ВВЕДЕНИЕ
1 ТРОП В СИСТЕМЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
1.1. Использование тропов в газетных жанрах
1.2. Понятие и виды тропов
2 ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРОПОВ В ГАЗЕТЕ «МОГИЛЕВСКИЕ ВЕДОМОСТИ»
2.2. Особенности использования тропов в публикациях газеты «Могилевские ведомости»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Цель журналистского творчества состоит в том, чтобы доносить в удобной и максимально доступной форме информацию до аудитории. Довольно важно при этом, чтобы эта информация выполняла не только функцию удовлетворения информативного голода, но и доставляла некое эстетическое удовольствие. Для журналиста важно не только найти материал, но и изложить его в той форме, которая максимально заинтересует читателя и сделает повествование более интересным.
Факт, изложенный грамотным русским языком, сдобренный ассоциациями, фразеологизмами, сравнениями и другими средствами выразительности более вероятно привлечет внимание читателя, чем факт, изложенный сухим и черствым языком.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей использования различных видов тропов на материале газеты «Могилевские ведомости», так как исследование будет способствовать выявлению своеобразия местных публикаций, возможных изменений на современном этапе.
Новизна исследования. Использование изобразительно-выразительных средств в различных жанрах журналистики привлекают внимание исследователей. Однако на данный момент нет исследований, посвященных изучению использования тропов в публикациях газеты «Могилевские ведомости».
Цель исследования: изучить особенности использования различных видов тропов на материале газеты «Могилевские ведомости»
Задачи:
1) дать общую характеристику тропа и его видов;
2) проанализировать публикации различных видов газеты «Могилевские ведомости»;
3) выявить особенности употребления тропов на страницах газеты «Могилевские ведомости».
1) Объект исследования: публикации с использованием тропов в газете «Могилевские ведомости».
Предмет исследования: особенностей использования различных видов тропов на материале газеты «Могилевские ведомости».
Методология исследования. Теоретической базой исследования послужили работы ученых, изучающих специфику использования тропов в
1 ТРОП В СИСТЕМЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
1.1. Использование тропов в газетных жанрах
Язык средств массовой информации, особенно газетной печати, – тема, вызывающая споры и интересующая многих исследователей. Для разных публицистических жанров существуют достаточно жесткие и определенные требования к внутренней стилистике.
Известный исследователь языка газеты В.Г.Костомаров отмечал: «К максимуму информации стремятся научный и деловой стили… К максимуму эмоциональности приближаются некоторые бытовые и поэтические тексты… Газетное изложение не терпит ни той, ни другой крайности: в первом случае не было бы эмоционально воздействующего эффекта (скучно, неинтересно), во втором – необходимой фактографичности (на одних чувствах)» [9, с. 61-63].
У публицистического стиля одной из важнейших функций является воздействующая, поскольку текст, опубликованный в СМИ, не просто дает информацию, но и оказывает желаемое воздействие на разум и чувства читателя, слушателя, настраивает его определенным образом. Для публицистического стиля характерны оценочность, призывность (побудительность) и полемичность. Это связано с тем, что СМИ создают так называемую социальную атмосферу, определяют градус, вектор движения общественной мысли. В связи с этим нельзя недооценивать роль СМИ местного значения, газеты и Интернет ресурсы маленьких городов, районных центров, а также вузов, корпораций и крупных предприятий.
Стремление к эмоциональной насыщенности языка газеты побуждает журналистов использовать различные приемы художественной выразительности, которые активизируют внимание читателей, привлекают их к определенной информационной теме.
В последнее время положение газетной речи в стилистической системе русского языка стало более сложным: с одной стороны, значительное количество оригинальных газетных оборотов, сформировавшихся с использованием выразительных средства языка, вследствие огромного количества повторов и цитирований в Интернете воспринимаются как штампы. С другой стороны, газетная речь вышла из жесткой системы книжных стилей и активно взаимодействует с разговорной речью. СМИ в
2 ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРОПОВ В ГАЗЕТЕ «МОГИЛЕВСКИЕ ВЕДОМОСТИ»
2.1. Газета «Могилевские ведомости» в системе региональных СМИ
О проблемах жизни страны, своего региона, событиях культурной жизни человек узнает из средств массовой информации, в том числе печатных. Культурная тематика адресована достаточно широкой аудитории граждан.
В области издается 27 государственных газет: 4 – областные (массово-политические газеты «Магiлёўскiя ведамасцi», «Могилевская правда», «Днепровская неделя», агропромышленная газета «Зямля i людзi»), 2 – городские и 21 – районная; 28 – негосударственных печатных изданий, 8 – малотиражных.
Журналистами Могилевщины проводится целенаправленная работа по освещению важнейших событий, актуальных проблем политической, экономической, общественной и культурной жизни региона и республики. Данная тематика отражается в специальных рубриках, на тематических страницах «Актуально», «Официально», «В облисполкоме», «Наша продукция», «Дело», «Акценты» и др.
КИУП «Информационное агентство «Могилевские ведомости», учредителем которой является Могилевский облисполком, выпускает 3 газеты – «Могилевскую правду» (областная газета “Могилевская правда” издается с января 1918 г. Аудитория – те, кто уже состоялся в этой жизни, имеет сложившийся статус, привычки, менталитет, а также руководители предприятий, областная и городская вертикаль), «Днепровскую неделю» (областная газета “Днепровская неделя” издается с 1984 года. «Днепровка» пользуется особой популярностью у молодежи, женщин и предпринимателей) и «Могилевские ведомости».
«Могилевские ведомости» – областная общественно-политическая газета, основанная в декабре 1990 Могилевским областным исполнительным комитетом. Журналисты газеты акцентируют внимание на самых актуальных вопросах жизнедеятельности области, ставят во главу угла объективность информации, ее оперативность и доступность для всех жителей региона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав фактический и теоретический материал по данной проблеме, можно сделать следующие выводы.
Стремление к эмоциональной насыщенности языка газеты побуждает журналистов использовать различные приемы художественной выразительности, которые активизируют внимание читателей, привлекают их к определенной информационной теме.
Традиционно публицистические жанры принято делить на информационные, аналитические и художественно-публицистические, и именно для последних наиболее характерно использование специфических художественных средств, определяющих эмоциональное воздействие, оказываемое на читателя, то впечатление, которое остается у него после прочтения статьи или информационной заметки.
Существуют различные определения понятия «троп». В данной работе будем относить к тропам следующие виды: эпитет, сравнение, перифраза, метафора, синекдоха, метонимия, гипербола, литота и др.
В данном исследовании было проанализировано 103 номера газеты «Могилевские ведомости» за 2015 год, в которых было опубликовано 2562 материала. Следует отметить, что не все материалы, опубликованные на страницах «Могилевских ведомостей», следует считать журналистскими и рассматривать как объект для анализа.
В анализируемых материалах были выявлены следующие основные виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия и др.
Частота и вид используемых тропов зависит от того, к какому жанру относится публикация. В публикациях в информационном жанре заметка на страницах газеты «Могилевские ведомости» тропов встречается незначительное количество. Для интервью характерна вопросно-ответная форма изложения, что не исключает субъективного представления информации. Однако выбор тропов или их отсутствие напрямую зависит от интервьюируемого, его способности и желания использовать различные средства экспрессии или убеждения в своей речи. Репортаж является особым информационным жанром газеты, имеющим целью не только информирование, описание, рассказ о событии, но включающим в себя оценку описываемых фактов и излагаемых событий, при его создании автор располагает рядом языковых средств, в число которых входят различные приемы экспрессии, в том числе и тропы. Самым «богатым» на
1. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс. Теория метафоры / Н.Д. Арутюнова. – М. : Прогресс, 1990. – 180 с.
2. Архив газеты «Могилевские ведомости» за 2015 год.
3. Ворошилов, В.В. Журналистика : учебник / В.В. Ворошилов ; Европ.ин-т экспертов. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 360 с.
4. Гуревич, С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра : учебное пособие для вузов / С.М. Гуревич. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 320 с.
5. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. – М. : Дело, 2002. – 280 с.
6. Ким, М.Н. Основы творческой деятельности журналиста : учебник для вузов / М.Н. Ким. – СПб. : Питер, 2010. – 400 с.
7. Козлов, И. Уроженец Могилевщины, легендарный мэр Минска Михаил Павлов: След в истории / И. Козлов // Могилевские ведомости. – 2015. – 14 дек. – С. 4.
8. Коньков, В. И. Речевая структура газетных жанров : учебное пособие / В. И. Коньков. – СПб. : Роза мира, 2004. – 221 с.
9. Костомаров, В. Русский язык на газетной полосе / В. Костомаров. – М. : Изд-во Московского университета, 1971. – 268 с.
10. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М. : Просвещение, 1978. – 420 с.
11. Курбека, В. «Помощь» с… асфальта / В. Курбека // Могилевские ведомости. – 2015. – 14 дек. – С. 12.
12. Курбека, В. Ведь жена – не рукавица / В. Курбека // Могилевские ведомости. – 2015. – 25 фев. – С. 12.
13. Курбека, В. Что делать и кто виноват? / В. Курбека // Могилевские ведомости. – 2015. – 10 авг. – С. 12.
14. Ляпун, С.В. Приемы создания экспрессии в спортивной журналистике / С.В. Ляпун // Инфоноосфера и массовые коммуникации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Ростов н/Д : Логос, 2008.– С. 132-136.
15. Ляхов, Г. Бокс слабаков не терпит / Г. Ляхов // Могилевские ведомости. – 2015. – 17 нояб. – С. 14.
16. Ляхов, Г. Кто сказал, что снега мало?/ Г. Ляхов // Могилевские ведомости. – 2015. – 25 фев. – С. 14.
17. Ляхов, Г. Лучшие шашисты живут в Бобруйске / Г. Ляхов // Могилевские ведомости. – 2015. – 17 нояб. – С. 14.
18. Михайлов, С.А. Современная журналистика : учебник / С.А. Михайлов. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 320 с.
19. Москвин, В.П. Тропы и фигуры: параметры общей и частных классификаций/ В.П. Москвин // Филологические науки.– 2002.– №4.– С.75 – 85.
20. Орлова, Т.Д. Теория и методика журналистского творчества : учеб. пособие / Т.Д. Орлова. – Минск : Современные знания, 2005. – 120 с.
21. Пекарская, И.В. Об изобразительных и выразительных особенностях метафоры как актуализатора прагматики высказывания / И.В. Пекарская // Синтаксическая семантика: проблемы и перспективы : тезисы докладов международной конференции (21-22 мая 1997 г.). – Орел : Изд-во Орловского государственного университета, 1997. – С. 61-63.
22. Смелкова, З.С. Риторические основы журналистики: работа над жанрами газеты : учебное пособие / З.С. Смелкова. – М. : Наука, 2002. – 318 с.
23. Смолякова, О. Живая вода / О. Смолякова // Могилевские ведомости. – 2015. – 17 дек. – С. 4.
24. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд. – М. : Сов. энциклопедия, 1983. – 1632 с.
25. Хитрикова, Г. Шаги навстречу / Г. Хитрикова // Могилевские ведомости. – 2015. – 17 нояб. – С. 3
26. Шуплецова, Ю. Владимир Капуза: «Я не хожу на работу, а живу ею…» / Ю. Шуплецова // Могилевские ведомости. – 2015. – 11 нояб. – С. 5.