Развитие творческих способностей учащихся в период обучения грамоте
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие творческих способностей учащихся в период обучения грамоте»
по дисциплине: «Русский язык и литературное чтение»
2021
45.00 BYN
Развитие творческих способностей учащихся в период обучения грамоте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Русский язык и литературное чтение
Организация: Средняя школа №1, ГУО (г. Барановичи)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Покажи, где нарисовано.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Скажи, кто это?
ПРИЛОЖЕНИЕ В Посмотри на картинку.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Анкета для родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Скажи, кто это?
ПРИЛОЖЕНИЕ В Посмотри на картинку.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Анкета для родителей.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «творчество», «творческие способности»
1.2 Проблема развития творческих способностей в младшем школьном возрасте
1.3 Игровые методы в работе с младшими школьниками
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов диагностики творческих способностей в младшем школьном возрасте
2.3 Описание комплекса игровых методов по развитию творческих способностей в период обучения грамоте
2.4 Разработка урока для 1 класса в период обучения грамоте с использованием методов для развития творческих способностей учащихся
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В виду проблемы внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке повышаются требования к развитию творческой личности, которая будет иметь развитое продуктивное мышление, гибкое воображение для решения наиболее сложных жизненных задач. В социуме осуществляются бурные преобразования. Человеку приходится на них адекватно реагировать и должен активизировать свой творческий потенциал. В связи с этим необходимо выбирать и разрабатывать адекватные средства формирования творческого продуктивного мышления, поскольку прежние не отвечают парадигме образования нового века.
Творчество – это деятельность по созданию новых аутентичных продуктов, которые являются общественно важными. Дети младшего школьного возраста характеризуются многочисленными потенциальными способностями. Самый эффективный путь развития личных способностей лежит через приобщение учеников к продуктивной творческой деятельности. На данный момент одним из главных принципов обновления содержания образования является личностная ориентация, которая подразумевает развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их обучения с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
Главной целью современной школы, как общественного института, считается разностороннее развитие ребенка, в том числе и творческое, их учебно-познавательной компетенции, познавательных интересов, а также навыков самообразования и способности к самореализации личности.
Изучением проблемы, связанной с развитием творческих способностей учащихся младшего школьного возраста, занимаются многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых В.А. Аванесова [1], Л.Н. Азарова [2], И. А. Буторина [9], Е.Е. Туник [37], В.И. Андреев [4], Н.М. Антонович [5], М.Р. Львов [22], Т.А. Старовойтова [32], Г.С. Швайко [43], О.С. Ушакова [40, 41], О.И. Тиринова [34, 35], Г.В.Терехова [33], Е.И. Тихеева [36], Я.А. Пономарев [28], Н.В. Новотворцева [26], И.А. Малахова [24], А.В. Конышева [20], Н.В. Кондратьева [19], Е.Л. Загурская [16], А. Танненбаум [46] и др. Тем не менее, данная тема характеризуется недостаточной разработанностью, что в том числе обуславливает ее актуальность.
Воспитание самодостаточной, гармонично и разносторонне развитой личности, способной приспосабливаться к меняющимся условиям настоящего, способной к самореализации и самосовершенствованию - вот конечная цель применения творческих методов в педагогике и психологии.
Цель курсовой работы: определение эффективности игровых методов в развитии творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте.
Объект исследования: творческие способности детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «творчество», «творческие способности»
Детство является как подготовкой к будущей деятельности, так и уникальным этапом формирования человека. Итоги данного возраста играют огромную роль в развитии личности ребенка. Развитие в детстве – это единый процесс развития психики и индивидуальности, то есть, познавательной сферы, а также мотивационно-потребностной сферы в качестве ядра личности. Данные линии развития тесно связаны друг с другом.
По мнению Д. Б. Эльконина, ребенок является цельной личностью, которая достаточно активно познает мир вокруг: себя и отношения в системе «ребенок – предмет», а также «ребенок – взрослый» [45, с. 127]. Предмет отличается некоторыми физическими характеристиками, а также некоторыми социально разработанными методами деятельности с нею.
Творческая деятельность представляет собой человеческую деятельность, при которой создается что-то новое. Предмет творческой деятельности может представлять собой либо некоторую материальную вещь, либо умственное достижение. Можно выделить два вида деятельности, а именно воспроизводящий (репродуктивный) и комбинирующий (творческий).
Первый вид деятельности связан с памятью человека: ребенок воспроизводит некоторые приемы поведения, выработанные ранее. К примеру, данный вид деятельности ребенок осуществляет, когда делает что-либо по заданному примеру (например, ребенок срисовывает некоторый предмет по образцу). Творческая деятельность ребенка в данном случае не производит ничего нового, ведь ее основой считается повторение уже существующего [12, с. 19].
Комбинирующей деятельностью человека считается деятельность, в результате которой не воспроизводятся бывшие в его опыте впечатления, но создаются новые образы либо действия. Ребенок способен творчески перерабатывать и создавать из компонентов предыдущего опыта что-то новое [15].
На развитие ребенка значительное влияние оказывает группа. Человек является общественным существом, в связи с чем он зависит от окружающих людей, ребенок же, в свою очередь, является формирующимся и развивающимся существом, и поэтому является зависимым вдвойне [29].
В.И. Андреев предоставил достаточно полное и развернутое определение термина «творчество». Оно имеет значение для выделения педагогических условий и способов его развития. По мнению В.И. Андреева, творчество представляет собой один из видов деятельности человека, который направлен на решение противоречий, а также творческой задачи, для которой требуются как объективные (а именно, общественные и материальные), так и субъективные личностные условия. Исходом подобной работы является некоторый продукт, который обладает новизной и оригинальностью, а также личностным и общественным значением [4].
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Нами был проведен констатирующий эксперимент по исследованию развития учащихся. Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 1 г. Барановичи» в 1 «В» классе. В эксперименте принимали участие 10 детей.
Перед непосредственным проведением эксперимента была изучена имеющаяся документация.
Для разработки программы по проведению дидактических игр, нами был изучен план учителя русского языка. Было выявлено, что на проведение дидактических игр он отводит 1–2 занятия в неделю. Было принято решение перейти к регулярному (на каждом занятии) проведению игр. Работа, которая осуществляется учителем, в основном проводится в форме различных игр с наглядностью. Было принято решение о том, чтобы разнообразить формы проведения дидактических игр: привнести в программу игры-драматизации, словесные игры, соревновательные игры. Также было произведено наблюдение за тем, как учащиеся ведут себя при проведении игр. Было отмечено, что не все из них достаточно активны, не каждый ребенок проявляет интерес к игре. Это также обуславливает необходимость подбора новых форм игры. Также была проанализирована предметно-развивающая среда, предназначенная для осуществления игровой деятельности. Было решено разнообразить и обогатить ее за счет добавления большего количества предметов, с помощью которых могут осуществляться игры в различных направлениях, добавить плакаты с изображением предметов.
Таким образом, была разработана программа по проведению дидактических игр на развитие грамматических и лексических навыков учащихся первой ступени обучения.
Для нашего исследования была выбрана методика Т. Б. Филичевой [42]. С помощью этой методики мы предполагали решить следующие задачи:
• выявление особенностей развития грамматических и лексических навыков детей младшего школьного возраста;
• отслеживание индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• учет результатов диагностики для выбора направления дальнейшей развивающей работы.
Для проведения исследования были выбраны следующие методы:
• опрос (преимущественно в форме беседы);
• объяснение (для заданий);
• наглядный метод (использование картинок);
• игровой (форма проведения заданий).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра как одна из форм обучения зародилась еще в древности. Ее значимость неоднократно была недооценена, вплоть до ХХ в. Начиная с прошлого столетия, игра как форма обучения стала постоянно включаться в процесс образования, и на сегодняшний день ее популярность только растет.
Использование игр в процессе обучения является вполне обоснованным за счет создания необходимой ситуации общения. С помощью игровых форм обучения можно достичь высоких результатов в изучении русского языка, так как они не только помогают снизить нагрузку, но также позволяют реализовать множество учебных задач в ситуациях, максимально приближенным к реальным ситуациям общения.
Использование игровых форм обучения на первой ступени образования является вполне обоснованным не только из-за требований, предъявляемых учебной программой, но также из-за психофизиологических особенностей учащихся. Правильная организация игры способствует повышению эффективности учебного процесса, а также позволяет нивелировать те сложности, которые возникают в процессе обучения младших школьников.
В ходе изучения подходов к обучению грамматике в начальной школе, нами было выявлено, что существуют имплицитный и эксплицитный подходы. Каждый из них обладает определенными достоинствами и недостатками, а их выбор определяется такими факторами, как возраст учащихся, уровень их языковой компетенции, цель обучения на конкретном этапе, а также особенности грамматического материала.
Также нами была определена важность повышения мотивации к изучению грамматического и лексического аспекта русского языка. Многочисленные исследования показывают, что те учащиеся, в обучении которых соблюдаются условия повышения мотивации, лучше усваивают материал. Из этого следует вывод, что, так как процесс изучения грамматики и лексики является достаточно сложным, он должен быть сопряжен с постоянным повышением мотивации, так как это во многом определяет успех усвоения материала.
Существуют различные методы обучения грамматическому аспекту русского языка. Они могут быть языковыми, речевыми и коммуникативными, но все они способствуют развитию грамматических и лексических навыков. Особая роль при их формировании в современной методике отводится игре.
На уроках русского языка могут быть использованы самые разные интерактивные технологии. Каждая из этих технологий может быть оформлена в рамках игры. Их выбор обусловлен тем, какие цели обучения ставятся учителем и учебной программой на конкретном этапе, а также индивидуальными особенностями учащихся. Правильный выбор той или иной технологии в значительной степени определяет успех занятия.
1. Аванесова, В. А. Дидактические игры для школьников / В. А. Аванесова. – М. : Просвещение, 1982. – 186 с.
2. Азарова, Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников / Л. Н. Азарова // Начальная школа. – 1998. – №4. – С.80–81.
3. Актуальность игровых методов в современной системе обучения [Электронный ресурс] // Репозиторий БГПУ. – Режим доступа: https://lib.bspu.by/images/ukaz/2019/igra.pdf.
4. Андреев, В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография / В. И. Андреев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2015. – 288 с.
5. Антонович, Н. М. Инновационная методика обучения белорусской орфографии в начальной школе [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://elib.bspu.by/handle/doc/4965.
6. Апресян, Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка / Ю.Д. Апресян. – М. : Наука, 1974. – 214 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в младшем школьном возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2000. – 185 с.
8. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в школьном учреждении / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – 201 с.
9. Буторина, И. А. Использование потенциала медиаобразования в современном образовательном процессе [Электронный ресурс] // Репозиторий БГПУ. – Режим доступа: https://elib.bspu.by/handle/doc/33718.
10. Буторина, И. А. Чему учат в школе [Электронный ресурс] // Репозиторий БГПУ. – Режим доступа: https://elib.bspu.by/handle/doc/25774.
11. Вишнякова, Н. Ф. Развитие личности в процессе музыкального творчества / Н. Ф. Вишнякова. – Минск : Бел. НИИ образования, 1992. – 76 с.
12. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 96 с.
13. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя языка / А. Н. Гвоздев. – М. : Наука, 1999. — 301 с.
14. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. – М. : Прогресс, 1965. – 244 с.
15. Данилов, М. А. Дидактика / М. А. Данилов, Б. П. Есипов. – М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1953. – 519 с.
16. Загурская, Е. Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками / Е. Л. Загурская. – Мозырь, 2006. – 56 с.
17. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – Спб. : Питер, 2009. – 434 с.
18. Клименко, А. П. Основы теории речевой деятельности / А. П. Клименко, А. Е. Супрун // Исследования лексики и семантики. – М. : Наука, 1974. – 402 с.
19. Кондратьева, Н. В. Критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников / Н. В. Кондратьева // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12 (часть 1) – С. 99-102. – Режим доступа: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35217. – Дата доступа: 01.12.2021
20. Конышева, А. В. Игровые методы обучения / А. В. Конышева. – Минск : Высш. Шк., 2005. – 160 с.
21. Котикова, О. Педагогическая психология. Курс лекций / О. П. Котикова. – Минск : МИУ, 2005. – 132 с.
22. Львов, М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка / М.Р. Львов // Начальная школа. – 1993. – № 1. – С. 21–26.
23. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. – М. : Просвещение, 2007. – 417 с.
24. Малахова, И. А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант / И. А. Малахова. – Минск : Бел. навука, 2002. – 124 с.
25. Манулейко, З. В. Изменение моторики ребенка / З. В. Манулейко. – М. : Просвещение, 2006. – 96 с.
26. Новотворцева, Н. В. Развитие детей / Н. В. Новотворцева. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 312 с.
27. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. – М., 1991. – 223с.
28. Пономарев, Я. А. Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества / Я. А. Пономарев // Тенденции развития психологической науки. – М. : Наука, 1988. – С. 431–450.
29. Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствам» искусства / А. И. Савенков. – М. : Педаг. общество России, 1999. – 220 с.
30. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 2/ Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
31. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: Методич. Пособие / О. А. Степанова. – М. : Сфера, 2005. – 96 с.
32. Старовойтова, Т. А. Практика использования учебных творческих заданий в начальных классах / Т. А. Старовойтова, С. П. Чумакова // Актуальные проблемы педагогики и психологии детства: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Могилев, 9–10 апр. 2003 г. / Могилев. гос. ун-т; редкол.: С. О. Каминская [и др.]. – Могилев, 2003. – С. 137–139.
33. Терехова, Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. дис.... канд. пед. наук / Г.В. Терехова. – Екатеринбург, 2002. – 110 с.
34. Тиринова, О. И. Пропись 1. Учеб. пособ. для 1 класса / О. И. Тиринова. – Минск : Аверсэв, 2021. – 48 с. – 3-е изд.
35. Тиринова, О. И. Учеб. пособ. для 1 кл. учрежд. общ. средн. Образования / О. И. Тиринова. – Минск : НИО, 2020. – 184 с. – 2-е изд., испр. и доп.
36. Тихеева, Е. И. Развитие детей / Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 1986. – 287 с.
37. Туник, Е. Е. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников / Е. Е. Туник. – СПб. : Речь, 2005. – 112 с.
38. Трофимович, Т.Г. Методика преподавания русского языка и литературного чтения / Т.Г. Трофимович, Е.С. Василевская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/2203.
39. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении школьников / Е. И. Удальцова. – М. : Куб, 2009. – 298 с.
40. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Владос,2003. – 115 с.
41. Ушакова О. С. Развивайте речь школьника / О. С. Ушакова, Л. В. Щадрина // Школьное воспитание. – 1997. – №2. – С.17–21.
42. Филичева, Т. Б. Обучение детей в условиях языкового общения / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Альфа,1993. – 190 с.
43. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. работников ГУО / Г. С. Швайко, В. В. Гербова. – 5-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 176 с.
44. Шиллер, И. Письма об эстетическом воспитании [Электронный ресурс] // vanko.lib. – Режим доступа: http://vanko.lib.ru/books/cultur/shiller4etters.html.
45. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. – М. : Институт практической психологии, 1997. – 416 с.
46. Tannenbaum, A.J. Gifted children: psychological and educational perspectives. – A. J. Tannenbaum. – NY. : Macmillan, 1983. – 156 p.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Покажи, где нарисовано.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Скажи, кто это?
ПРИЛОЖЕНИЕ В Посмотри на картинку.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Анкета для родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Скажи, кто это?
ПРИЛОЖЕНИЕ В Посмотри на картинку.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Анкета для родителей.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты