Анализ товарной структуры импорта Республики Беларусь
БНТУ (Белорусский национальный технический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Анализ товарной структуры импорта Республики Беларусь»
по дисциплине: «Таможенная статистика»
2021
45.00 BYN
Анализ товарной структуры импорта Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Таможенная статистика
Организация: Великобритания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ, НОРМАТИВНО-СПРАВОЧНЫХ И ДРУГИХ ОФИЦИАЛЬНО ОПУБЛИКОВАННЫХ ДАННЫХ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ
2 ГРУППИРОВКА И АНАЛИЗ СОБРАННЫХ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ПО ИЗУЧАЕМОЙ СТРАНЕ ИЛИ ТОВАРНОЙ ГРУППЕ, РАСЧЕТ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
3 РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ОБОБЩАЮЩИХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
По данным Всемирного банка, по итогам 2017 г. лидером по объему ВВП стали США – 19 391 млн долл. США, на втором месте расположился Китай (12 238 млн долл. США), на третьей позиции находится Япония (4872 млн долл. США).
Лидерами среди европейских стран являются:
– Германия – 4-е место (3677 млн долл. США);
– Великобритания – 5-я позиция (2622 млн долл. США);
– Франция – 7-е место (2583 млн долл. США) [1].
В Великобритании в 2016 г. объем экспорта составил 333 млрд долл. США, а импорта – 201 млрд долл. США. Финансовые услуги являются крупнейшим направлением экспорта услуг, а туристические – основным направлением импорта услуг [7].
В 2016 г. Германия экспортировала услуги на сумму 281 млрд долл США, импорт составил 306 млрд долл США. Главное экспортное направление – транспортные и прочие бизнес-услуги, а основными направлениями импорта услуг являются туристические, профессиональные и консалтинговые услуги [8]. Интересен тот факт, что при положительном сальдо в торговле товарами в сфере услуг сложилось отрицательное сальдо, а во Франции и Великобритании наблюдалась обратная ситуация.
Франция экспортировала услуги в 2016 г. на сумму 237 млрд долл США, импорт услуг составил 236 млрд долл США. Прочие бизнес-услуги являются главными направлениями и экспорта, и импорта услуг [9].
Таким образом, процессы терциаризации характерны и для одних из самых развитых в мире экономик – Великобритании, Германии и Франции. Именно третичный сектор вносит основной вклад в ВВП, а также является крупнейшим в структуре занятости. Поэтому опыт становления третичного сектора в рассматриваемых экономиках представляет особый интерес.
Объект работы – импорт.
Предмет работы – импорт Беларуси и Великобритании.
Цель работы – рассмотреть импорт Беларуси и Великобритании.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ, НОРМАТИВНО-СПРАВОЧНЫХ И ДРУГИХ ОФИЦИАЛЬНО ОПУБЛИКОВАННЫХ ДАННЫХ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ
Великобритания в XIX веке являлась лидирующим индустриальным государством, но уже в прошлом столетии она постепенно стала терять свои конкурентные преимущества в данной отрасли, однако приобрела их в сфере услуг.
Великобритания – мировой лидер в сфере аукционной торговли, страхования, консультационных, правовых услугах. Важное положение в экономике страны занимает и торговля. Надо сказать, что в данном случае достижения в области аукционной торговли стали импульсом к развитию в области продажи картин, драгоценных металлов и камней, то есть одна передовая отрасль породила другую.
Развитие аукционной торговли, финансовых услуг, транспорта (в частности, воздушного) было обусловлено историко-географическими обстоятельствами. Благоприятное географическое положение, могущество Британской империи на мировой арене с разветвленной системой колоний сделало ее великой торговой державой, местом концентрирования капитала со всего мира, а английский язык стал международным языком общения и ведения бизнеса.
Великобритания являлась своего рода законодателем мод в потребительских товарах и образе жизни для своих колоний.
Однако для развития сферы услуг были и свои сдерживающие факторы:
1. Основе развития сферы услуг – промышленности – был нанесен значительный урон вследствие Второй мировой войны и послевоенного времени, когда нормальными явлениями стали спрос на товары низкого качества, невысокая требовательность к обслуживанию, а также недостаток квалифицированных рабочих.
2. Государственная собственность и невысокий уровень финансирования в таких основополагающих отраслях инфраструктуры экономики, как система здравоохранения, железнодорожный и воздушный транспорт, стали причиной медленного внедрения инноваций и модернизации. Поэтому данные отрасли также не могли являться требовательными покупателями других товаров и услуг.
3. Низкая требовательность к товарам со стороны колоний.
Первоначальное стремление преодолеть такие недостатки, как небольшие размеры страны, нахождение на островной части, зависимость от импорта полезных ископаемых стимулировало развитие торговли и сопутствующих услуг (страховые, правовые, банковские), научных исследований в области создания новых материалов, товаров, совершенствования технологий производства.
2 ГРУППИРОВКА И АНАЛИЗ СОБРАННЫХ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ПО ИЗУЧАЕМОЙ СТРАНЕ ИЛИ ТОВАРНОЙ ГРУППЕ, РАСЧЕТ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Значительное количество ученых в разных странах мира изучают различные виды услуг и их роль в национальной экономике разных стран и регионов. Однако это очень динамично меняющаяся область, требующая постоянного контроля. Кроме того, в течение многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики, которая до недавнего времени рассматривала торговлю как товарами, так и услугами как эквивалентную. Однако услуги имеют ряд особенностей, которые принципиально отличают их от товаров. Растущая роль сектора услуг в экономике многих стран, его возрастающая вовлеченность в систему мирохозяйственных связей и международных экономических отношений, а также переговоры в рамках ВТО по торговле услугами и либерализации торговли в целом вызвали дискуссию о Насколько адекватны процессы, происходящие на рынке услуг, объясняются моделями, существующими в теории международной торговли материальным производством.
Переориентация производства от простого создания материальных благ к предоставлению услуг является фундаментальным признаком перехода общества от индустриального к постиндустриальному уровню развития. При этом одной из важнейших проблем стандартизации, менеджмента и нормативного регулирования в сфере услуг является отсутствие единого категориального аппарата, который позволил бы определить границы и особенности этого явления, что в основном связано со сложностью и разнообразие категории «сервис» ...
Существует множество различных точек зрения относительно трактовки услуги как социально-экономической категории, ее места и роли в экономике. Некоторые исследователи и ученые считают, что описание свойств услуги более продуктивно, чем попытки получить ее определение. Среди основных причин сложности формулировки определения этого понятия можно выделить следующие:
сектор услуг как «третичный» охватывает все, что не связано с сельским хозяйством и промышленностью;
согласно существующей официальной статистике, многочисленные и разнообразные действия относятся к одному классу экономических благ;
услуги - гибкий объект, границы которого подвижны;
Услуги включают множество мероприятий, направленных на различные объекты (Кулибанова, 2006).
3 РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ОБОБЩАЮЩИХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Наряду с увеличением доли сектора услуг в ВВП многих стран мира, в последние 20 лет торговля услугами стала наиболее динамично развивающимся сегментом мировой торговли. В целом рост мировой торговли услугами в течение последних десятилетий обусловлен следующими факторами:
рост открытости национальных экономик, а, следовательно, и национальных рынков;
влияние научно-технического процесса на масштабы и многообразие услуг;
изменение структуры потребления населения (а именно рост спроса на услуги), особенно в развитых и новых индустриальных странах, что связано с ростом уровня жизни населения;
переход развитых стран к этапу формирования «нового информационного общества», в основе которого лежит рост потребления различных услуг, включая, прежде всего, информационные услуги;
неотделимость многих товаров и услуг друг от друга, поэтому рост мировой торговли товарами приводит к аналогичному росту услуг (например, мобильные телефоны дополнены Интернетом);
растущая взаимосвязанность мировой торговли различными видами услуг, многие из которых реализуются в комплексе (например, транспортные и страховые услуги);
развитие Интернета как ключевой фактор совершенствования электронной торговли, а также оказания финансовых услуг посредством телекоммуникаций;
усилия стран, направленные на либерализацию мировой торговли услугами, в том числе в рамках ГАТС, а также на создание конкурентной среды в большинстве секторов и подсекторов услуг (Турбан 2008).
По данным годовых статистических отчетов ВТО в 2015 г. мировой экспорт услуг составил 4,755 трлн. долл. США, импорт – 4,612 трлн. долл. США1 (World Trade Organization, 2017). В настоящее время международная торговля услугами по масштабам отстаёт от международной торговли товарами, т.к. в настоящее время она составляет только пятую часть мировой торговли в целом.
Основным источником информации относительно международной торговли услугами являются сведения платёжных балансов различных стран мира, которые составляются в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда. Однако, по мнению многих аналитиков, официальные данные о торговле услугами занижены, т.к. статистика не может отразить торговлю услугами с такой же полнотой и точностью, как торговлю товарами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дальнейшее устойчивое развитие внешней торговли услугами требует реализации следующих направлений:
стимулирование приватизации и привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Приток ПИИ, а также иностранных компаний на рынок услуг станет не только источником распространения технологий, но и инструментом усиления конкурентного давления, в результате чего станет возможным снижение цен и улучшение качества и разнообразия оказываемых услуг;
адаптация рынков услуг к аналогичным рынкам стран ВТО путем гармонизации стандартов, санитарных и фитосанитарных норм, а также создание нормативной правовой и информационной базы, интегрированной в аналогичные международные системы;
равные условия хозяйствования для государственных и частных компаний: отмена или сокращения субсидирования государственных предприятий, их кредитования на льготных условиях, обеспечение равного доступа к банковским кредитам;
реконструкция и модернизация инфраструктуры внешней торговли услугами;
либерализация условий осуществления экономической деятельности в сфере услуг и других отраслях национальной экономики, развития рынка недвижимости и рабочей силы, формирования разветвленной финансовой инфраструктуры;
интеграция материального производства и сферы услуг, в первую очередь, в наукоемких секторах обрабатывающей промышленности и сфере телекоммуникаций;
дальнейшее развитие современных форм внешнеэкономической деятельности в сфере услуг (например, франчайзинг, ноу-хау, лизинг);
устранение бюрократических барьеров, в том числе упрощение процедур создания и ликвидации предприятий, лицензирования;
участие в международных стратегических альянсах в области информационных, компьютерных, телекоммуникационных, космических, авиационных услуг, услуг по научным исследованиям и разработкам;
совершенствование рекламной и выставочно-ярмарочной деятельности компаний сферы услуг за рубежом;
обеспечение предложения трудовых ресурсов, обладающих необходимыми знаниями и квалификацией;
совершенствование системы взимания налогов, сборов и таможенного контроля.
1. Авдей Ольга, Чайковская Юлия. Минимизация экспортных рисков путем страхования в системе мер стимулирования белорусского экспорта. – Oikonomos: Journal of Social Market Economy, – 2016. – № 3 (6). – С. 89-98.
2. Балашевич, Михаил, Куделевич Дарья (2014) “Международная торговля услугами Республики Беларусь в контексте присоединения к ВТО” Белорусский экономический журнал, № 1, С. 76–87.
3. Ватолкина, Наталья (2011) “Услуга как социально-экономический феномен и объект управления”. Проблемы теории и практики управления, № 3, С. 101–109.
4. Жукова, Ксения (2012) “Развитие сервисного сектора экономики как определяющего элемента постиндустриального общества” Вестник Витебского государственного технологического университета, № 22, с. 188–195.
5. Кулибанова, Валерия (2006) “Роль сферы услуг в постиндустриальном обществе” Маркетинг сервисных услуг. Санкт-Петербург: Вектор.
6. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (2017). Беларусь в цифрах, www.belstat. gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/ izdania/public_compilation/
7. Национальный банк Республики Беларусь (2017). Платёжный баланс Республики Беларусь, http://www. nbrb.by/publications/2016.pdf.
8. Руководство по статистике международной торговли услугами (2010). Режим доступа: http://unstats.un.org/ unsd/publication/Seriesm/seriesM_Rev1r.pdf.
9. Турбан, Галина (2008) “Мировой рынок услуг: факторы и масштабы развития” Белорусский экономический журнал, № 1, С. 133–141.
10. Турбан, Галина (2015) Структурные преобразования как фактор развития социальной рыночной экономики. Oikonomos: Journal of Social Market Economy, 2015. № 2(3). С. 37-46.
11. Central Intelligence Agency (2016). The World Factbook: guide to country comparisons (доступ 04.12.2021) https://www.cia.gov/library/ publications/the-world-factbook/fields.
12. World Trade Organization (2017). International Trade Statistics 2016 (дата обращения 04.12.2021) https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/ its2016_e/its2016_e.pdf.
13. GDP (current US$) [Electronic resource]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY. GDP.MKTP.CD?end=2017&start=2016&year_high_desc=true/ (date of access: 04.12.2021)
14. United Kingdom: Distribution of gross domestic product (GDP) across economic sectors from 2007 to 2017 [Electronic resource]. URL: https://www.statista.com/statistics/270372/distribution-of-gdp-acrosseconomic-sectors-in-the-united-kingdom/
15. Germany: distribution of gross domestic product (GDP) across economic sectors from 2007 to 2017 [Electronic resource]. URL: https://www.statista.com/statistics/375569/germany-gdp-distribution-acrosseconomic-sectors
16. France: Distribution of gross domestic product (GDP) across economic sectors from 2007 to 2017 [Electronic resource]. URL: https://www.statista.com/statistics/270352/distribution-of-gross-domesticproduct-gdp-across-economic-sectors-in-france
17. Employment in services (% of total employment) (modeled ILO estimate) [Electronic resource]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SL.SRV.EMPL.ZS?end=2017&start=1991&view=chart
18. UNCTAD handbook of statistics, 2017. United Nations: Geneva, 2017. 107 p.
19. OECD Services Trade Restrictiveness Index (STRI): United Kingdom [Electronic resource]. URL: http://www.oecd.org/tad/services-trade/STRI_GBR.pdf/
20. OECD Services Trade Restrictiveness Index (STRI): Germany [Electronic resource]. URL: http://www.oecd.org/tad/services-trade/STRI_DEU.pdf
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты