], М.И. Розенова [20]), зависть-уныние или зависть-безнадежность (Л.С. Архангельская [2], Т.В. Бескова [3;4], Е.П. Ильин [13]), зависть-соперничество (Л.С. Архангельская [2]). Многие авторы не признают «белую» зависть (Л.С. Архенгельская [2], Т.В. Бескова [3; 4], Н.В. Дмитриева [12], К. Муздыбаев [18]).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАВИСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие психологическое благополучие
Проблема позитивного психологического функционирования стала привлекать внимание исследователей, начиная с середины 20-го века. Теоретическую базу для понимания феномена психологического благополучия заложили исследования Н. Брэдбёрна, по мнению которого для описания этого феномена необходимо оперировать признаками, отражающими состояние счастья или несчастья, субъективного ощущения общей удовлетворённости или не удовлетворённости жизнью. Взгляды Брэдбёрна на природу и строение благополучия личности получили широкое признание в научных кругах, а разработанная им методика «Шкала баланса аффектов» применяется в исследованиях, связанных с изучением различных аспектов психологического благополучия до сих пор. Брэдбёрн исследовал зависимости, существующие между уровнем психологического благополучия и различными социальными факторами [6, c.115] .
Все подходы к исследованию феномена психологического благополучия, можно разделить на несколько групп.
В первой группе мы рассмотрим феномен «психологическое благополучие» как два основных течения: гедонистическое и эвдемонистическое.
К гедонистическим теориям можно отнести все те учения, где благополучие описывается главным образом в терминах удовлетворённости - неудовлетворённости, строится на балансе позитивного и негативного аффектов это концепции Н. Брэдбёрна и Э. Динера.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАВИСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной работы является изучение особенностей проявления зависти и психологического благополучия у подростков.
Исследование проводилось в ГУО .
Выборка исследования; в исследовании принимали участие 120 подростков. Из них 60 юношей и 60 девушек.
Для проведения эмпирического исследования, использовались следующие диагностические методики:
– «Методика исследования завистливости личности» Т.В. Бесковой
– Методика «Шкала психологического благополучия» Рифф
1. Методика «Шкала психологического благополучия» Рифф
Методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко) [28].
Цель: изучение характеристик и уровня психологического благополучия. Под психологическим благополучием понимается наличие у человека специфических, устойчивых психологических черт, позволяющих ему функционировать более успешно, что повышает субъективное самоощущение целостности и осмысленности своего бытия.
Автор методики – К. Рифф. Методика в 2005 году была адаптирована и валидизирована Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко. Все шкалы русскоязычного варианта шкалы психологического благополучия имеют достаточно высокие показатели ретестовой надежности. Методика показала высокую валидность.
Шкалы методики: 1) положительные отношения с другими; 2) автономия; 3) управление окружением; 4) личностный рост; 5) цель в жизни; 6) самопринятие. Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко были введены дополнительные шкалы: 1) баланс аффекта; 2) осмысленность жизни; 3) человек как открытая система.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологическое благополучие личности – достаточно сложное переживание человеком удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности. Характеризуя переживание человеком психологического благополучия, отметим, что любое переживание предполагает сравнение этого переживания с нормой, эталоном, идеалом, которые присутствуют в сознании самого переживающего человека в виде некого варианта самооценки, самоотношения.
Зарубежные исследования изучения зависти представлены работами М. Кляйн, А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни (психоаналитическое направление). А. Маслоу, В. Франкл (гуманистическая психология). В отечественной психологии зависть определяется как исключительно негативное явление, антисоциального и деструктивного характера (К. Муздыбаев); как психологический маркер девиантологического ресурса личности (Ю. А. Клейберг). Феномен зависти обстоятельно изучен в исследованиях Т.В. Бесковой, которой определены структурная организация отношения зависти с позиции системного подхода, выделено предметное поле зависти и предложена ее двухмерная модель. Основываясь на определении зависти Т.В. Бесковой под завистью мы будем понимать отношение к достижениям (успеху) другого, которое сопровождается негативными эмоциями, осознанием своего более низкого положения и желанием прямо или косвенно нивелировать выявленное превосходство. Феномен зависти в служебных отношениях изучен в исследованиях Е. Б. Микелевич. Зависть в служебных отношениях характеризуется тем, что предмет и объект зависти связан с системой служебных отношений.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в процессе воспитания. Чаще всего это состояние связывают с половым созреванием. В периоды активного роста и изменения организма подростки могут испытывать чувство тревоги, депрессии или повышенной возбудимости. Этот период часто приводит к болезненным переживаниям подростка, что связано с тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от уровня большинства сверстников. Следствием такого негативного опыта может стать низкая самооценка.
1. Адлер, А. Наука жить: пер. с нем. / А. Адлер. – Киев: Port-Royal. 2007. – 315 с.
2. Архангельская, Л. С. Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения: дис. … канд. психол. наук: 19.00.05/ Л. С. Архангельская. – Ростов-на-Дону, 2014. – 222 с.
3. Бескова, Т. В. Социально-демографическая структура завистливости / Т.В. Бескова // Человек. Сообщество. Управление. – 2011. – № 1. – С. 58-70.
4. Бескова, Т. В. Функции зависти / Т.В. Бескова // Известия саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2012. – Т.12, вып. 3 – С. 62-66.
5. Божович, Л.И. Подростковый возраст / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – Москва : Академия, 2001. – с. 219.
6. Брэдберн, Н. Структура психологического благополучия/ Н. Брэдберн. – Ярославль.: Инфра. 2005. – 13с.
7. Бюлер, Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка : хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 2007. – С. 9-19
8. Воронина, А.В. Оценка психологического благополучия школьников / А.В. Воронина // Ежегодник российского психологического общества. – СПб., 2013. – Т. 2. – С. 198–203.
9. Выготский, Л. С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика 2004. – 132с.
10. Головаха, Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. – Киев: Наукова думка, 2004. – 209 с
11. Горшенина, Н. В. Современные психологические концепции исследования зависти / Н. В. Горшенова // Universum: Психология и образование. — [Электронный ресурс]. — 2014. Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1217.
12. Дмитриева, Н. В. Психология зависти / Н. В. Дмитриева // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 2. – С. 133-141.
13. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
14. Клейберг, Ю. А. Зависть как психологический маркер девиантологического ресурса личности / Ю.А. Клейберг // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. – 2015. – №4. –– С 29-37.
15. Кляйн, М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников: пер. с англ./ М. Кляйн. – М. – СПб.: Б.С.К., 2007. – 96 с.
16. Маслоу, А. Мотивация и личность: пер. с англ. / А. Маслоу. – СПб: Питер, 2003. – 352 с.
17. Микелевич, Е.Б. Теоретические и эмпирические аспекты исследования феномена зависти в психологии / Е. Б. Микелевич // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. – 2018. – №2. – С. 25-30.
18. Муздыбаев, К. Завистливость личности / К. Муздыбаев // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. – № 6. – С. 38–50.
19. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды: пер. с англ. / Г. Олполрт. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.
20. Розенова, М. И. Феноменология зависти / М. И. Розенова // Психология и Психотехника. – 2017. – № 10. – С.961-972.
21. Франкл, В. Психотерапия на практике: пер. с нем. / В. Франкл. –СПб.: Речь, 2001. – 256 с.
22. Фромм, Э. Душа человека. Ее способность к добру и злу: пер. с нем. / Э. Фромм. – М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2008. – 96 c.
23. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени: пер. с англ. / К. Хорни. – М: Канон+ ; Реабилитация, 2012. – 88 с.
24. Шпрангер, Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Психология подростка : хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов – М., 2007. – 193 с.
25. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – 16 с.
26. Юнг, К.Г. Концепция коллективного бессознательного / Юнг К., фон Франц М.Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. // Человек и его символы. [Пер. с англ.]. – М.: Серебряные нити, 2006. – 124 c.
27. Diener, E. Frequency and intensity: Dimensions underlying positive and negative affect / Diener. E., Larsen R. J., Levine S. & Emmons R. A. // Journal of Personality and Social Psychology. – 1985 – № 48 – Р. 1253-1265.
28. Ryff, C. D. Psychological well-being: Meaning, measurement, and implications for psychotherapy research / C. D. Ryff, B. Singer // Psychotherapy an Psychosomatics. – 1996 – № 65 – P. 14-23.
29. Ryan, R.M., Deci E.L. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being//Annual Review Psychology. – 2001. – № 52. – P. 141-166.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица по методике «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты исследования взаимосвязи зависти и психологического благополучия у подростков.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты