Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и классификация стилей семейного воспитания
1.2 Направление работы по коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста
1.3 Тренинг как средство коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ТРЕНИНГ КОРРЕКЦИИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С ЦЕЛЬЮ УМЕНЬШЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика стилей семейного воспитания и уровня страхов у детей дошкольного возраста
2.1 Пояснительная записка и учебно-методическая карта тренинга коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста
2.3 Частичная апробация тренинга коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста (повторная диагностика уровня страхов у детей дошкольного возраста)
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Все что вкладывают родители в своих детей с самого рождения, накапливается и сохраняется в течение многих лет, откуда затем развиваются черты характера и особенности личности. Однако если родители относятся к своим детям деструктивно, между ними возникает дистанция и отсутствие уважения друг к другу, что в свою очередь может привести к эмоциональному дискомфорту и беспокойству.
Страх начинает появляться и проявляться, когда с раннего возраста присутствует большое количество неразрешенных страхов, общее чувство беспокойства и страх сделать что-то не то. Страх почти всегда сохраняется, если родители постоянно недовольны ребенком. Последствия страха пагубно сказываются на личности и психоэмоциональном состоянии ребенка и проявляются в разной степени агрессивности, нервозности, замкнутости, неуверенности в себе и недостатке общения. Чтобы избежать нежелательных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессия и нервозность, необходимо создать положительный и благоприятный психологический климат в семье.
Л.С. Выготский, К. Изард и другие исследовали вопрос психоэмоционального состояния дошкольников – они выделили некоторые особенности эмоционального развития дошкольников [7; 12].
Т.А. Данилина, Л.И. Божович, М.Е. Ермолаева [3; 8; 9] также изучали эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.
Вопрос семейной ситуации и ее влияния на психологические эмоции детей изучали А. А. Вегнер, А. Адлер, Т. Кравченко, Г. Мертон, Д. Олсон, К. Роджерс, Б. Скиннер, А. И. Баркан и другие [1].
Сегодня лучшим решением этой трудности (наличие страха) является тренинг. Это групповое занятие, в ходе которого жизненные навыки прививаются в результате дружеского общения и веселой, увлекательной игры.
Тренинг создает психологический комфорт для ребенка и атмосферу принятия и доверия. Тренинг позволяет ребенку пережить все «мелкие» трудности и проблемы детства и юности с как можно меньшими эмоциональными потерями. К концу занятия ребенок приобретет самый необходимый и важный багаж, который позволит ему добиться значительного успеха во взрослой жизни.
Объект исследования – страхи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – тренинг как средство коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – коррекция стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста средствами тренинга.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и классификация стилей семейного воспитания
Каждая семья воспитывает своих детей уникальным способом, присущим только этой семье. Стили воспитания формируются под влиянием многих факторов: образа жизни семьи, культуры, домашнего воспитания, воспитания самих родителей, представлений о воспитании и т.д. Стиль семейного воспитания – это отношения родителей и ребенка, реализуемые через совокупность применяемых методов и приемов взаимодействия с ребенком. Любые дисгармоничные проявления в семье могут негативно отразиться на личностном развитии ребенка, привести к девиантному поведению [50].
А.Л. Венгер под термином «стиль воспитания» понимает «характер взаимоотношений с ребенком в семье, который обусловливает степень контроля, заботы и опеки, теснота эмоциональных контактов, характер руководства, количество запретов» [15, с. 68]. Цель семейного воспитания состоит в формировании таких качеств личности, которые способствуют успешной адаптации ко взрослой жизни, и помогут преодолеть трудности на жизненном пути. Главные задачи в воспитании: создание максимально комфортных и приемлемых условий для роста и развития ребенка; формирование физического здоровья; развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка и др. По мнению В.А. Фроловой, личность ребенка зависит от преобладающего стиля воспитания ребенка, уровня их ответственности [50].
В зарубежной психологии можно обнаружить различные типологии стилей воспитания ребенка. Так, С. Броди выделила несколько типов материнского отношения:
1) мать осознает и умело удовлетворяет потребности ребёнка, проявляет заботу, поддерживает ребенка, многое ему разрешает;
2) мать испытывает трудности в том, чтобы адаптироваться к потребностям ребенка, не владеет необходимыми навыками поддержки, не устанавливает необходимый коммуникативный контакт, не идет на уступки;
3) матерью движет чувство долга, а не подлинный интерес к ребенку; мать проявляет спонтанное поведение и часто контролирует поведение ребенка;
4) поведение матери не соответствует возрасту и потребностям ребенка; часто завышает требования к нему, ее реакции непредсказуемы, что влечет за собой рост тревожности [5].
ГЛАВА 2. ТРЕНИНГ КОРРЕКЦИИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С ЦЕЛЬЮ УМЕНЬШЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика стилей семейного воспитания и уровня страхов у детей дошкольного возраста
С целью коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста средствами тренинга исследования нами была разработана опытно-экспериментальное исследование.
Для поставленной цели сформированы следующие задачи исследования:
- выявить типичные стили семейного воспитания.
- выявить уровень подверженности страхам у ребенка, определить их специфику.
- выявить взаимосвязь стиля семейного воспитания и страхов детей дошкольного возраста.
- разработать содержание тренинга коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста;
- организовать частичную апробацию тренинга коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста и провести повторную диагностику уровня страхов у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
- существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и страхами дошкольника, что обуславливает разработку тренинга коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста.
- разработанный тренинг коррекции стилей семейного воспитания будет способствовать уменьшения страхов у детей дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и один из их родителей.
С целью диагностики стилей семейного воспитания и уровня страхов у детей дошкольного возраста нами были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Стили семейного воспитания», разработанная С.С. Степановым.
Цель методики: выявить типичные стили семейного воспитания.
Опросник содержит ряд вопросов, которые характеризуют то или иной стиль воспитания. Родителю необходимо выбрать наиболее подходящий ему вариант.
В результате могут быть выявлены следующие стили семейного воспитания: авторитетный (демократический), авторитарный, либеральный, индифферентный [12].
Заключение
Стиль семейного воспитания – это характер взаимоотношений родителей с ребенком, обусловленные совокупностью применяемых методов и приемов взаимодействия с ребенком, степень контроля и требований, заботы и опеки, тесноты эмоциональных контактов. Целью семейного воспитания выступает формирование жизненно важных умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых для успешной адаптации ко взрослой жизни. Развитие личности ребенка зависит от того, какой стиль воспитания реализуют родители. Основными стилями семейного воспитания выступают: демократический, контролирующий, индифферентный. Также выделяют гармоничные и негармоничные стили семейного воспитания, в зависимости от поведения родителей и личностного развития детей. Негармоничные стили воспитания порождают рост агрессивности ребенка, неадекватную самооценку, низкие коммуникативные способности, отсутствие самостоятельности, тревожность, недоверие к миру.
В психолого-педагогической коррекции страхов воздействие оказывается и непосредственно на детей, имеющих страхи, и на родителей, так как именно они могут создать условия, в которых позитивные изменения в ходе психологической помощи в коррекции будут закреплены в естественных условиях жизни ребенка. Психолого-педагогическая коррекция стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста осуществляется при помощи психологического просвещения, методов когнитивно-поведенческой психотерапии, собраний, индивидуальных консультаций, разнообразных клубов, и т.д.
Для коррекции стилей семейного воспитания с целью уменьшения страхов у детей дошкольного возраста используются когнитивно– поведенческий и социально-психологический тренинг, а также совместные тренинговые занятия родителей и детей, которые позволяют гармонизировать детско-родительские отношения, снять негативные эмоциональные состояния у взрослых и детей, создать обстановку для доверительных отношений в семье.
1. Адлер, А. Индивидуальная психология и развитие ребенка / А. Адлер. – Москва. – Изд-во: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 166 с.
2. Баркан, А.И. Как правильно воспитывать ребенка. Что делать родителям / А.И. Баркан. – Москва. Изд-во: АСТ, 2009. – 287 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2014. – 398 с.
4. Бочанцева, Л. И. Влияние социально-психологического тренинга на развитие коммуникативных способностей старшеклассников с агрессивным поведением // Проблемы современного образования. 2018. № 3. С. 68-79. URL: http://pmedu. ru/images/2018-3/08.pdf.
5. Вегнер, А.Л. Психология развития: словарь / под ред. А.Л. Вегнера. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 176 с.
6. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). / Л.М. Тимофеева. – М.: Академия, 2010. – 278 с.
7. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Москва. Изд-во: Юрайт, 2016. – 224с.
8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком… Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ, 2016. – 304 с.
9. Данилина, Т.А., Зенгенидзе, В.Я., Степина, М.Н. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина, В.Я Зенгенидзе, М.Н. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 160с.
10. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Изд-во МПСИ, 2008. – С. 11-18; 21-42.
11. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей. / А.И. Захаров. – СПб.: Питер, 2000. – 258с.
12. Захаров, А. И. Неврозы у детей и психотерапия. / А.И. Захаров – СПб.: Питер, 2000. – 269 с.
13. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М. : Каро, 2006. – 672 с.
14. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – М.: Питер, 2011. – 464с.
15. Кенделл, Ф.С. Психотерапия детей и подростков / Ф.С. Кенделл. – СПб.: Питер, 2-е изд., 2002. – 432с.
16. Косолапова, Н.Г. Становление позитивной концепции дошкольников // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – 2008. – № 75. – С. 212-219.
17. Кузьмина, М. Детский невроз страха. // Школьный психолог. – №25, 2000. – 128 с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. обучающихся по пед. спец. / В.С. Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: AcademiA, 2007. – 638 с.
19. Неверович, Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Невировича. – М.: Академия, 2006. – 368 с.
20. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
21. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М. : Сфера, 2005. – 240 с.
22. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М. : Сфера, 2002. –510 с.
23. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. -Санкт– Петербург: Питер, 2008. – 248 с.
24. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. – 304 с.
25. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160 с.
26. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Редактор-составитель Райгородский Д. Я. – Самара, «БАХРАХ-М», 2009. – 258 с.
27. Психодиагностика эмоциональной сферы личности. Практическое пособие. / Г. А. Шалимова. – М.: АРКТИ, 2006. – 321 с.
28. Рахматшаева В.А. Грамматика общения : Шаг за шагом – к доверию и взимопониманию / В.А. Рахматшаева. – М. : Семья и школа, 1995. – 187 с.
29. Роджерс, К. Становление личности / К. Роджерс. – Москва. Изд-во: Эксмо-Пресс, 2001. – 314 с.
30. Рудестам К. Групповая психотерапия: психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 2013. 225 с.
31. Сидоренко, Е.В. Технологии создания тренинга : от замысла к результату / Е.В. Сидоренко. – СПб. : Речь, 2008. – 329 с.
32. Синегина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синегина. – М. : Владос, 2005. – 95 с.
33. Чепцова, Н.А. Психологическая характеристика старших дошкольников / Прикладная психология. – М.: Академия, 2010. – 279 с.
34. Чухрова, Т.В. Взаимосвязь стиля семейного воспитания с уровнем тревожности у старших дошкольников [Текст] / Т.В. Чухрова // Аллея науки. – 2019. – № 12. – С. 876-880.
35. Шевцова, И.В. Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений [Текст] / И.В. Шевцова. – М.: Владос, 2000. – 390 с.
36. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
37. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. – СПб.: Речь, 2000. – 390 с.
38. Eugene, L.D. The link between parenting approaches and health behavior: A systematic review // Journal of Human Behavior in the Social Environment. – 2017. – Volume 27. – Р. 589-608.
39. Lagerspetz, K., Björkqvist, K., Peltonen, T. Is indirect aggression typical of females? Gender differences in aggressiveness in 11– to 12-year old children. Aggressive Behavior. – 1988. – Vol. 14. – Р. 403-414.