Взаимосвязь стиля семейного воспитания и страхов у детей дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь стиля семейного воспитания и страхов у детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь стиля семейного воспитания и страхов у детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты исследования по методике «Стили семейного воспитания», разработанная С.С. Степановым (первичная диагностика).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты по методике «Подверженность ребенка страхам», А.И. Захарова (первичная диагностика).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Содержание занятий тренинговой программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты по методике «Подверженность ребенка страхам», А.И. Захарова (повторная диагностика).
Поделиться
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и классификация стилей семейного воспитания
1.2 Направление работы по коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста
1.3 Тренинг как средство коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ТРЕНИНГ КОРРЕКЦИИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С ЦЕЛЬЮ УМЕНЬШЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика стилей семейного воспитания и уровня страхов у детей дошкольного возраста
2.1 Пояснительная записка и учебно-методическая карта тренинга коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста
2.3 Частичная апробация тренинга коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста (повторная диагностика уровня страхов у детей дошкольного возраста)
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Все что вкладывают родители в своих детей с самого рождения, накапливается и сохраняется в течение многих лет, откуда затем развиваются черты характера и особенности личности. Однако если родители относятся к своим детям деструктивно, между ними возникает дистанция и отсутствие уважения друг к другу, что в свою очередь может привести к эмоциональному дискомфорту и беспокойству.
Страх начинает появляться и проявляться, когда с раннего возраста присутствует большое количество неразрешенных страхов, общее чувство беспокойства и страх сделать что-то не то. Страх почти всегда сохраняется, если родители постоянно недовольны ребенком. Последствия страха пагубно сказываются на личности и психоэмоциональном состоянии ребенка и проявляются в разной степени агрессивности, нервозности, замкнутости, неуверенности в себе и недостатке общения. Чтобы избежать нежелательных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессия и нервозность, необходимо создать положительный и благоприятный психологический климат в семье.
Л.С. Выготский, К. Изард и другие исследовали вопрос психоэмоционального состояния дошкольников – они выделили некоторые особенности эмоционального развития дошкольников [7; 12].
Т.А. Данилина, Л.И. Божович, М.Е. Ермолаева [3; 8; 9] также изучали эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.
Вопрос семейной ситуации и ее влияния на психологические эмоции детей изучали А. А. Вегнер, А. Адлер, Т. Кравченко, Г. Мертон, Д. Олсон, К. Роджерс, Б. Скиннер, А. И. Баркан и другие [1].
Сегодня лучшим решением этой трудности (наличие страха) является тренинг. Это групповое занятие, в ходе которого жизненные навыки прививаются в результате дружеского общения и веселой, увлекательной игры.
Тренинг создает психологический комфорт для ребенка и атмосферу принятия и доверия. Тренинг позволяет ребенку пережить все «мелкие» трудности и проблемы детства и юности с как можно меньшими эмоциональными потерями. К концу занятия ребенок приобретет самый необходимый и важный багаж, который позволит ему добиться значительного успеха во взрослой жизни.
Объект исследования – страхи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – тренинг как средство коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – коррекция стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста средствами тренинга.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и классификация стилей семейного воспитания
Каждая семья воспитывает своих детей уникальным способом, присущим только этой семье. Стили воспитания формируются под влиянием многих факторов: образа жизни семьи, культуры, домашнего воспитания, воспитания самих родителей, представлений о воспитании и т.д. Стиль семейного воспитания – это отношения родителей и ребенка, реализуемые через совокупность применяемых методов и приемов взаимодействия с ребенком. Любые дисгармоничные проявления в семье могут негативно отразиться на личностном развитии ребенка, привести к девиантному поведению [50].
А.Л. Венгер под термином «стиль воспитания» понимает «характер взаимоотношений с ребенком в семье, который обусловливает степень контроля, заботы и опеки, теснота эмоциональных контактов, характер руководства, количество запретов» [15, с. 68]. Цель семейного воспитания состоит в формировании таких качеств личности, которые способствуют успешной адаптации ко взрослой жизни, и помогут преодолеть трудности на жизненном пути. Главные задачи в воспитании: создание максимально комфортных и приемлемых условий для роста и развития ребенка; формирование физического здоровья; развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка и др. По мнению В.А. Фроловой, личность ребенка зависит от преобладающего стиля воспитания ребенка, уровня их ответственности [50].
В зарубежной психологии можно обнаружить различные типологии стилей воспитания ребенка. Так, С. Броди выделила несколько типов материнского отношения:
1) мать осознает и умело удовлетворяет потребности ребёнка, проявляет заботу, поддерживает ребенка, многое ему разрешает;
2) мать испытывает трудности в том, чтобы адаптироваться к потребностям ребенка, не владеет необходимыми навыками поддержки, не устанавливает необходимый коммуникативный контакт, не идет на уступки;
3) матерью движет чувство долга, а не подлинный интерес к ребенку; мать проявляет спонтанное поведение и часто контролирует поведение ребенка;
4) поведение матери не соответствует возрасту и потребностям ребенка; часто завышает требования к нему, ее реакции непредсказуемы, что влечет за собой рост тревожности [5].
ГЛАВА 2. ТРЕНИНГ КОРРЕКЦИИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С ЦЕЛЬЮ УМЕНЬШЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика стилей семейного воспитания и уровня страхов у детей дошкольного возраста
С целью коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста средствами тренинга исследования нами была разработана опытно-экспериментальное исследование.
Для поставленной цели сформированы следующие задачи исследования:
- выявить типичные стили семейного воспитания.
- выявить уровень подверженности страхам у ребенка, определить их специфику.
- выявить взаимосвязь стиля семейного воспитания и страхов детей дошкольного возраста.
- разработать содержание тренинга коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста;
- организовать частичную апробацию тренинга коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста и провести повторную диагностику уровня страхов у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
- существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и страхами дошкольника, что обуславливает разработку тренинга коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста.
- разработанный тренинг коррекции стилей семейного воспитания будет способствовать уменьшения страхов у детей дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и один из их родителей.
С целью диагностики стилей семейного воспитания и уровня страхов у детей дошкольного возраста нами были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Стили семейного воспитания», разработанная С.С. Степановым.
Цель методики: выявить типичные стили семейного воспитания.
Опросник содержит ряд вопросов, которые характеризуют то или иной стиль воспитания. Родителю необходимо выбрать наиболее подходящий ему вариант.
В результате могут быть выявлены следующие стили семейного воспитания: авторитетный (демократический), авторитарный, либеральный, индифферентный [12].
Заключение
Стиль семейного воспитания – это характер взаимоотношений родителей с ребенком, обусловленные совокупностью применяемых методов и приемов взаимодействия с ребенком, степень контроля и требований, заботы и опеки, тесноты эмоциональных контактов. Целью семейного воспитания выступает формирование жизненно важных умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых для успешной адаптации ко взрослой жизни. Развитие личности ребенка зависит от того, какой стиль воспитания реализуют родители. Основными стилями семейного воспитания выступают: демократический, контролирующий, индифферентный. Также выделяют гармоничные и негармоничные стили семейного воспитания, в зависимости от поведения родителей и личностного развития детей. Негармоничные стили воспитания порождают рост агрессивности ребенка, неадекватную самооценку, низкие коммуникативные способности, отсутствие самостоятельности, тревожность, недоверие к миру.
В психолого-педагогической коррекции страхов воздействие оказывается и непосредственно на детей, имеющих страхи, и на родителей, так как именно они могут создать условия, в которых позитивные изменения в ходе психологической помощи в коррекции будут закреплены в естественных условиях жизни ребенка. Психолого-педагогическая коррекция стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста осуществляется при помощи психологического просвещения, методов когнитивно-поведенческой психотерапии, собраний, индивидуальных консультаций, разнообразных клубов, и т.д.
Для коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста используются когнитивно– поведенческий и социально-психологический тренинг, а также совместные тренинговые занятия родителей и детей, которые позволяют гармонизировать детско-родительские отношения, снять негативные эмоциональные состояния у взрослых и детей, создать обстановку для доверительных отношений в семье.
1. Адлер, А. Индивидуальная психология и развитие ребенка / А. Адлер. – Москва. – Изд-во: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 166 с.
2. Баркан, А.И. Как правильно воспитывать ребенка. Что делать родителям / А.И. Баркан. – Москва. Изд-во: АСТ, 2009. – 287 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2014. – 398 с.
4. Бочанцева, Л. И. Влияние социально-психологического тренинга на развитие коммуникативных способностей старшеклассников с агрессивным поведением // Проблемы современного образования. 2018. № 3. С. 68-79. URL: http://pmedu. ru/images/2018-3/08.pdf.
5. Вегнер, А.Л. Психология развития: словарь / под ред. А.Л. Вегнера. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 176 с.
6. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). / Л.М. Тимофеева. – М.: Академия, 2010. – 278 с.
7. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Москва. Изд-во: Юрайт, 2016. – 224с.
8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком… Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ, 2016. – 304 с.
9. Данилина, Т.А., Зенгенидзе, В.Я., Степина, М.Н. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина, В.Я Зенгенидзе, М.Н. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 160с.
10. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Изд-во МПСИ, 2008. – С. 11-18; 21-42.
11. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей. / А.И. Захаров. – СПб.: Питер, 2000. – 258с.
12. Захаров, А. И. Неврозы у детей и психотерапия. / А.И. Захаров – СПб.: Питер, 2000. – 269 с.
13. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М. : Каро, 2006. – 672 с.
14. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – М.: Питер, 2011. – 464с.
15. Кенделл, Ф.С. Психотерапия детей и подростков / Ф.С. Кенделл. – СПб.: Питер, 2-е изд., 2002. – 432с.
16. Косолапова, Н.Г. Становление позитивной концепции дошкольников // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – 2008. – № 75. – С. 212-219.
17. Кузьмина, М. Детский невроз страха. // Школьный психолог. – №25, 2000. – 128 с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. обучающихся по пед. спец. / В.С. Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: AcademiA, 2007. – 638 с.
19. Неверович, Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Невировича. – М.: Академия, 2006. – 368 с.
20. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
21. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М. : Сфера, 2005. – 240 с.
22. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М. : Сфера, 2002. –510 с.
23. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. -Санкт– Петербург: Питер, 2008. – 248 с.
24. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. – 304 с.
25. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160 с.
26. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Редактор-составитель Райгородский Д. Я. – Самара, «БАХРАХ-М», 2009. – 258 с.
27. Психодиагностика эмоциональной сферы личности. Практическое пособие. / Г. А. Шалимова. – М.: АРКТИ, 2006. – 321 с.
28. Рахматшаева В.А. Грамматика общения : Шаг за шагом – к доверию и взимопониманию / В.А. Рахматшаева. – М. : Семья и школа, 1995. – 187 с.
29. Роджерс, К. Становление личности / К. Роджерс. – Москва. Изд-во: Эксмо-Пресс, 2001. – 314 с.
30. Рудестам К. Групповая психотерапия: психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 2013. 225 с.
31. Сидоренко, Е.В. Технологии создания тренинга : от замысла к результату / Е.В. Сидоренко. – СПб. : Речь, 2008. – 329 с.
32. Синегина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синегина. – М. : Владос, 2005. – 95 с.
33. Чепцова, Н.А. Психологическая характеристика старших дошкольников / Прикладная психология. – М.: Академия, 2010. – 279 с.
34. Чухрова, Т.В. Взаимосвязь стиля семейного воспитания с уровнем тревожности у старших дошкольников [Текст] / Т.В. Чухрова // Аллея науки. – 2019. – № 12. – С. 876-880.
35. Шевцова, И.В. Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений [Текст] / И.В. Шевцова. – М.: Владос, 2000. – 390 с.
36. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
37. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. – СПб.: Речь, 2000. – 390 с.
38. Eugene, L.D. The link between parenting approaches and health behavior: A systematic review // Journal of Human Behavior in the Social Environment. – 2017. – Volume 27. – Р. 589-608.
39. Lagerspetz, K., Björkqvist, K., Peltonen, T. Is indirect aggression typical of females? Gender differences in aggressiveness in 11– to 12-year old children. Aggressive Behavior. – 1988. – Vol. 14. – Р. 403-414.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты исследования по методике «Стили семейного воспитания», разработанная С.С. Степановым (первичная диагностика).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты по методике «Подверженность ребенка страхам», А.И. Захарова (первичная диагностика).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Содержание занятий тренинговой программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты по методике «Подверженность ребенка страхам», А.И. Захарова (повторная диагностика).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты