2 Эмпирическое исследование самоповреждающего поведения подростков со сниженным интеллектом
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Приложения
2 Эмпирическое исследование самоповреждающего поведения подростков со сниженным интеллектом
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить взаимосвязь самоповреждающего поведения у подростков и эмоционального интеллекта.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь самоповреждающего поведения у подростков и эмоционального интеллекта.
Методы эмпирического исследования:
1. Тестирование.
2. Методы математической статистики: критерий ранговой корреляции Ч.Спирмена. Обработка данных производилась с использованием программы SPSS V.23.0.
Психодиагностические методики:
1. Шкала причин самоповреждающего поведения (Н.А. Польская, 2014) Эта шкала направлена на изучение действий самоповреждающего характера (например, самопорезы, самоожоги и т.п.).
Опросник включает в себя 3 блока:
1) блок «акты самоповреждения». В этом блоке указаны 12 пунктов, испытуемым нужно указать частоту каждого из указанных актов от «никогда» до «часто»;
2) блок «время самоповреждения». В блоке нужно указать время последнего самоповреждения от «нескольких дней» до «более года»
3) блок «причины самоповреждения». Блок состоит из 26 пунктов, в которых указаны возможные причины, которые объясняют совершение действий самоповреждающего характера, испытуемый должен указать степень своего согласия от «совершено согласен» до «совершенно несогласен».
Структурно шкала самоповреждаюшее поведение представляет собой 12 шкал: шкала «порезы режущими предметами», шкала «уколы или проколы кожи острыми предметами», шкала «самоожоги», шкала «удары по собственному телу», шкала «удары кулаком, ногой, головой или корпусом тела по твердым поверхностям», шкала «выдергивание волос», шкала «расчесывание кожи», шкала «обкусывание ногтей», шкала «сковыривание болячек чтоб дольше заживали», шкала «обкусывание губ», шкала «прикусывание щек или языка» и «другие самоповреждения».
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
На первом этапе исследования были проанализированы данные методики «Шкала причин самоповреждающего поведения» (приложение А).
Подросткам был представлен перечень актов самоповреждения, включающий в себя 12 пунктов: 1. Порезы режущими предметами уколы или проколы кожи острыми предметами 2. Уколы или проколы кожи острыми предметами 3. Самоожоги 4. Удары по собственному телу 5. Удары кулаком, ногой, головой или корпусом тела по твердым поA верхностям 6. Выдергивание волос 7. Расчесывание кожи 8. Обкусывание ногтей 9. Сковыривание болячек, чтоб дольше не заживали 10. Обкусывание губ 11. Прикусывание щек или языка 12. Другие самоповреждения (если есть, указать). В каждом пункте необходимо выбрать один, наиболее подходящий ответ от «никогда» до «часто»; на этапе обработки данных ответы кодируются слеA дующим образом: 1 - никогда, 2 - лишь однажды, 3 - иногда, 4 - часто. Затем был представлен перечень возможных мотивов, побужA дающих к действиям самоповреждающего характера. Напротив каждой причины следует указать степень своего согласия от «совершенно не согласен» до «совершенно согласен», которые кодируются следующим образом: 1 - совершенно не согласен, 2 - не согласен, 3 - затрудняюсь ответить, 4 - согласен, 5 - совершенно согласен.