Современные функции денег и особенности их проявления в экономике Республики Беларусь Курсовая работа (проект)
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Современные функции денег и особенности их проявления в экономике Республики Беларусь»
по дисциплине: «Микроэкономика»
2016
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Современные функции денег и особенности их проявления в экономике Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Микроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕГ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ДЕНЕГ, ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ЦЕЛИ, ВИДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ
3 АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2003-2014 ГГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Основными целями любого государства в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВВП, инфляции, уровня безработицы.
Денежно-кредитная политика на макроуровне - это совокупность мер, проводимых Центральным Банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д. Все эти вопросы регулируются в процессе реализации денежно-кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование экономики невозможно. Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью говорить об актуальности выбранной темы курсовой работы.
Цель данной курсовой работы - на основе изучения основных элементов денежно-кредитной политики выявить проблемы и основные перспективы дальнейшей реализации последней непосредственно в Республике Беларусь.
Задачами исследования являются:
- определить сущность и функции денег;
- изучить теоретические основы уравнений обмена и скорости обращения денег;
- рассмотреть принципы, виды и инструменты денежно-кредитной политики;
- рассмотреть принципы организации денежного обращения и кредитно-денежную политику Республики Беларусь на современном этапе (2003-2014 гг).
1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕГ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ДЕНЕГ, ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК
Есть две точки зрения на происхождение денег: рационалистическая, которая объясняет возникновение денег как плод соглашения между людьми, и эволюционная, объясняющая происхождение денег эволюционным процессом развития товарного производства и товарного обмена.
Деньги – всеобщий эквивалент, отражающий стоимость всех товаров и обеспечивающий их обмен [6, c.128].
Сущность денег заключается в следующем: они являются всеобщим эквивалентом, средством для выражения стоимости любого товара, в том, что посредством денег происходит учет общественного труда частных товаропроизводителей, деньги являются инструментом регулирования экономических, а через них и общественных отношений. Деньги с экономической точки зрения следует рассматривать не как вещь, а как экономические отношения.
Выделяют несколько видов денег. Натуральные деньги – всеобщие эквиваленты, которые использовались на начальном этапе развития товарного обращения. Переход от штучных денег к весовым металлическим деньгам произошел на более высокой ступени общественного разделения труда. Монетарная форма денег получила распространение на высокой ступени общественного разделения труда, когда в результате развития обмена, возник класс торговых посредников [6, c.131].
Затем появились полноценные деньги, номинальная стоимость которых в основном соответствовала стоимости содержащегося в них металла. Для обслуживания розничного оборота чеканились неполноценные разменные монеты, номинальная стоимость которых превышала стоимость содержащегося в них металла и расходы на чеканку. К символическим деньгам относят следующие виды денег. Бумажные деньги — это денежные знаки, наделенные принудительным курсом, обычно не размениваемые на металл и выпускаемые государством для покрытия своих расходов. Кредитные деньги появляются с развитием кредитных отношений и выступают как в виде соответствующим образом оформленных бумаг, так и в виде записей на счетах. В отличие от бумажных денег кредитные деньги с момента возникновения выступают как знак не только золота, но и кредита. Виды денег, как и сама денежная единица, наряду с эмиссионной системой и кредитным аппаратом являются элементами денежной системы.
Денежная единица — это установленный законодательно денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. В
2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ЦЕЛИ, ВИДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ
Одним из основных инструментов регулирования экономики является денежно-кредитная (монетарная) политика. Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики [1, c.128].
Совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, определяют денежно-кредитную политику.
Другими словами, денежно-кредитная политика – это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы [3, c.68].
Объектами регулирования денежно-кредитной политики являются денежная масса и связанные с ней параметры. К основным субъектам денежно-кредитной политики можно отнести центральный банк страны, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения.
Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя: определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год); разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей; конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы; развитие рынка ценных бумаг; политику валютного регулирования; направления международного сотрудничества и др.
Главной целью денежно-кредитной политики является создание условий для устойчивого экономического роста и выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.
Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования: политика «дешевых» (экспансионная) и «дорогих денег» (рестрикционная) [1, c.134].
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться
3. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2003-2014 гг.
Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. Нами для анализа взят временной период с 2003-го по 2014-й гг.
Проводимая Национальным банком денежно-кредитная политика в 2003 г. содействовала развитию всех секторов национальной экономики и достижению целевых и параметров экономического и социального развития страны. Защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам, осуществлялись посредством поддержания плавной, предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля на основе его гибкой привязки к российскому рублю. Эта задача являлась приоритетной по отношению к другим задачам денежно-кредитной политики. Фактически за январь — сентябрь 2003 г. официальный обменный курс белорусского рубля к российскому рублю снизился на 12,7 процента (или на 1,3 процента в среднем за месяц), к доллару США — на 18 процентов (или на 1,9 процента в среднем за месяц), что соответствовало прогнозной динамике [16].
Начиная с 2004 г. контрольным показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому. Денежно-кредитная политика 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов страны. В качестве индикативных показателей выступали обменный курс белорусского рубля к доллару США, темпы роста активной рублевой денежной массы, прирост рублевой денежной базы, величина международных резервных активов.
Конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 и 2007 годах являлось ограничение темпов инфляции и снижение их на 7-9% прироста индекса потребительских цен.
В 2008-2009 гг. экономическое развитие Республики Беларусь протекало в сложных условиях. На протяжении всего периода действовали отрицательные факторы, обусловленные в значительной степени негативным воздействием мирового финансово-экономического кризиса.
Тем не менее, в 2009 г. в республике успешно проводилась работа по обеспечению стабильности цен. Прирост индекса потребительских цен за отчетный период составил 10,1%. Это ниже соответствующего показателя за 2008 г. (13,3%) и 2007 г. (12,1%) [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деньги – всеобщий эквивалент, отражающий стоимость всех товаров и обеспечивающий их обмен. Деньги выполняют несколько функций: мера стоимости, средство накопления, средство платежа, средство обращения, функцию мировых денег.
Денежный рынок оказывает существенное влияние на макродинамику. Общее количество денег, которое домохозяйства, бизнес, правительство, желают иметь в данный момент, представляет собой спрос на деньги. Он бывает номинальный и реальный.
Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики.
Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования: политика «дешевых» (экспансионная) и «дорогих денег» (рестрикционная).
Центральный банк в процессе реализации денежно-кредитной политики использует одновременно совокупность инструментов, основными из которых являются регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования); регулирование норм обязательных резервов; операции на открытом рынке. Рассмотрим каждый из них подробнее.
В настоящее время эффективность денежно-кредитной политики является предметом больших споров, поскольку она наряду с положительными сторонами имеет и недостатки.
Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости.
Проводимая Национальным банком денежно-кредитная политика в 2003 г. содействовала развитию всех секторов национальной экономики и достижению целевых и параметров экономического и социального развития страны.
Начиная с 2004 г. контрольным показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому. Денежно-кредитная политика 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов страны
Конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 и 2007 годах являлось ограничение темпов инфляции и снижение их на 7-9% прироста индекса потребительских цен.
1. Гальперин, В.М. Макроэкономика: учебник / В.М. Гальперин. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. – 719 с.
2. Долан, Э. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Долан. – СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994. – 493 с.
3. Киреев, А. П. Международная экономика: учеб. пособие для вузов / А.П.Киреев. – М.: Междунар. отношения, 2009. – 488 с.
4. Курс переходной экономики: учеб. для вузов / под ред. Л.И.Абалкина. – М.: Финстатинформ, 1997. – 640 с.
5. Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, проблемы в Беларуси / Э.И. Лобкович. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 70 с.
6. Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: учеб. пособие. / А.В.Луссе. – СПб: Питер, 2001. – 240 с.
7. Макконнелл, К. Экономикс: Принципы, проблемы и политика : учебник для экон. вузов / К. Макконнелл, С. Брю. – М.: ИНФРА-М, 2003. –970 с.
8. Макроэкономика: курс интенсивной подготовки / И.В.Новикова [и др.] ; под ред. И. В. Новиковой. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 304 с.
9. Макроэкономика: Учеб.пособие / Т.С.Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
10. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов-заочников высших учебных заведений / Т.С.Алексеенко [и др.] ; под ред. Л. П. Зеньковой. – 3-е изд., стереотипное. – Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2004. – 220 с.
11. Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г. Мэнкью ; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 573 с.
12. Сакс, Дж. Д. Макроэкономика. Глобальный подход / Дж. Д. Сакс, Ф.Б.Ларрен ; пер. с англ. — М.: Дело, 1996. – 848 с.
13. Самуэльсон, П. Экономика: учеб. пособие / П.Самуэльсон, В.Нордхаус ; пер. с англ. – 17-е изд. – М.: Вильямс, 2011. – 688 с.
14. Селищев, А.С. Макроэкономика / Селищев А.С. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.
15. Электронный портал Нацбанка РБ [Электронный ресурс] / Курсы валют. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/rates/ratesDaily.asp. - Дата доступа: 30.03.2016.
16. Электронный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Основные показатели статистики. - Режим доступа: http://belstat.gov.by. - Дата доступа: 30.03.2016.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты