Основы конституционного строя Республики Беларусь
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Основы конституционного строя Республики Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Основы конституционного строя Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕГО СТРУКТУРА
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современной науке конституционного права все чаще используется понятие «конституционный строй». Оно фиксирует строго определенную, основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества и предопределяет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным. В понятие «конституционный строй» включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.
Исследование проблем конституционного строя в Республике Беларусь представляет собой одно из важнейших направлений развития науки конституционного права, предполагающее исследование и решение комплекса крупных по своему масштабу и значимости задач, направленных на укрепление конституционного строя Республики Беларусь, развитие отечественного конституционализма.
Коренное формационное преобразование отечественного конституционного строя явилось, по сути, результатом революции, осуществленной с помощью конституционных и внеконституционных (в том числе «указных») форм. В Республике Беларусь после распада СССР произошел процесс преобразования государства, а вместе с тем возник новый конституционный строй, изменился весь облик отечественного конституционализма.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕГО СТРУКТУРА
Всякое государство обладает определенными чертами, отображающими его особенности. Можно характеризовать то или иное государство как демократическое или тоталитарное, республику или монархию, федерацию или унитарное государство и т.д. Совокупность характерных черт составляет общую схему способа организации государства [1, c.34].
Для того чтобы государство не доминировало над обществом оно должно неукоснительно подчиняться праву. Это подчинение должно быть закреплено определенными гарантиями. Эти гарантии в своей совокупности обеспечивают такую форму или такой способ организации общества и государства, который может быть назван как конституционный строй [2, c.114].
Основы конституционного строя - это основы организации и функционирования не только общества и государства, но и человека, а также создаваемых им объединений.
Современное определение конституционного строя заключается в двух тезисах: формальном и содержательном.
Строй – это система построения чего-либо. С позиций формального подхода конституционный строй можно обозначить как любое устройство государства и общества на основе конституции. При этом, как видим, не имеет значения, является ли конституция демократической или нет, какие ценности закрепляются ее нормами.
Однако, если под конституционным строем просто понимать закрепленный в конституции способ (систему) организации государства и общества, то можно сделать вывод, что каждое государство (поскольку у него существует “конституционный” строй) является конституционным. Однако не всякое государство является конституционным (правовым). Нам (гражданам) важна природа, характер, содержание отношений.
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Беларусь – страна с богатой историей и уникальной современностью. Она единственная на постсоветском пространстве сохранила советский флаг, внеся лишь небольшие изменения.
В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн являются символами государственного суверенитета республики. Государственные символы Республики Беларусь прошли долгий путь становления, развития и утверждения. В них бережно сохранены черты, отражающие мирные, созидательные цели белорусского народа и государства [11].
Герб, флаг и гимн – главные символы независимости, передающие историко-культурное наследие нашего народа, подчеркивающие национальный дух и достоинство белорусских граждан.
Ныне действующая государственная символика Республики Беларусь была принята на первом в истории нашего молодого государства всенародном референдуме 14 мая 1995 г. Тогда в референдуме участвовали 4 млн 830 тыс. граждан. Из них 75% проголосовали за новый флаг и герб.
Современный государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней красного цвета и нижней зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета – 2:1. Слева вертикально расположен белорусский орнамент красного цвета на белом фоне.
Цвета флага имеют следующие значения:
- Красный – сила, мужество, благородство, энергия;
- Зелёный – надежда, здоровье, молодость, возрождение, трудолюбие, созидание, природная гармония;
- Белый – чистота, непорочность, примирение, мудрость, знания.
ГЛАВА 3 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА
Государство имеет ряд признаков, благодаря которым оно и может называться таковым. Один из важнейших признаков, наряду с наличием государственной символики, правом сбора налогов и другими – это суверенитет государства [1, c. 59].
Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.
По мнению В.М. Веремеенко, суверенность государства означает такое его свойство, в силу которого государство самостоятельно и независимо от всякой другой власти в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами [2, c. 116].
Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, то есть государственно организованной публично-политической власти.
Для государственного суверенитета характерны следующие признаки: верховенство; независимость; самостоятельность; единство.
Рассматривая каждый конкретный признак суверенности, можно дать данным признакам следующую характеристику:
Верховенство, как признак суверенности государственной власти означает, что народ сам в полном объеме осуществляет принадлежащую ему государственную власть, непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституционный строй (в содержательном аспекте, а не формальном) – это такой государственный и общественный строй, который предопределен демократической конституцией как основным законом страны, и для которого, в силу демократизма конституции, характерны указанные выше черты.
Порядок, при котором соблюдаются права и свободы индивидуума и гражданина, а государство действует в соответствии с основным законом, называется конституционным строем.
Основы конституционного строя является одним из ведущих конституционно-правовых институтов конституционного права.
Значение государственных символов в жизни каждой страны огромно – государственная символика представляет неотъемлемый атрибут государственного суверенитета и выражает историческую судьбу, значимость и предназначение нации.
Отношение к ней определяет уровень патриотизма каждого гражданина, самосознания народа в целом, является критерием преемственности поколений и духовного здоровья нации.
Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются Государственный флаг Республики Беларусь, Государственный герб Республики Беларусь и Государственный гимн Республики Беларусь.
Под суверенитетом понимается полная, беспрекословная независимости государства в решении внутриполитических и внешнеполитических вопросах, абсолютная свобода от инородного вмешательства в политику, экономику страны, а также в иные сферы жизнедеятельности, создающие внутренний климат государства.
1. Гавриленко, В.Г. Конституционное право./ В.Г. Гавриленко, Н.И. Ядевич. - Мн., 1998. – 230 с.
2. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права./А.Ф. Вишневский. – Мн.: Тесей, 1999. – 560 с.
3. Кунцевич, К.М. Конституционное право Республики Беларусь./ К.М. Кунцевич. - Мн.: Молодежное, 2003 - 41 с.
4. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь./Г.А. Василевич. – Мн.: Книжный дом, 2003. – 832 с.
5. Демичев, Д.М. Конституционное право./Д.М. Демичев. - Мн.: Выш. шк., 2004. – 115 с.
6. Конституционное право Республики Беларусь./Под ред. Сильченки М.У. – Гродно.: Право., 1998 – 234 с.
7. Общая теория государства и права: учеб. пособие/А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. 2-е изд., дополненное. – Мн.: Амалфея, 2004. – 688 с.
8. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов/М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе - М.: ИНФРА-М.,1996г. – 101 с.
9. Яковлев, А.М. Конституционный строй: социальный и правовой аспект // Вопросы философии. 1995 год, № 10, с.3
10. Пляхимович, И.И. Новый конституционно-правовой институт гражданского общества//Вестн. Калининград, юрид. ин-та МВД России.- 2002.- № 2.- С. 179— 184.
11. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 №2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24.11.1996 и 17.10.2004). – Мн.: Беларусь, 1997. – 91 с.
12. Елинская, М. Государственная символика Беларуси: исторические традиции и преемственность // Архивы и делопроизводство. – 2007. – №5. – С.108-113.
13. Об утверждении эталона Государственного герба Республики Беларусь и Положения о Государственном гербе Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 7 июня 1995., № 213 // Электрон. копия эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой «ЭТАЛОН»: версия 6.5 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
14. О государственных символах Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. №301-З // Электрон. копия эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой «ЭТАЛОН»: версия 6.5 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15. Василевич Г.А. Конституция. Человек. Государство. Книга вторая. Серия: “Право”. — Мн., “Право и экономика”. Минск, 2001. —399 с.
16. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 1995 г. № 424 «Об изготовлении и использовании изображения Государственного герба Республики Беларусь» / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
17. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2009 года №464 «О некоторых вопросах изготовления государственных символов Республики Беларусь» / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
18. Александров, Н.Г. Теория государства и права. Учебник / Н.Г. Александров, Ф.И. Калинычев, А.В. Мицкевич, А.Л. Недавний, и др. – М.: Юрид. лит., 2016. – 640 c.
19. Верееменко, В. М. Конституционное право: учебное пособие / В. М. Веремеенко, М.Д. Веремеенко. – Минск: Изд-во Гревцова, 2016. – 488 с.
20. Витушко, В.А. Теория механизма правового регулирования суверенного государства: автореф. дис. д-ра юрид. наук / В.А. Витушко. – Минск, 2017. – 42 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты