Конституционно-правовой статус СМИ
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Конституционно-правовой статус СМИ»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Конституционно-правовой статус СМИ
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1 Понятие и история СМИ
1.2 Значение СМИ в гражданском обществе
2 РОЛЬ СМИ В ГОСУДАРСТВЕ
2.1 Роль СМИ в политических процессах
2.2 Роль СМИ в белорусском обществе и государстве
2.3 Роль СМИ в идеологическом процессе
3 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
3.1 Правовая основа деятельности СМИ
3.2 Конституционно-правовой аспект правового статуса СМИ в Республике Беларусь и зарубежных странах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы состоит в том, что сегодня средства массовой информации (далее – СМИ) являются инструментом формирования социального пространства в современном мире. Структура повседневных знаний во многом задается именно массмедиа, хотя знания, получаемые с их помощью, так же мимолетны и призрачны, как призрачны образы, проступающие на экране. Через прессу, радио, телевидение приходит знание фактов действительности, которое вызывает активность человеческой мысли, создает предпосылки для усвоения теоретического мировоззрения и закрепления его с помощью новых фактов.
Массовая коммуникация дополняет непосредственный жизненный опыт людей. Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ приобретает особое значение.
СМИ, взятые как целое, играют различные социально-политические роли, те или иные из которых в зависимости от определенного числа типичных социально-политических ситуаций приобретают особую общественную значимость. Это может быть роль организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Также они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.
В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации, стала возможной и идея массовой манипуляции общества. С появлением Интернета, телевидения и радио, мир стал более допустим информационным. Информация стала не только привилегией меньшинства, а бытовым и необходимым содержанием широкой аудитории.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1 Понятие и история СМИ
На основании ст.1 Закон РБ «О средствах массовой информации» №427-З от 17.07.2008 г. «средство массовой информации – это форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет» [1].
Каждое СМИ сегодня имеет свои цели, с помощью которых мы можем определить их функции. А функция диктует вид и подвид издания. Однако у корпоративных изданий независимо от их типа основная цель позиционирование компании, создание у потребителей устойчивого представления о бренде, как о лучшем продукте.
Можно выделить несколько наиболее важных функции СМИ: идеологическая, информационно-коммуникативная, интеграционная, организационно-агитационная, функция повышения имиджа, просветительская и развлекательная. Однако это все же некий «усредненный перечень» функций и он, безусловно, нуждается в дальнейшем изучении и корректировки.
Рассмотрение массовых коммуникационных процессов, складывающихся в информационном пространстве любого общества, создает возможности для понимания той картины мира, которая конструируется в представлениях его граждан. Изучение циркуляции информационных потоков важно для того, чтобы своевременно выявлять проблемы, конфликтогенные ситуации в сфере информационного обеспечения общества и предлагать оптимальные пути выхода из сложившейся ситуации.
Итак, радиовещательное средство массовой информации – радиопрограмма, распространяемая с использованием сетей электросвязи не реже одного раза в шесть месяцев [1].
2 РОЛЬ СМИ В ГОСУДАРСТВЕ
2.1 Роль СМИ в политических процессах
Средства массовой информации (СМИ) являются субъектами политического процесса. Информационные процессы в глобальном масштабе, которые приводят к тому, что информационное пространство все больше наполняется политическим содержанием, а в политическом пространстве интенсивность внешнеполитических взаимодействий усиливается, благодаря проникновению информационных и коммуникационных технологий во все сферы жизни государств [11, с. 98].
Наиболее очевидным и непосредственно вовлеченным в процессы мировой коммуникации субъектом являются мировые средства массовой информации (СМИ). Влияние СМИ на сознание и культуру современного общества огромно. СМИ заключают в себе мощный политический, пропагандистский и организационно-управленческий потенциал, переоценить который очень трудно. Место и роль СМИ в общественной жизни и в политическом процессе напрямую зависят, прежде всего, от государственного устройства. Так, при тоталитарных и авторитарных режимах СМИ представляют собой официальную трибуну правительства.
В политическом пространстве любого государства средства массовой информации являются мощным инструментом влияния на общества. Реальная роль СМИ в белорусской общественно - политической жизни меняется, как изменяется и сам политический режим, и степень влияния на него институтов гражданского общества.
3 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
3.1 Правовая основа деятельности СМИ
Право СМИ как комплексный институт опирается на систему законодательства, формирующуюся на основе правовых норм, относящихся к различным отраслям права. В связи с чем система законодательства носит многоуровневый характер. В основе всей системы законодательства лежит Конституция Республики Беларусь, устанавливающая конституционные основы прав граждан на свободное получение, хранение, распространение информации и основы ограничения этих прав (статьи 23, 28, 33, 34, 62) [22].
Исходя из буквы и духа Конституции, право СМИ является платформой для демократических преобразований в обществе и реализации всех других прав и свобод личности [23, с. 98].
Следующие уровни системы законодательства можно обозначить так: – нормативные правовые акты, которые относятся непосредственно к организации и деятельности СМИ.
К ним относятся законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства, ведомственные приказы и постановления, решения местных представительных и исполнительно-распорядительных органов власти и др.: Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации», Указ Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2009 г. № 65 «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СМИ – это средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.
К СМИ относятся печатные издания (пресса: газеты, журналы), электронные СМИ (телевидение, радио, сетевые издания, Интернет).
История СМИ Республики Беларусь тянется с далеких лет, однако, в настоящее время действуют и развиваются печатные и электронные СМИ разных форм собственности и различной тематики.
СМИ, без сомнения, формируют общественное мнение, которое является внешним выражением общественного сознания. Однако у каждого есть определенное пространство для независимого формулирования собственного мнения относительно окружающей его действительности – это его культура. А уровень культурного развития и следует считать показателем эффективности его защиты от сторонней манипуляции. Чтобы не быть ведомым, важно не только слепо потреблять имеющуюся информацию, но и уметь анализировать ее, и не смешивать объективную реальность с мнимыми представлениями о ней.
Главной задачей современной системы коммуникаций в Республике Беларусь является гарантия объективности и справедливости в освещении и анализе политического развития. Снизить уровень зависимости политического пространства от воздействия СМИ поможет плюрализм информационного пространства и свобода выбора информационных источников. На современном этапе СМИ в Беларуси в большинстве своём действуют согласовано, в некоторых моментах даже тотально, классическим приемом воздействия на политическое мнение является – прием «длительного концентрированного транслирования» какого - либо идеологического концепта.
1. О средствах массовой информации: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. N 427-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 196, 2/1524/
2. Электронные медиа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s1.n1.by/news/2012/08/18/395647.html.
3. Белтелерадиокомпания / 1 канал радио [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.radio1.tvr.by/o–kanale/istoriyaves–hchaniya/istoriya/2.
4. Алексейчик, С. История радиовещания в Белоруссии / С. Алексейчик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dxsignal.ru/read/blr_hist.htm.
5. Слука, А.Г. Беларуская журналістыка: падручнік для вну па спец. «Журналістыка» / А. Г. Слука. – Мiнск: БДУ, 2011. – 447 с.
6. Сухотский, Н.Н. Основы идеологии белорусского государства: учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» / Н.Н. Сухотский, И.А. Гуща. – Мн.: МГВРК, 2009. – 84 с.
7. Шимолин, В.И. У истоков белорусской печати: епархиальные ведомости второй половины XIX – начала XX в. / В.И. Шимолин. – Минск: БГУ, 2010. – 199 с.
8. Ярошевич, Т.Ю. СМИ Беларуси: история, современность, перспективы развития / Т.Ю. Ярошевич [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tammby.narod.ru.
9. Международный пакт о гражданских и политических правах” (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5531/.
10. Городнова, Е. А. Некоторые тенденции трансформации СМИ в информационном обществе / Е.А. Городонова // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. — 2016. — № 2. — С. 15.
11. Сеидов Ш. Г. Роль информационных процессов в изменении современных международных отношений // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – № 1. – 2008. С. 98-105. 2
12. Урсу, Н.С. Причины актуализации использования технологий политического манипулирования в СМИ в современной России. / Н.С. Урсу // Власть. 2012. №1. – С. 77 – 79.
13. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. – М.: СмартБук, 2009. -366 с.
14. Лойчиц Н.С. Политическое манипулирование: действие и противодействие / Н.С. Лойчиц // Experimentum - 2010: Сборник научных статей философского факультета МГУ. - М.: Издатель Воробьев А.В., 2010. - С. 62 - 70.
15. Акавита / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://akavita.com/ru/.
16. Информационно-аналитический центр при администрации Президента Республики Беларусь (ИАЦ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iac.gov.by/.
17. Гаджиев, К. С. Средства массовой информации и политика / К. С. Гаджиев // Вестник МГУ. Серия 12. – 1999. – № 1. – С. 25–35.
18. Решетников, С. В. Политология: Учебник / С. В. Решетникова. – Минск: Право, 2014. – 355 с.
19. Олехнович, К. С. PR технологии каждая в политических процессах / К. С. Олехнович. –Ростов-на-Дону : Наука, 2007. –298 с.
20. Мельник, В.А. Основы идеологии белорусского государства: учебное пособие./ В.А. Мельник. – Мн.: Выш. шк., 2013. – 343 с.
21. Мельник, В.А. Политология: учебник / В.А. Мельник. – 6-е изд. – Минск: Выш. шк., 2008. – 543 с.
22. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениям Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
23. Довнар, Н.Н. СМИ как институт демократического социального правового государства (теоретико-правовой аспект) / Н. Н. Довнар. – Минск: БГУ, 2012. – 223 с.
24. Винокуров, Г.В. Европейский Суд по правам человека и защиты свободы слова в России: прецеденты, анализ, рекомендации / Винокуров Г.В., Рихтер А.Г., Чернышов В.В. – М. Институт проблем информационного права. – Т.1., 2002. – 603 с.
25. Солодовников М.В. Цензура как механизм социального контроля: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. соц. наук. / М.В. Солодовников.– М., 2011. . – 29 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты