Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с лёгкой интеллектуальной недостаточностью
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с лёгкой интеллектуальной недостаточностью»
по дисциплине: «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании»
2021
45.00 BYN
Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с лёгкой интеллектуальной недостаточностью
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты временных представлений у детей младшего школьного возраста с лёгкой интеллектуальной недостаточностью
2 Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с лёгкой интеллектуальной недостаточностью
3 Методы и приёмы формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с лёгкой интеллектуальной недостаточностью
Заключение
Список использованных источников
Введение
При ознакомлении ребенка с окружающим миром необходимо выработать систему понятий, которые бы оказывали влияние на процесс ознакомления и формирования знаний об объективной действительности. Жизнь современного человека подчинена законам времени, которые ориентированы на определенное изучение и формирование определенных процессов в жизни каждого отдельно взятого человека. Эти аспекты формируют у современного человека навыки динамичности, целеустремленности, активности в рамках управления собственной жизнью.
Время представляет собой многогранную структуру реальности. Многие философы определяли время как определенную форму бытия материи, которая отражает особенности существенных связей и отношений (Аристотель, А. Бергсон, Г. Гегель) и т.д. Они определяли время как бесформенную субстанцию, направленную на формирование абстрактного понимания различных вещей и явлений. Основу формирования представления о времени составляет чувственное восприятие. Отражение времени способствует формированию таких особенностей как восприятие различными органами чувств и комплексом анализаторов.
Многочисленные исследования показывают, что для детей с нормативным уровнем развития характерным являются сложности в рамках процессов восприятия и понимания. У детей младшего школьного возраста понятие времени воспринимается довольно сложно и данный процесс довольно длительный. Формирование основных временных представлений происходит в процессе протекания жизненных процессов и накоплении социального и эмоционального опыта, который ориентирован на достижение конкретного результата в рамках усвоения и оценки определенного опыта временного анализа.
Также, данный процесс довольно сложен для детей с нарушениями интеллектуального развития. Дети данной категории характеризуются наличием нарушений в сфере восприятия, а временные представления довольно специфичны и абстрактны. Особенности формирования у детей данной категории временных представлений основаны на формировании личностной и познавательной сферы. Для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью характерными являются такие показатели как наличие недостаточного уровня развития временных представлений и возможностей ориентировки во времени.
Многие отечественные и зарубежные исследователи определяли особенности развития временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Среди таких исследователей необходимо выделить таких как М.И. Васильеву, Н.Е. Веракса, В.В. Давыдова, А.А. Леушина, Т.Д. Рихтермана и т.д.
1 Теоретические аспекты временных представлений у детей младшего школьного возраста с лёгкой интеллектуальной недостаточностью
Протекание и развитие различных психических процессов зависят от содержания, структуры, мотивов, целей и средств осуществления деятельности. Своеобразие личности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью обусловлено тем, что в процессе аномального развития у них формируется качественно своеобразное строение деятельности. То, что нормально развивающиеся дети усваивают в дошкольном возрасте, учащиеся с недостатками умственного развития получают позднее и только в процессе специального обучения. Общий уровень развития внимания у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью низок. Это проявляется в том, что дети не замечают существенных элементов изображений, не улавливают то, что им сообщает учитель, неточно понимают задание, ошибаются при выполнении однотипной работы; при этом ошибки носят нестабильный характер, что указывает именно на недостаточность внимания, а не на незнание или неумение.
Память этих детей отличается замедленностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения и эпизодической забывчивостью. У учеников с интеллектуальной недостаточностью страдает как логическая, так и механическая память, их объем; продуктивность как произвольного, так и непроизвольного запоминания. В качестве отличительных особенностей воспроизведения материала можно назвать недостаточность полноты, точности, последовательности [1, с. 54].
Мышление детей с интеллектуальной недостаточностью развивается по тем же законам, что и в норме: у них формируются те же виды мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; те же операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Но существуют и специфические черты, которые в основном заключаются в замедленном темпе развития, в более поздних сроках начала и в растянутости этапов становления мышления. Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности проявляется в бессистемности и непоследовательности анализа, когда ученики беспорядочно, по несколько раз называют несущественные свойства предмета, оставляя при этом без внимания главные детали. Нарушенными оказываются и операции сравнения. Ученики младших классов коррекционных школ обычно обращают внимание на те признаки, которые отличают один предмет от другого, а не выделяют нечто общее между объектами. С этим связаны последующие затруднения в классификации. В младшем школьном возрасте у учеников с интеллектуальной недостаточностью обычно наблюдается неадекватная завышенная самооценка, но у некоторых детей возможны проявления и чрезмерно заниженного взгляда на самого себя. Это возможно в тех случаях, когда ребенок постоянно сталкивается с отрицательной оценкой со стороны взрослых.
2 Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с лёгкой интеллектуальной недостаточностью
Интеллектуальная недостаточность – это состояние задержки или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, возникающих в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Интеллектуальные нарушения у детей – различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения умственного развития. Симптомы включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентировки в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления. Диагностика проводится психиатром, неврологом, психологом. Состоит из клинической беседы, наблюдения, патопсихологических проб. Дополнительно могут назначаться инструментальные исследования головного мозга. План лечения составляется индивидуально, предполагает фармакотерапию, психокоррекцию и социальную реабилитацию.
Легкая интеллектуальная недостаточность у детей или олигофрения – самое распространенное патологическое нарушение психики среди подобных заболеваний. Эта форма недоразвития также известна в медицинских кругах, как дебильность. Но это название утратило свою актуальность из-за социальной неприемлемости. Дети, которым поставлен такой диагноз, несмотря на предрассудки, навязанные общественностью, имеют все шансы в дальнейшем вести самостоятельный образ жизни. Качества и умения, которые обычно присущи при выявлении легкой интеллектуальной недостаточности:
– восприятие основных способностей по специальной программе обучения;
– овладение навыками письма, чтения и счета на элементарном уровне;
– довольно хорошая механическая память;
– конкретно-наглядные методы постижения информации;
– приобретение определенных трудовых навыков;
– постепенный прогресс умственного развития.
Легкая интеллектуальная недостаточность воздействует на формирование познавательных процессов, логического мышления и мотивационного влияния. Легкая форма отклонения позволяет со временем, хоть и не достичь уровня своих сверстников, то хотя бы освоить необходимые для жизни навыки [10, с. 54].
При формировании представления об особенностях развития представления о времени у детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо отметить важность влияния на данный процесс различных направлений специальной психологии. Данные аспекты изучения включают деятельность специалистов различных областей, среди которых необходимо выделить таких как дефектологи, логопеды и психологи.
3 Методы и приёмы формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с лёгкой интеллектуальной недостаточностью
Для качественного планирования развития чувства времени у детей младшего школьного возраста необходима комплексная диагностика. Комплексная диагностика помогает определить практические навыки ребенка, его владение математическими терминами и способность к самостоятельной работе. Диагностика проводится в начале и в конце года.
Диагностика детей младшего школьного возраста по сформированности временных представлений проводится в рамках нескольких этапов, которые основаны на определенных методических рекомендациях:
1. Выявление и уточнение временных понятий у первоклассников в подготовительный период.
Первые представления детей о времени формируются в дошкольном возрасте и основываются на имеющихся наблюдениях за последовательностью событий во времени: моменты ежедневной деятельности, наблюдения за природными явлениями, события в сказках и т.д. Смена дня и ночи, смена времен года, повторение моментов деятельности – все это формирует временные представления [22, с. 65].
На первом этапе диагностики уточняются понятия «раньше – позже», «сначала – потом», «до - после». Детям предлагаются различные картины событий, происходящих в жизни школьника в течение дня (режимные моменты), задаются вопросы «Что было первым (до)? Что происходило потом (позже)?
По мере того, как дети учатся считать числа в первой десятке, они знакомятся с точным временем на циферблате часов (1 час, 2 часа, 3 часа и т.д.). Они учатся определять время по часам до ближайшего часа. Нужно рассказать детям, зачем им нужно знать и уметь определять время. На протяжении всего периода обучения в 1 классе целесообразно работать над другими понятиями, которые характеризуют время, скорость, возраст: сейчас, рано, поздно, давно, недавно, быстро, медленно, старше, моложе [23, с. 99].
Наблюдение – один из методов педагогической диагностики. С его помощью можно получить разнообразную информацию о ребенке, в естественной обстановке.
Заключение
Время представляет собой одну из наиболее важных категорий в рамках обучения детей на разных этапах онтогенетического развития. Впервые с категорией времени дети сталкиваются еще в первый месяц жизни, когда привыкают к режиму сна и отдыха, а также формируют собственное представление о необходимости ориентироваться в системе планирования собственной деятельности. В рамках дошкольного и младшего школьного возраста формируется определенное чувство времени, ориентированного на определенном сенсорном опыте и определения временных рамок. Формирование временных представлений у детей даже при нормальном развитии имеет свои особенности и трудности, связанные с абстрактностью и относительностью изучаемой категории, отсутствием специального анализатора, ответственного за восприятие времени, что в свою очередь замедляет процесс развития ориентировки во времени по сравнению с другими представлениями. Изначально детям очень сложно воспринимать характеристики времени и пространства, однако в процессе учебной деятельности, они приобретают способность понимать последовательность происходящих с ними событий и явлений, которые в свою очередь, способствуют осознанию причинно-следственных связей разнообразных процессов.
Для младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью характерными являются специфические особенности ознакомления с понятиями времени. Данные особенности характеризуются такими аспектами как нарушения познавательной сферы, ориентированной на формирование понятийной системы, управлением и планированием собственного времени. Дети с нарушениями интеллекта не могут в полной мере удовлетворять свои потребности в определенном планировании времени, что указывает на необходимость формирования определенной системы обучения. особенностями формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с лёгкой интеллектуальной недостаточностью являются: на первый план выступают эмоционально более сильные раздражители, тормозя остальные. Последовательность расположения эпизодов может определяться не временной последовательностью явлений, а их эмоциональной значимостью для ребенка. В дальнейшем эмоциональная значимость восприятия по мере обучения заменяется постепенно смысловой значимостью. В осмысленном материале последовательность отдельных моментов совпадает с причинно-следственными отношениями между ними. Следующий момент, характеризующий представления детей с интеллектуальной недостаточностью о времени; это умение определять длительность времени и действовать в рамках определенного отрезка времени. Здесь наблюдается несформированность этих умений, которая проявляется в следующем: слишком большой интервал между получением задания и началом его выполнения, замедлен сам темп деятельности, большая отвлекаемость в процессе самой деятельности от поставленной задачи.
1. Абульханова-Славская, К.А. Личностная регуляция времени / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб: Питер, 2000. – С. 279-297.
2. Болотова, А.К. Психология временной организации деятельности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.К. Болотова. – М. : МПГУ, 1995.– 35 с.
3. Кононенко, И.В. Знакомство детей со временем // Дошкольное воспитание / И.В. Кононенко. – 2011. – №7. – С. 11-13.
4. Воронина, М.В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательных школ / М.В. Воронина // Дефектология. – 1996. – №3. – С. 2830.
5. Перова, М.Н. Коррекционно-развивающая и практическая направленность уроков математики во вспомогательной школе // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта / Под ред. М.Н. Перовой. – М. : МГПИ, 1986. – С. 22-30
6. Баранов, С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении / Под ред. И.Ф. Свадковского. – М. : АПН РСФСР, 1963. – 124 с.
7. Семаго, Н.Я. Формирование пространственно-временных и элементарных математических представлений. Демонстрационный материал / Н.Я. Семаго. – М.: Айрис-пресс, 2006, – 24 с.
8. Аббасов, М.Г. Особенности восприятия и понимания времени у умственно отсталых первоклассников / М.Г. Аббасов // Дефектология. – 1983. – №5. – С. 35-41.
9. Занков, Л.В. Психология умственно отсталого ребенка / Л.В. Занков. – М. : Учпедгиз, 2009. – 424 с.
10. Архипова, С.В. Методические приемы формирования временных представлений у учеников младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С.В. Архипова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2008. – №6. – С. 24-30
11. Нудельман, М.М. О некоторых особенностях представлений учащихся вспомогательной школы // Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы / Под Ред. И.М. Соловьева. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 2013. – С. 133-161.
12. Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения: Сб. науч. тр. / Под ред. В.В. Воронковой. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1984. – 85 с.
13. Васильева, М.И. Воспитывать ориентировку во времени / М.И. Васильева // Дошкольное воспитание. 1959. – №4. – С. 27-31.
14. Романенко, О.В. Изучение особенностей операционной стороны мышления учащихся вспомогательной школы / О.В. Романенко // Дефектология. – 1989. – №5/6. – С. 8-11.
15. Лебеденко, Е.Н. Формирование представлений о времени / Е.Н. Лебедько. – СПб: Детство-пресс, 2003. – 75 с.
16. Ералиева, С.Г. Представления дошкольников с отклонениями в умственном развитии о социально выделенных отрезках времени / С.Г. Ералиева // Дефектология. – 1992. – №1. – С. 57-62.
17. Перова, М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида / М.Н. Перова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 408 с.
18. Гельфан, Е.М. Игры и упражнения, развивающие чувство времени // Игры и упражнения для маленьких и больших (Воспитание детей в игре) / Под ред. Л.В. Благонадежиной. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. –С. 38-50.
19. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. – М.: Академия, 2002. – 68 c.
20. Мусейибова, Т.А. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста / Т.А. Мусейибова // Дошкольное воспитание.– 1972. – № 2. – С. 48-55.
21. Люблинская, А.А. Детская психология: Учебное пособие / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с.
22. Обучение во вспомогательной школе (Лекции по олигофренопедагогике) / Под ред. Н.П. Долгобородовой и др. – М. : Просвещение, 1973. – 136 с.
23. Менчинская, Н.А. Вопросы методики и психологии обучения арифметики в начальных классах / Н.А. Менчинская, М. И. Моро. – М. : Просвещение, 2005. – 224 с.
24. Ералиева, С.Г. Особенности временных представлений и ориентировки во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста / С.Г. Ералиева // Дефектология. – 1994. – №6. – С. 33-35.
25. Немировская, М.А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения / М.А. Немировская // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – №6. – С.46-50.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты