Взаимосвязь мотивации достижения и субъективного благополучия у студентов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь мотивации достижения и субъективного благополучия у студентов»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь мотивации достижения и субъективного благополучия у студентов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Белорусский государственный университет имени Максима Танка, ГУ
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ
1.1 Понятие мотивации достижения в психологии
1.2 Подходы к изучению субъективного благополучия
1.3 Психологические особенности студентов
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования взаимосвязи мотивации достижения и субъективного благополучия у студентов
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Мотивация достижения успеха представляет собой один из видов мотивации, которые во многом определяют творческое, инициативное отношение человека к осуществляемой деятельности и оказывают влияние на характер и на качество ее выполнения. Особенно актуальна мотивация достижения в период студенчества, так как в этот период происходят позитивные личностные преобразования.
Ученые и исследователи при изучении мотивации достижения успеха указывают на то, что эта мотивация является предиктором достижений людей в разных областях жизни (в процессе обучения в школе, в спортивной деятельности, в профессиональной деятельности и др.). Авторы предпринимают попытки исследовать интересы, намерения, склонности, установки, эмоциональные реакции на неудачу, различного рода атрибуции и представления человека о себе как показатели, которые обусловливают продуктивность осуществляемой деятельности.
В современном мире имеется разрыв между интенсивными социальными, экономическими, политическими, духовными изменениями нашего общества и отсутствием возможности адаптации людей к этим изменениям, что обуславливает появление тревожности, напряжённости, неуверенности в завтрашнем дне. Сложная современная социальная ситуация оказывает значительное влияние на молодых людей юношеского возраста. Исследователи отмечают, что наиболее интенсивно процессы переживаний и возникающие в связи с этим различные формы дезадаптации обнаруживаются в учебно- профессиональной деятельности.
В связи с этим на первый план выходит проблема субъективного благополучия личности, предполагающее ощущение целостности, внутреннего равновесия. Студенчество считается наиболее активным возрастом, в котором происходит профессиональное становление, формирование ценностных образований личности, определяющих жизненные цели и смыслы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ
1.1 Понятие мотивации достижения в психологии
Понятие мотивации достижения ввел в научный оборот Г. Мюррей. Под мотивацией достижения психолог понимал устойчивую потребность достижения результата в работе как стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле. Она проявляется как стремление к успеху, высоким результатам в деятельности, позволяющее справляться с трудностями, преодолевать препятствия и достигать высокого уровня, превосходить самого себя, увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей [18, с. 24].
Американский ученый Д. Макклелланд считает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства» [14, с .43].
Д. Макклелланд выделяет отличительные черты людей с ярко выраженной мотивацией достижения:
- приоритет работы в условиях максимального побуждения мотива достижения, т.е. решать задачи средней степени сложности;
- мотивация достижения не всегда приводит к более высоким результатам по сравнению с другими, а высокие результаты не всегда являются следствием актуализированного мотива достижения;
- принятие на себя личной ответственности за выполнение какой-либо деятельности. Есть условие: ситуации низкого или умеренного риска, а также, если успех не зависит от случайности;
- предпочтение адекватной обратной связи о результатах своей деятельности;
- стремление к поиску более эффективных новых способов выполнения задач, т.е. такие люди более склонны к новаторству [14, с. 53].
В работах Дж. Аткинсона мотивация достижения успеха выступает как интеграционное образование, в котором выделены две мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление к избеганию неудач. Мотивационные тенденции являются сложными по составу. В них входят: постоянные личностные диспозиции – мотивы; ситуативные непосредственные детерминанты поведения – ожидание или вероятность и субъективная побудительная ценность будущего успеха или неудачи.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи мотивации достижения и субъективного благополучия у студентов нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение взаимосвязи мотивации достижения и субъективного благополучия у студентов с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУ «Белорусский государственный университет имени Максима Танка». В исследовании приняли участие 30 студентов 1-2 курсов в возрасте 17-18 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь мотивации достижения и субъективного благополучия у студентов.
Методики исследования:
1. Опросник Т. Элерса для изучения уровня мотивации достижения успеха [19].
Цель: изучение уровня мотивации достижения успеха.
Опросник содержит 41 вопрос. Испытуемому предлагается ответить на вопросы выбрав вариант «да» или «нет.
Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Подсчитывается сумма баллов. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к достижению успеха.
Критерии оценки:
1 – 10 баллов говорит о низкой мотивации к успеху;
11 – 16 баллов говорит о среднем уровне мотивации;
17 - 20 баллов говорит об умеренно высоком уровне мотивации;
более 21 балла - очень высокий уровень мотивации к успеху.
2. Методика «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко) [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что в современной психологии мотивация рассматривается как устойчивая потребность достижения результата в работе, желание достичь определенного уровня в каком-либо деле, стремление к успеху и высоким результатам в деятельности, позволяющее справляться с трудностями, преодолевать препятствия и достигать высокого уровня, превосходить самого себя, увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей. Мотивация достижения успеха выступает как интеграционное образование, в котором выделены две мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление к избеганию неудач. Мотивация достижения успеха понимается как сила, вызывающая у человека определенные действия, которые, исходя из его ожиданий, могут привести к успеху. Мотивация избегания неудачи представляет собой выработанный механизм избегания различных ошибок и неудач.
Психологическое благополучие рассматривается как интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение индивида к своей жизни и самому себе, несущее в себе активное начало. Оценка собственного благополучия, прежде всего, опирается на смысл отношения личности и переживания по отношению к различным сторонам своей жизни, деятельности и самого себя. Психологическое благополучие отражает полноту самореализации индивида в конкретных жизненных условиях, нахождения творческого синтеза между соответствием запроса социальной среды и развитие собственной индивидуальности. Специфика субъективного благополучия, присущая каждому возрасту, определяется, во-первых, психологическими новообразованиями, соответствующими возрасту и характерной для данного возраста ведущей деятельностью, а также специфичной для каждого возраста социальной ситуацией развития, индивидуально-психологическими особенностями.
Студенческий этап – это период наиболее активного развития нравственных и социальных чувств, становления и стабилизации характера, овладения полным комплексом социальных ролей. На протяжении обучения студентов в вузе наблюдается рост субъектности студентов, позитивная динамика показателей внутреннего локуса контроля, осознанной саморегуляции поведения, представляющей существенную инструментальную предпосылку субъектной активности. Для студентов характерна уверенность, инициативность, осторожность, критичность, самостоятельность, а также ответственность. Студент действует и добивается
1. Батурин, Н. А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н. А. Батурин, С. А. Башкатов, Н. В. Гафарова // Вестник ЮУрГУ. – 2013. – № 4. – С. 4-14.
2. Башкирова, Н. Ю. Мотивация достижения успеха как фактор развития профессиональных качеств / Н. Ю. Башкирова // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. – 2021. – № 1. – С. 86-90.
3. Воронина, А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровнего анализа / А. В. Воронина // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 2. – С. 147–151.
4. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева. – М.: Смысл, 2006. – 336 с.
5. Горская, Г.Б. Самодетерминация как мотивационный фактор субъектности студентов в учебной деятельности / Г.Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. – 2008. – № 2. – С. 30-36.
6. Жарикова, И. В. Взаимосвязь самооценки и мотивации к успеху студентов / И. В. Жарикова, С. Р. Тертышникова // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 85-88.
7. Идобаева, О. А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности : автореф. дис. … доктора психологических наук / О. А. Идобаева. – М., 2013. – 26 с.
8. Крутых, У.В. Становление субъектности в студенческом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Краснодар, 2006. – 23 с.
9. Кубышкина, М.Л. Возрастные особенности мотива социального успеха / М.Л. Кубышкина // Психология: Итоги и перспективы. Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 1996. – С. 83–84.
10. Кужильная, А. В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях / А. В. Кужильная // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2015. – № 1. – С. 83–86.
11. Кузнецова, Л. Э. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы / Л. Э. Кузнецова, Н. В. Элпис // Молодой ученый. – 2015. – № 9 (89). – С. 1261-1263.
12. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 412 с.
13. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: автореф. дисс. … канд. психол. наук / М.Ш. Магомед-Эминов. – М., 1987. – 25 с.
14. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
15. Методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф // Психологическое благополучие личности. Психологическая диагностика / Т. Д. Шевеленкова, Т. П. Фесенко. – 2005. - № 3. – С. 95-121.
16. Михалко, Н. Н. Психологические особенности личности студента / Н. Н. Михалко // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – № 1(2). – С. 229-233.
17. Мухаметзянова, Ф.Г. Феномен субъектности студента в психологии / Ф.Г. Мухаметзянова// Казанский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 11-18.
18. Мюррей Г.А. Исследование личности / Г.А. Мюррей. – М.: Смысл, 2007. – 420 с.
19. Опросник Т. Элерса для изучения уровня мотивации достижения успеха // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. – Самара, 2006. – С. 496–502.
20. Пахоль, Б. Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы / Б. Е. Пахоль // Украинский психологический журнал. – 2017. – № 1. – С. 80–104.
21. Рикель, А. М. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах / А. М. Рикель, А. А. Туниянц, Н. Батырова // Вестник Московского университета. – 2017. – № 2. – С. 63–68.
22. Рожков, Е. М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых / Е. М. Рожков // Современная наука. – 2014. – № 3. – С. 44-46.
23. Султанов, У. Б. О психологических подходах к мотивам успеха / У. Б. Султанов // Наука и мир. – 2020. – Т. 2, № 9 (85). – С. 64-66.
24. Ткач, Р. С. Мотивация достижения успеха как субъектный ресурс учебно-профессиональной деятельности студентов вуза / Р. С. Ткач, Е. Н. Ткач // Проблемы высшего образования. – 2019. – № 1. – С. 446-449.
25. Фесенко, П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности : автореф. дис… канд. психол. наук: 19.00.05 / П. П. Фесенко. – М., 2005. – 24 с.
26. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2003. – 860 с.
27. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) / P. M. Шамионов // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 143–148.
28. Шенцева, Н.Н. Содержание и структура мотивации достижения личности / Н.Н. Шенцева. – Сергиев Посад: СПГИ, 2005. – 26 с.
29. Шнейдер, О.В. Особенности юношеского возраста / О.В. Шнейдер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-7. – С. 52–53.
30. Haybron, D. M. The pursuit of unhappiness: The elusive psychology of well-being. OUP Oxford, 2008. - P. 85 – 90.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты